Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Масленниковой Л.В, Рачиной К.А,
при секретареУтешеве С.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Березина Е.Д. на решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 20 июня 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Березина Е.Д. к УСЗН СВО г. Москвы об обязании присвоить звание "Ветеран труда", возмещении судебных расходов - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Березин Е.Д. 25.04.2019 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Северо-Восточного административного округа города Москвы (далее - УСЗН СВАО г. Москвы) о присвоении звания "Ветеран труда", возмещении судебных расходов, мотивируя обращение тем, что проживает в городе Москве, имеет продолжительный трудовой стаж и в 1976 году награжден общесоюзным знаком "Ударник девятой пятилетки", однако в присвоении звания "Ветеран труда" ответчиком отказано, что истец полагает незаконным, нарушающим его права.
В судебном заседании истец требования поддержал, представитель ответчика иск не признала.
20.06.2019 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Березин Е.Д. по доводам своей апелляционной жалобы от 24.07.2019.
В заседании судебной коллегии истец Березин Е.Д. и его представитель по доверенности Шугова Э.В. доводы апелляционной жалобы поддержали, ответчик УСЗН СВАО г. Москвы в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 39-42).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца и его представителя, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Березин Е.Д, *** года рождения, проживающий в городе Москве, с 26.11.2008 являющийся получателем пенсии по старости, в период работы в Особом бюро Среднеазиатского управления проектно-монтажных работ совместным решением Коллегии Министерства и ЦК профсоюза от 13.01.1976 за достигнутые успехи в выполнении государственного плана и соц.соревнования награжден знаком "Ударник девятой пятилетки", о чем выдано удостоверение и внесена запись в трудовую книжку (л.д. 11-15).
19.09.2016 Березин Е.Д. обратился в отдел социальной защиты населения района Отрадное УСЗН СВАО г. Москвы по вопросу присвоения ему звания "Ветеран труда", представив указанные документы как основания для его присвоения; в ответе от 22.09.2016 N 1150 ему отказано в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку сведений о награждении истца ведомственными знаками отличия в труде руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации не представлено, что противоречит положениям постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", а представленные документы о награждении таковым ведомственным знаком отличия в труде не являются (л.д. 6-7).
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции, действующей на момент обращения истца к ответчику, рассмотрения им заявления и рассмотрения дела в суде, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы и ветераны труда, и для каждой категорий граждан установлены определенные меры социальной защиты (ст. 1).
В силу ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ ветеранами труда являются: лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1); лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемыйдля назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).
Положения ст. 7 указанного закона в редакции, действовавшей до 01.07.2016, предусматривали, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).
Из системного толкования положений ст.ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" как в ранее действовавшей, так и в действующей редакции, следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда и признание государством в лице соответствующих должностных лиц и органов власти особых заслуг лиц.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст.ст. 10, 22 указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п.п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" с учетом требований и критериев Федерального закона "О ветеранах".
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующее порядок присвоения такого звания.
Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утверждено постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", в п. 2 которого указано, что з вание "Ветеран труда" присваивается гражданам: награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента РоссийскойФедерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.); награжденным по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.1); начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2.2.).
Таким образом, критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, отмеченные соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
Единый общесоюзный знак "Ударник девятой пятилетки" учрежден Постановлением Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) от 27.02.1974 " Об утверждении образца единого общесоюзного знака "Ударник девятой пятилетки" и Положения о нем " для награждения лучших рабочих, колхозников, руководящих инженерно-технические работников, служащих предприятий, строек, совхозов, колхозов, сотрудников научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других организаций и учреждений, добившихся наиболее высоких трудовых показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании и досрочно выполнивших пятилетние задания.
В соответствии с Положением о едином общесоюзном знаке "Ударник девятой пятилетки" указанным знаком награждаются работники предприятий и организаций республиканского подчинения - совместным решением министерства, ведомства союзной республики и республиканского комитета профсоюза (по РСФСР - министерства, ведомства РСФСР и ЦК профсоюза); работники предприятий и организаций, подчиненных обл(край)исполкомам и не связанных подчиненностью с каким-либо министерством, ведомством, - совместным решением обл(край)исполкома и областного, краевого совета профсоюзов (п. 2). Ходатайства о награждении знаком "Ударник девятой пятилетки" возбуждаются администрацией, комитетом профсоюза и комитетом комсомола предприятия, организации, учреждения, совхоза, колхоза; на представляемых к награждению знаком "Ударник девятой пятилетки" составляются списки, в которых указываются фамилия, имя, отчество, выполняемая работа и краткие сведения о выполнении пятилетних заданий и социалистических обязательств; списки направляются в соответствующие министерства, ведомства или обл(край)исполкомы (п. 3).
Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд правильно применил вышеуказанные нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска Березина Е.Д, поскольку представленное истцом удостоверение о награждении не относятся к знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда, ввиду того, что не свидетельствуют онаграждении истца за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, учитывая, что основанием награждения указано успешное выполнение и перевыполнение заданий пятилетки, что не может рассматриваться как награждение за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, являющееся основанием для признания лица ветераном труда.
В апелляционной жалобе истец ссылается на неправильное применение судом норм материального права, устанавливающих условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда", а также на то, что знак ""Ударник девятой пятилетки" учрежден ЦК КПСС, СовМином СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, длительность трудового стажа до награждения не менее 15 лет условием присвоения звания "Ветеран труда" не является.
Указанные доводы истца являются несостоятельными, поскольку противоречат действующему законодательству и основаны на неправильном его применении и толковании, учитывая, что указанная истцом награда как мера поощрения не дает оснований полагать, что награждение истца состоялось от имени соответствующего органа государственной власти именно за продолжительный добросовестный труд.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Апелляционная жалоба истца не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 20 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Березина Е.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.