Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Шипиковой А.Г, Кочергиной Т.В,
при помощнике суда Левиной В.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Т.В.
дело по апелляционной жалобе Титко А.Ю.
на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 15 июля 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Департамента городского имущества г.Москвы к Титко А.Ю. об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд,- удовлетворить частично.
Изъять для государственных нужд принадлежащие Титко А. Ю. гараж-бокс N ****, с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, расположенный по адресу: ****, с кадастровым номером ***, площадью ** кв.м, расположенный по адресу: г.Москва **** с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, расположенный по адресу: г.Москва ***
Установить сумму возмещения за изымаемое имущество в размере 2 654 753 рубля.
Установить, что возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается ГКУ г.Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" за счет средств бюджета г.Москвы с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу путем перечисления на счет правообладателя.
Титко А.Ю. обязан освободить бокс от собственного имущества и имущества третьих лиц в течение 3-х рабочих дней после получения возмещения стоимости изымаемого имущества. Датой оплаты возмещения стоимости изымаемого имущества и причиненных таким изъятием убытков считается дата списания денежных средств со счета ГКУ г.Москвы "Управление дорожно-мостового строительства".
Титко А.Ю.обязан обеспечить допуск ГКУ г.Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" и/или подрядной организации к боксу для проведения строительно-монтажных работ с момента оплаты денежной компенсации. По истечении 3 рабочих дней ГКУ г.Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" и/или подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное правообладателем собственное имущество и имущество третьих лиц.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Титко А.Ю. на гараж-бокс N ****, с кадастровым номером ****
В удовлетворении иска Департамента городского имущества г.Москвы в остальной части - отказать.
В удовлетворении встречного иска Титко А. Ю. к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании суммы возмещения недостоверной и определении иной суммы возмещения, взыскании убытков, об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд - отказать.
УСТАНОВИЛА:
ДГИ г..Москвы обратился в суд с иском к Титко А.Ю. об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества - гаража-бокса N ****, с кадастровым номером **** на условиях соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд г..Москвы, установив сумму выкупа в соответствии с отчетом об оценке в размере 686 000 руб. за каждый гараж-бокс, мотивировал свои требования тем, что Департаментом городского имущества г..Москвы 25.05.2018 г..издано распоряжение N 16710 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей строительства многоуровневой транспортной развязки на пересечении Северного дублера Кутузовского проспекта, Шелепихинской набережной и Третьего транспортного кольца с необходимой для функционирования улично-дорожной сетью, переустройство инженерных сетей, коммуникаций и железнодорожной инфраструктуры". В адрес Титко А.Ю. направлено соглашение о выкупной цене имущества в размере 686 000 рублей и других условиях выкупа с приложением отчета об оценке изымаемого имущества в отношении каждого гараж-бокса.
Срок заключения соглашения истек, ответчик его не подписал, в связи с чем, ДГИ г..Москвы обратился в суд с настоящим иском, в котором просил изъять для государственных нужд принадлежащие Титко А.Ю. гаражи-боксы; установить сумму возмещения в размере 686 000 руб. в отношении каждого гаража, что составляет 2 058 000 руб.; установить, что возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается ГКУ г..Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" за счет средств бюджета г..Москвы с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу путем перечисления на счет правообладателя; установить, что ответчик обязан освободить бокс от собственного имущества и имущества третьих лиц в течение 3-х рабочих дней после получения возмещения стоимости изымаемого имущества; установить, что ответчик обязан обеспечить допуск ГКУ г..Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" и/или подрядной организации к боксу для проведения строительно-монтажных работ с момента оплаты денежной компенсации. По истечении 3 рабочих дней ГКУ г..Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" и/или подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное правообладателем собственное имущество и имущество третьих лиц; определить, что настоящее решение является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности ответчика на гараж-бокс и основанием для прекращения ограничений в виде запрещения сделок с имуществом и арестов в отношении гаражей-боксов.
В ходе рассмотрения дела от Титко А.Ю. поступил встречный иск к ДГИ г.Москвы, в котором Титко А.Ю. просил признать недостоверной сумму возмещения рыночной стоимости гараж-боксов, определить сумму возмещения на основании отчета ООО "Научно-производственный центр "СОЮЗОЦЕНКА" в отношении гараж-бокса N**** площадью *** кв.м. в размере 912 456 руб, в отношении гараж-бокса N** и N***площадью **** кв.м. в размере 902 318 руб. за каждый. Также Титко А.Ю. во встречном иске указал, что ему пришлось приобретать блок-контейнер для необходимости хранения имущества, ранее располагавшегося в гараж-боксе, а потому просил взыскать с ДГИ г.Москвы 218 570 руб. в счет возмещения расходов на приобретение блок-контейнера.
