Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н,
судей Лозовой Н.В, Брянского В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарановой А.А. к администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи Краснодарского края, администрации г. Сочи Краснодарского края о признании права на получение мер социальной поддержки, по кассационным жалобам администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи Краснодарского края, администрации г. Сочи Краснодарского края, поступившим с делом 14 октября 2019 года, на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 6 декабря 2018 года, апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 11 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Таранова А.А. обратилась в суд с иском к администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи Краснодарского края, администрации г. Сочи Краснодарского края о признании права на получение мер социальной поддержки. В обоснование доводов указала, что она является гражданкой Российской Федерации, постоянно с 2013 года проживает по адресу: "адрес". В результате чрезвычайной ситуации - подтопления на территории "адрес" ДД.ММ.ГГГГ указанному жилому помещению и имуществу истца причинен ущерб, что подтверждается актом обследования. На момент чрезвычайной ситуации она не была зарегистрирована в данном жилом помещении. Просит суд установить факт ее постоянного проживания с 2013 года по адресу: "адрес". Признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, вызванной очень сильными дождями и ливнями 25 октября 2018 года на территории муниципального образования город-курорт Сочи и введенной распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 октября 2018 года N266-р "О введении режима чрезвычайных ситуаций на территории Краснодарского края". Признать за ней право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей. Обязать Администрацию Адлерского района г. Сочи Краснодарского края включить ее в список граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального муниципального характера на территории Краснодарского края, имеющих право на получение вышеуказанных мер социальной поддержки. Решение обратить к немедленному исполнению.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 6 декабря 2018 года исковые требования Тарановой А.А. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 апреля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах представителем администрации Адлерского внутригородского района города Сочи, администрации города Сочи по доверенностям Товмасян С.Д. поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов по данному делу ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права. В частности, полагает, что у истца отсутствовало одно из обязательных условий предоставления выплат - регистрация по месту жительства в пострадавшем от паводка жилом помещении.
Стороны и третьи лица Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, Министерство труда и социального развития Краснодарского края, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Таранова А.А. постоянно проживала в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес".
В период с 24 по 25 октября 2018 года на территории муниципального образования город-курорт Сочи произошла чрезвычайная ситуация, вызванная подтоплением территории.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 октября 2018 года N 266-р "О введении режима чрезвычайных ситуаций на территории Краснодарского края" в результате дождей и ливней 24, 25 октября 2018 года и произошедшего в результате этого подтопления территорий Краснодарского края введен режим чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края. Территория муниципального образования г. Сочи включена в зону чрезвычайной ситуации.
На момент чрезвычайной ситуации истцы не были зарегистрированы в указанном жилом помещении.
Постоянное проживание истца по указанному адресу подтверждается справкой отдела полиции (Адлерский район) УВД по г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ исходящий N; актом обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением территорий в период с 24 по ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ; актом обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением территорий в период с 24 по ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о регистрации по месту пребывания N, в соответствии с которым Таранова А.А. зарегистрирована по адресу: "адрес" на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из актов обследования составленных выездной комиссией ДД.ММ.ГГГГ следует, что вышеуказанное жилое помещение получило повреждения, часть имущества утрачена.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что на момент чрезвычайной ситуации истец постоянно проживала по адресу: "адрес" кв, в связи с чем она является пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации. Поскольку факт причинения ущерба жилому помещению подтвержден материалами дела, она имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей и подлежит включению в соответствующий список.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции указанные выводы находит законными и обоснованными, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 декабря 2016 года N 1022 "Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и муниципального характера на территории Краснодарского края" определен Порядок оказания гражданам единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 2 Порядка мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций является единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей на каждого пострадавшего человека; единовременная финансовая помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 000 рублей на человека).
В силу абзаца 2 пункта 3 Порядка предоставление пострадавшим гражданам Российской Федерации единовременной материальной помощи осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края следующих условий, которые включают в себя и постоянное проживание гражданина в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства.
Постановлением администрации г. Сочи от 1 ноября 2018 года N1751 "Об организации в муниципальном образовании город - курорт Сочи работ по формированию и утверждению списков граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью, единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи" утвержден Порядок формирования и утверждения в муниципальном образовании город - курорт Сочи списков граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, имеющих право на получение единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Краснодарского края следует, что проживающие на территории Краснодарского края граждане Российской Федерации имеют право на меры социальной поддержки при причинении ущерба их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия, виды и размер компенсаций и социальных гарантий (мер социальной поддержки) для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, устанавливаются в том числе законодательством данного субъекта Российской Федерации.
К числу мер социальной поддержки, предоставляемым гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Краснодарского края, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено, относятся единовременные денежные выплаты: 10 тыс. рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 тыс. рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 тыс. рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
Обязательными условиями для получения гражданами названных единовременных денежных выплат являются: проживание гражданина на момент возникновения чрезвычайной ситуации в жилом помещении, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в Краснодарском крае, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации; частичная или полная утрата имущества первой необходимости, находившегося на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении. Факт постоянного проживания пострадавшего гражданина в жилом помещении в случае отсутствия его регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации может быть установлен вступившим в законную силу решением суда.
В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация по месту жительства не может являться самостоятельным основанием для отказа в предоставлении помощи, гарантированной статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Материалами дела установлено, что на момент чрезвычайной ситуации Таранова А.А. проживала по адресу: "адрес".
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебных актов.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 6 декабря 2018 года, апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 11 апреля 2019 года оставить без изменения, кассационные жалобы администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи Краснодарского края, администрации г. Сочи Краснодарского края - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Н.В. Лозовая
В.Ю. Брянский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.