Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99070658-2 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 1998 год"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1998 год" в настоящее время еще не принят.
К проекту бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее именуется - Фонд) на 1998 год доходная часть выполнена на 97,0 процента.
Доходы
(млн.рублей)
-------------------------------------------------------------------------
Наименование доходов |Проект бюджета|Исполнено|Отклонения| Процент
| на 1998 год | | (+,-) | исполнения
-------------------------------------------------------------------------
Остаток на начало года 2742,0 2742,0 - 100,0
Доходы в 1998 году:
Страховые взносы 30587,7 30600,8 13,1 100,0
Прочие поступления 2326,4 1372,1 -954,1 59,0
Средства федерального 521,5 522,2 0,7 100,1
бюджета
Возврат средств, заимс- 184,7 41,8 -142,9 22,6
твованных Пенсионным
фондом Российской Феде-
рации в соответствии с
федеральным законом "О
мерах по обеспечению
своевременной выплаты
пенсий в IV квартале
1995 года"
Итого поступлений в 1998 33620,3 32536,9 -1083,4 96,8
году
Всего доходов с учетом 36362,3 35278,9 -1083,4 97,0
остатка
Страховые взносы предприятий и организаций зачислены в доходы Фонда в сумме 30600,8 млн.рублей или 100 процентов от предусмотренных в проекте бюджета поступлений. Коэффициент сбора страховых взносов в 1998 году составил 90,2 процента.
Принимаемые Фондом меры по предоставлению отсрочки (рассрочки) до 6 месяцев в течение календарного года по перечислению платежей в Фонд организациям, находящимся в тяжелом финансовом положении, проведение реструктуризации имеющейся задолженности по обязательным платежам в Фонд предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ и сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций агропромышленного комплекса в рамках реализации Федерального закона от 26 марта 1998 года N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" не повлияли на снижение задолженности за страхователями. По состоянию на 1 января 1999 года задолженность за страхователями выросла по сравнению с началом года в 1,6 раза и составила 14,6 млрд. рублей, в том числе не перечисленные пени и штрафные санкции более 2,0 млрд. рублей или 13,7 процента общей суммы задолженности.
В целях реализации статьи 24 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" Фондом принято постановление о списании пеней и штрафов, начисленных за несвоевременное перечисление обязательных платежей в Фонд с организаций и предприятий - исполнителей оборонного заказа в 1994 - 1997 г.г. По данным финансового отчета с организаций, исполнителей государственного оборонного заказа, списано пеней и штрафов на сумму 50954,4 тыс. рублей.
В части реализации требований статьи 74 вышеназванного закона и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 1998 года N 1146 "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий и организаций агропромышленного комплекса государственным внебюджетным фондам Российской Федерации" Фонд своим постановлением утвердил порядок заключения соглашений о предоставлении рассрочек по уплате задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей. В настоящее время заключены и находятся в процессе оформления 11132 соглашения на общую сумму 1356184,0 тыс. рублей.
В полном объеме от запланированных поступили средства федерального бюджета на выплату пособий, санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан, подвергшихся радиационному воздействию в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей на ликвидируемых шахтах и разрезах угольной и сланцевой промышленности.
Не выполнена статья бюджета "Прочие поступления" в основном за счет сокращения поступлений штрафных санкций, в связи с проводимой Фондом реструктуризацией задолженности страхователей по платежам в Фонд, а также поступлений от работников частичной стоимости за путевки, оплаченные за счет средств социального страхования, в связи с невыполнением статьи расходов на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей.
Не возмещены в полном объеме средства, заимствованные у Фонда в 1995 - 1996 годах Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О мерах по обеспечению своевременной выплаты пенсий в IV квартале 1995 года", что также повлияло на невыполнение доходной части бюджета в целом за 1998 год. Оставшаяся сумма долга - 500,95 млн. рублей учтена в доходной части проекта бюджета Фонда на 1999 год.
Расходы
В 1998 году расходы бюджета Фонда составили 31059,4 млн. рублей, или 89,6 процента от предусмотренных проектом закона.
