Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Дементьевой Е.И, Васильевой Е.В,
при ведении протокола помощником судьи Игнатовой Е.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дементьевой Е.И.
дело по апелляционной жалобе представителя истца Лущенко Е.П. по доверенности Голосова М.В. на решение Пресненского районного суда г.Москвы от 19 августа 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Лущенко * к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет, об обязании принять на учет по улучшению жилищных условий за счет средств федерального бюджета, возложить обязанность повторно рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказать.
УСТАНОВИЛА:
Лущенко Е.П. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы, просила признать незаконным отказ в постановке на жилищный учет, обязать принять на учет по улучшению жилищных условий за счет средств федерального бюджета, возложить обязанность повторно рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Исковые требования мотивированы тем, что 20.02.2019г. Лущенко Е.Н. обратилась в ДГИ г.Москвы с заявлением о постановке на жилищный учет для обеспечения жилой площадью, как выехавшая из зоны проживания с правом на отселение, имеющая право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". 09.04.2019г. уведомлением ДГИ г.Москвы истцу незаконно отказано в предоставлении государственной услуги по рассмотрению вопроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Истец считает указанный отказ в предоставлении государственной услуги незаконным.
Истец и ее представитель в судебном заседании иск поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель истца по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, о дате рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из материалов дела следует, что истец до октября 2014 года проживала в г.Новозыбков Брянской области.
С 14.10.2014г. Лущенко Е.П, в составе семьи из 6 человек, зарегистрирована по месту жительства в двухкомнатной квартире, площадью жилого помещения 64,4 кв.м, расположенной по адресу*.
Лущенко Е.П. обратилась в ДГИ г. Москвы с заявлением о принятии ее на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Уведомлением ДГИ г.Москвы от 09.04.2019г. Лущенко Е.П. отказано в предоставлении государственной услуги - принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, поскольку она проживает в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет, также ДГИ г. Москвы было учтено, что размер площади жилого помещения на праве пользования, приходящегося на каждого члена семьи заявителя, составляет 10,73 кв.м., что более учетной нормы и не соответствует установленным п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона N 29 основаниям признания жителей г. Москвы нуждающихся в жилых помещениях.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями ст.13 ЖК РФ, Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом г.Москвы N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом суд первой инстанции исходил из того, что у истца отсутствуют основания, необходимые для постановки на жилищный учет в г. Москве.
С выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на спорные правоотношения не распространяются положения Закона г.Москвы N29, судебная коллегия находит несостоятельными.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы), гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, в том числе гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз (п.7 ст. 17 Закона).
В соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не установлены порядок и условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений.
Такие условия определены в Жилищном Кодексе РФ, а также законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В субъекте Российской Федерации - городе Москве, условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в Законе города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В соответствии с ч.1 ст.8 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" ж ители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы;
2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону;
4) заявители проживают в жилых помещениях в многоквартирных домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
В соответствии с ч.3 ст. 7 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" одним из условий признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является проживание в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Таким образом, учитывая, что факт проживания истца на территории г.Москвы менее 10 лет и обеспеченность площадью жилого помещения более учетной нормы не отвечает предусмотренным Законом города Москвы от 14.06.2006 N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" условиям для признания нуждающимся в жилых помещений, оснований для признания отказа Департамента городского имущества г.Москвы в принятии истца на жилищный учет у суда первой инстанции не имелось.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, само по себе то обстоятельство, что истец относится к числу граждан, добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение, не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку данное обстоятельство не порождает субъективного права истца на постановку на жилищный учет в г.Москве и получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных Законом РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", без учета положений Жилищного Кодекса РФ и Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", которым определяются порядок и условия признания нуждающимися в предоставлении жилого помещения.
Какой-либо отдельный порядок и условия признания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в предоставлении жилого помещения положениями Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 не предусмотрены.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 19 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Лущенко Е.П. по доверенности Голосова М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.