Представитель истца по первоначальному иску Департамента городского имущества, одновременно представляющий третье лицо - Правительство Москвы по доверенности Коломеец К.С. в судебное заседание явился, доводы, изложенные в первоначальном исковом заявлении, поддержал, просил заявленные требования удовлетворить, в удовлетворении встречного иска просил отказать.
Ответчик по первоначальному иску Титко А.Ю. в судебное заседание явился, первоначальный иск не признал, указал на несогласие с размером выкупной стоимости, указанной в первоначальном и определенной судебной экспертизой, просил отказать в его удовлетворении, встречные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель третьего лица ГКУ г.Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" по доверенности Никитин С.А. в судебное заседание явился, высказал мнение о наличии оснований для удовлетворения первоначальных исковых требований, в удовлетворении встречного иска просил отказать.
Представитель третьего лица ГСК "Автолюбитель" Малинин С.А. просил в удовлетворении первоначального иска отказать, относительно встречного иска оставил разрешение данного вопроса на усмотрение суда.
Третье лицо ООО "ИФСК "АРКС" в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Титко А.Ю.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
В соответствии со ст. 239 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 Гражданского кодекса РФ.
Согласно ст. 239.2 Гражданского кодекса РФ отчуждение зданий, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В случае, если лицу, которому земельный участок, подлежащий изъятию для государственных или муниципальных нужд, принадлежит на ином праве, то принадлежащие ему на праве собственности и расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, отчуждаются в соответствии со ст. 239.2 Гражданского кодекса РФ одновременно с изъятием земельного участка по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 279 Гражданского кодекса РФ).
В силу п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со ст. 17 ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд, отчуждение объектов недвижимого имущества, прекращение и переход прав на них, установление сервитута и иные отношения, которые возникают в связи с размещением объектов и к которым применяются положения федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 г. N43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с присоединением с 1 июля 2012 года к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий.
Порядок изъятия недвижимого имущества предусмотрен статьей 10 Федерального закона от 05.04.2013 г. N43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ст. 10 вышеназванного Закона, изъятие недвижимого имущества осуществляется путем его выкупа в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на праве собственности, или путем прекращения прав на это имущество и возмещения убытков в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на ином праве. Собственнику или правообладателю недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проект соглашения с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) расчетов убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества (далее - соглашение об изъятии недвижимого имущества), направляется заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 2). Соглашение об изъятии недвижимого имущества должно содержать условия его изъятия, включающие в себя цену изымаемого недвижимого имущества, порядок и сроки прекращения владения данным имуществом, цену и описание недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества, порядок, сроки передачи данного имущества (в случае его предоставления) и другие значимые обстоятельства.
Собственник или правообладатель недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе представить в орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, свои предложения к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества, в том числе предложения об изменении рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых таким изъятием. К предложениям об увеличении рыночной стоимости недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых изъятием недвижимого имущества, должны быть приложены обосновывающие это увеличение документы. В случае признания указанных предложений обоснованными орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, дорабатывает проект соглашения об изъятии недвижимого имущества и направляет этот проект правообладателю изымаемого недвижимого имущества (п. 3). В случае, если в течение трех месяцев со дня направления проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества указанное соглашение не заключено, орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии такого имущества (п. 4). Принудительное прекращение прав на изымаемое недвижимое имущество допускается только на основании решения суда и после возмещения рыночной стоимости изъятого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных его изъятием (п. 5). Проект соглашения об изъятии недвижимого имущества может быть направлен правообладателю изымаемого недвижимого имущества не ранее чем через два месяца со дня принятия решения об изъятии недвижимого имущества (п. 8). Иск об изъятии недвижимого имущества может быть предъявлен в суд в течение трех лет со дня принятия решения об изъятии недвижимого имущества (п. 9). В случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом.
При этом размер возмещения стоимости изымаемого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков определяется на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. В данном отчете должны быть указаны все убытки, причиненные таким изъятием и подлежащие возмещению (п. 10). На основании судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, обеспечивает перечисление денежных средств в размере, определенном на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, на расчетный счет, указанный лицом, у которого изымается недвижимое имущество, или в случае, если реквизиты этого расчетного счета не указаны, обеспечивает внесение денежных средств в депозит нотариуса по месту нахождения изымаемого недвижимого имущества при условии, что иное не предусмотрено судебным актом о принудительном изъятии недвижимого имущества. Орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обеспечить внесение денежных средств в размере, определенном на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, в депозит нотариуса по месту нахождения изымаемого недвижимого имущества до обращения в суд с заявлением о принудительном изъятии недвижимого имущества или в ходе рассмотрения судом заявления о принудительном изъятии недвижимого имущества (п. 11).