В разрезе отдельных статей расходы характеризуются следующими данными:
(млн.рублей)
-------------------------------------------------------------------------
Наименование расходов |Проект бюджета|Исполнено|Отклонения| Процент
| на 1998 год | | (+,-) | исполнения
-------------------------------------------------------------------------
Выплата пособий - всего 23864,0 20430,5 -3433,5 85,6
в том числе:
по временной нетрудоспо- 17750,2 14824,4 -2925,8 83,5
собности
по беременности и родам 1979,3 1895,8 -83,5 95,8
по уходу за ребенком до 2132,0 1882,5 -249,5 88,3
достижения им возраста
полутора лет
при рождении ребенка 1713,2 1568,6 -144,6 91,6
на возмещение стоимости 190,4 164,7 -25,7 86,5
гарантированного перечня
услуг и социального по-
собия на погребение
прочие пособия 98,9 94,5 -4,4 95,6
Санаторно-курортное обс- 6474,7 6053,8 -420,9 93,5
луживание работников и
их детей, включая финан-
сирование расходов на
приобретение новогодних
подарков для детей
Капитальные вложения на 390,0 388,5 -1,5 99,6
развитие санаторно-ку-
рортных учреждений, на-
ходящихся в оперативном
управлении Фонда
Оздоровление детей 2100,0 2191,9 91,9 104,4
Выплата пособий, сана- 216,5 313,0 96,5 144,6
торно-курортное лечение
и оздоровление, финанси-
руемые за счет средств
федерального бюджета
сверх установленных норм
Возмещение вреда, причи- 305,0 305,4 -1,6 99,5
ненного работникам
увечьем, профессиональ-
ным заболеванием, либо
иным повреждением здо-
ровья, связанными с ис-
полнением ими трудовых
обязанностей на ликвиди-
руемых шахтах и разрезах
угольной и сланцевой
промышленности, за счет
средств федерального
бюджета
Осуществление социально- 1220,1 1181,6 -38,5 96,8
го страхования
из них:
содержание аппарата ис- 998,1 970,3 -27,8 97,2
полнительных органов
Фонда
капитальные вложения 100,0 80,0 -20,0 80,0
Финансирование расходов, 16,8 9,9 -6,9 58,9
связанных с предвари-
тельной регистрацией
страхователей, учетом
лиц, которым должно быть
предоставлено право на
получение обеспечения по
страхованию, а также ор-
ганизационной работой по
подготовке осуществления
обязательного социально-
го страхования от нес-
частных случаев на про-
изводстве и профессио-
нальных заболеваний в
соответствии с Федераль-
ным законом "Об обяза-
тельном социальном стра-
ховании от несчастных
случаев на производстве
и профессиональных забо-
леваний"
Финансирование науч- 5,0 5,0 0,0 100,0
но-исследовательских ра-
бот по охране труда
Прочие расходы 82,2 181,8 99,6 221,2
в т.ч. списанная задол- 51,0
женность с организаций и
предприятий - исполните-
лей оборонного заказа в
1994 - 1997 гг.
-------------------------------------------------------------------------
Всего расходов 34674,3 31059,4 -3614,9 89,6
Расходы на выплату всех видов пособий составили в целом 65,8 процентов от общей суммы расходов по проекту бюджета Фонда.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности сложились ниже проектных за счет снижения показателя заболеваемости в расчете на 100 работающих против намеченных величин.
По состоянию на 1 января 1999 года не выплачено пособий по социальному страхованию на сумму более 1,5 млрд. рублей, в основном, за счет несвоевременной выплаты заработной платы работающим.
На санаторно-курортное обслуживание работников и их детей в 1998 году израсходовано 6053,8 млн. рублей или 93,5 процента от намеченных ассигнований.
За счет средств социального страхования оплачено 2292,6 тыс. путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работающих при проекте 2255,9 тыс. путевок.
В 1998 году профинансированы 1127 детско-юношеских спортивных школ, в которых занимается около 360 тысяч детей различными видами спорта. На оплату труда тренерско-преподавательского состава этих школ и аренду помещений для проведения учебно-тренировочного процесса направлено 265,0 млн. рублей.
Во исполнение Федерального закона "О ветеранах" Фондом в 1998 году оплачено 61,3 тысячи путевок на санаторно-курортное лечение участников и инвалидов Великой Отечественной войны на общую сумму 212,8 млн. рублей.
Капитальные вложения на развитие санаторно-курортных учреждений, находящихся в оперативном управлении Фонда, составили в 1998 году 388,6 млн. рублей или 99,6 процента от предусмотренных по проекту бюджета ассигнований. В течение года введены спальные корпуса на 834 койки, лечебное отделение, две водогрязелечебницы на 21 кушетку и 21 ванну, минералохранилище, овощехранилище и другие объекты здравниц, находящихся в оперативном управлении Фонда.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1998 года N 462 "О мерах по организации отдыха, оздоровления и обеспечения занятости детей и подростков в 1998 году" в истекшем году за счет средств государственного социального страхования оплачено 5223,8 тысяч путевок в санаторные и оздоровительные лагеря различного типа на сумму 2019,2 млн. рублей, в том числе на оплату путевок для детей, находящихся на попечении государства и воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах, по заявкам региональных органов социальной защиты 136,3 тыс. путевок на сумму 136,7 млн. рублей и для детей, нуждающихся в особой заботе государства, по решению Минтруда России 60,4 тысячи путевок на сумму 52,9 млн. рублей. Кроме того, на финансирование расходов по подготовке к открытию детских загородных оздоровительных стационарных лагерей направлено 172,7 млн. рублей. Всего на оздоровление детей в 1998 году Фондом израсходовано 2191,9 млн. рублей или 104,4 процента от предусмотренных на эти цели средств.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" финансирование расходов на выплату пособий по социальному страхованию сверх установленной нормы, санаторно-курортное лечение работников и их детей осуществляется за счет средств федерального бюджета путем перечисления их Фонду.