Таким образом, указанные нормы прямо регулируют выкуп земельного участка и недвижимого имущества у собственника либо изъятие земельного участка и недвижимого имущества у обладателя иного вещного права. При этом правообладатель имеет право на компенсацию, размер которой в случае спора определяется судом.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, Титко А.Ю. является собственником объектов недвижимого имущества, а именно: гаража-бокса N ****, с кадастровым номером *****
Департаментом городского имущества г.Москвы 25.05.2018 г. издано распоряжение N 16710 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей строительства многоуровневой транспортной развязки на пересечении Северного дублера Кутузовского проспекта, Шелепихинской набережной и Третьего транспортного кольца с необходимой для функционирования улично-дорожной сетью, переустройство инженерных сетей, коммуникаций и железнодорожной инфраструктуры".
В адрес Титко А.Ю. направлено соглашение о выкупной цене имущества в размере 686 000 руб. и других условиях выкупа с приложением отчета ООО "КОМПАС" об оценке изымаемого имущества за каждый гараж-бокс.
Установленный законом (ст. 10 ФЗ от 05.04.2013 N43-ФЗ и ч.10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ) 3-месячный срок заключения соглашений истек, Титко А.Ю. их не подписал, в связи с чем ДГИ г.Москвы обратился в суд с иском.
Возражая против удовлетворения иска, Титко А.Ю. во встречном иске указал, что представленный ДГИ г.Москвы расчет выкупной цены, установленной на основании отчета ООО "КОМПАС" является заниженным, в связи с чем просил установить расчет выкупной цены, определенный на основании отчета ООО "Научно-производственный центр "СОЮЗОЦЕНКА" в отношении гараж-бокса N**** площадью ****кв.м. в размере 912 456 руб, в отношении гараж-бокса N**** площадью *** кв.м. в размере 902 318 руб. за каждый.
Определением суда от 02.04.2019 г. судом по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено экспертному учреждению ООО "Правое дело", с постановкой вопроса перед экспертами: какова рыночная стоимость гаражей-боксов N ****, с кадастровым номером 77:01:0004046:3466, площадью 18 кв.м, расположенного по адресу: г.****
Как следует из поступившего в адрес суда заключения судебной экспертизы от 21.05.2019 г, рыночная стоимость гаража-бокса N ****, с кадастровым номером ****, на 30.08.2017 г. с учетом округления составляет 780 443 руб, стоимость убытков - 57 379 руб, по состоянию на дату оценки стоимость гараж-бокса N**** равно 829 533 руб, стоимость убытков - 61 530 руб.; рыночная стоимость гаража-бокса N *****, на 30.08.2017 г. составляет 771 771 руб, стоимость убытков в размере 57 379 руб, стоимость гараж-бокса N**** на дату оценки составляет 820 315 руб, стоимость убытков 61 530 руб.; рыночная стоимость гаража-бокса N *****на 30.08.2017 составляет 771 771 руб, стоимость убытков 57 379 руб, на дату оценки стоимость гараж-бокса N1**** составляет 820 315 руб, стоимость убытков 61 530 руб.
Разрешая заявленные требования Департамента городского имущества г.Москвы, оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, заключение ООО "Правое дело", суд пришел к правильному выводу о частичном их удовлетворении, поскольку в предусмотренный законом срок ДГИ г.Москвы было направлено в адрес Титко А.Ю. соглашения, которые Титко А.Ю. не подписал, аргументированных возражений против заявленных требований в части обоснованности изъятия не представил, при этом суд посчитал возможным определить рыночную стоимость спорного объекта в размере 2 654 753 руб. в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.
У суда не имелось оснований не доверять заключению экспертизы проведенной ООО "Правое дело", поскольку экспертиза проводилась квалифицированными экспертами, предупрежденными по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, экспертами даны ответы на все поставленные вопросы, мотивированны, понятны и не противоречивы, данных о заинтересованности лиц, проводивших экспертизу, не имеется.
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, сул руководствуясь положениями ст. 15 ГК РФ обосновано исходил из того, что в нарушении ст. 56 ГПК РФ Титко А.Ю. не представлено доказательств несения убытков в размере указанном Титко А.Ю.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства к правильно установленным фактическим обстоятельствам дела.
С указанным решением, не согласен Титко А.Ю. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что ДГИ г. Москвы не смог пояснить о законности изъятия гаражей. Указанный довод судебная коллегия отклоняет, поскольку в соотвествии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ДГИ г. Москвы было издано распоряжение N 16710 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей строительства многоуровневой транспортной развязки на пересечении Северного дублера Кутузовского проспекта, Шелепихинской набережной и Третьего транспортного кольца с необходимой для функционирования улично-дорожной сетью, переустройство инженерных сетей, коммуникаций и железнодорожной инфраструктуры".
Апелляционная жалоба не содержит оснований к отмене решения суда первой инстанции, поскольку по существу сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 15 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционной жалобе Титко А.Ю.
- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.