В проекте бюджета ассигнования на эти цели предусмотрены в размере 216,5 млн. рублей, которые в полном объеме поступили в Фонд. Фактические расходы в 1998 году на эти цели составили 313,0 млн. рублей или 144,6 процента от плана.
Исполнение бюджета по этим расходам характеризуется следующими данными:
(млн. рублей)
-------------------------------------------------------------------------
Наименование расходов |Проект бюджета|Исполнено|Отклонения| Процент
| на 1998 год | | (+,-) | исполнения
-------------------------------------------------------------------------
Расходы, связанные с 44,6 40,5 -4,1 90,8
выплатой пособий на ль-
готных условиях
Расходы на санаторно-ку- 86,7 174,1 87,4 200,8
рортное лечение работни-
ков и их детей
Расходы на детское оздо- 85,2 98,4 13,1 115,5
ровление
Всего 216,5 313,0 96,5 144,6
Проведенный анализ расходования средств, предназначенных для финансирования льгот по социальному страхованию в соответствии с Законом Российской Федерации о ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Указом Президента Российской Федерации о льготах гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Законом Российской Федерации об аварии на производственном объединении "Маяк" показал, что фактические расходы, необходимые для возмещения расходов на выплату указанных льгот, превышают сумму возмещения, определенную Министерством финансов Российской Федерации, исходя из реальных возможностей федерального бюджета.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.12.97 г. N 1274 "О мерах по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей на ликвидируемых шахтах и разрезах угольной и сланцевой промышленности" и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.97 г. N 1524 "О мерах по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей на ликвидируемых шахтах и разрезах угольной и сланцевой промышленности" на Фонд возложена обязанность по выплате, начиная с 1 января 1998 г., возмещения вреда, причиненного работникам ликвидированных и ликвидируемых шахт и разрезов угольной и сланцевой промышленности трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, за счет средств федерального бюджета, направляемых на государственную поддержку угольной отрасли.
На финансирование расходов по возмещению вреда потерпевшим от трудового увечья на ликвидированных шахтах и разрезах в 1998 году предусматривалось направить 305,0 млн. руб., фактически в течение года на возмещение вреда было израсходовано 303,4 млн. руб. или 99,3% от полученных средств.
В целом расходы в 1998 году на осуществление социального страхования составили 1181,6 млн. рублей или 96,8 процента от плановых ассигнований. В том числе расходы на содержание аппарата исполнительных органов составили 970,3 млн. рублей или 97,2 процента от предусмотренных проектом бюджета на эти цели.
Расходы на завершение строительства и реконструкцию административных зданий Фонда составили 80,0 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.98 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Фонд проводит работу по подготовке осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. На эти цели в 1998 году направлено 9,9 млн. рублей.
Финансирование научно-исследовательских работ по охране труда исполнено полностью в сумме 5,0 млн. рублей.
Основной причиной перерасхода по статье "Прочие расходы" является отнесение на данную статью суммы списанной задолженности по перечислению в Фонд пеней и штрафов, начисленных за несвоевременное перечисление обязательных платежей в Фонд с организаций и предприятий - исполнителей оборонного заказа в 1994 - 1997 г.г. (51,0 млн. рублей). В данную статью также включены расходы в сумме 6,0 млн. рублей в связи с исполнением решений судов по возложению на исполнительные органы Фонда обязанности по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей в случаях ликвидации предприятия без правопреемника.
Остаток бюджетных средств на 1 января 1999 года составил 4219,5 млн. рублей.
Структура бюджетного остатка средств на 1 января 1999 года
-------------------------------------------------------------------------
Наименование статей | Сумма (млн.руб.)
-------------------------------------------------------------------------
Сумма остатка на 01.01.99 г. 4219,5
в том числе:
на текущих счетах 2127,9
краткосрочные финансовые вложения (ГКО) 719,3
возврат средств, заимствованных Пенсионным фондом 113,9
Российской Федерации в соответствии с Федеральным
законом "О мерах по обеспечению своевременной выплаты
пенсий в IV квартале 1995 г." (векселями)
задолженность Фонда страхователям -1060,3
Финансирование оздоровительных лагерей и санаториев- 77,2
профилакториев
Расчеты по приобретению путевок 156,8
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 1475,4
Сумма в пути 148,2
Путевки в наличии 461,1
В составе остатка бюджетных средств на 1 января 1999 г. учтены государственные ценные бумаги Российской Федерации на сумму 719,3 млн. рублей, которые приобретены в соответствии со статьей 65 Федерального закона "О Федеральном бюджете на 1997 год" от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ, а также векселя на сумму 113,9 млн. рублей, поступившие в счет возврата средств заимствованных Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О мерах по обеспечению своевременной выплаты пенсий в IV квартале 1995 года".
При нормативном запасе оборотных денежных средств на 01.01.99 1183,6 млн.руб., денежные средства на текущих счетах исполнительных органов Фонда составляют 2127,9 млн. рублей. Превышение нормативного запаса оборотных денежных средств в сумме 944,3 млн. руб. направлено на покрытие Фондом задолженности перед страхователями по выплате пособий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.