Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Пильгановой В.М, Лобовой Л.В,
при помощнике судьи Кишкинской А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. гражданское дело (N 2-1404/2019) по апелляционной жалобе Власовой... на решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 04 июня 2019 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Власовой... к УСЗН САО г. Москвы о признании незаконными действий, взыскании задолженности - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Власова И.Е. обратилась в суд с иском к УСЗН САО г. Москвы, с учетом уточнений просила признать незаконными действия УСЗН САО г. Москвы о приостановлении истцу выплаты региональной социальной доплаты к пенсии с 01.11.2018, обязать ответчика возобновить выплаты региональной социальной доплаты к пенсии с 01.11.2018, взыскать задолженность по выплате региональной социальной доплаты к пенсии в размере 23 488 руб. 10 коп, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 026 руб. 28 коп.
В обосновании заявленных требований ссылалась на то, что она является получателем пенсии по старости, до 01.11.2018 получала ежемесячную региональную социальную доплату к пенсии в размере 5 508 руб. 55 коп, однако с 01.11.2018 доплата не выплачивалась в связи с тем, что поступили сведения о ее работе в период с 2016 года по 2018 год в СПАО "Ингосстрах". Истец полагает, что приостановление выплаты незаконно, поскольку она оказывала услуги СПАО "Ингосстрах" по агентскому договору до 2008 года, после 20.03.2008 никаких выплат и отчислений за нее по страховым взносам в ПФР и налоговую инспекцию Общество не производило, никакого дохода и иных выплат она не имела, поэтому она не может быть лишена выплат региональной социальной доплаты к пенсии, и тем более с нее не может быть взыскана сумма в размере 92 564 руб. 26 коп.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит ответчик по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя истца - Власову К.Б, представителя ответчика - Мишину И.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-1111, право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания.
К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
Подпунктом "в" п. 32 Порядка предусмотрено, что размеры региональной социальной доплаты к пенсии подлежат перерасчету при изменении (назначении или прекращении выплаты, перерасчете или корректировке размера) денежных выплат, входящих в общую сумму материального обеспечения пенсионера, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органами социальной защиты населения получены сведения о таком изменении, а при изменении размеров денежных выплат, осуществляемых органами социальной защиты населения, - с даты их изменения.
Согласно п. 33 Порядка право на получение региональной социальной доплаты утрачивается, в том числе, при поступлении пенсионера на оплачиваемую работу (заключении трудового договора) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем поступления на работу (начала действия трудового договора).
Если пенсионером в какой-либо из периодов утрачивалось право на получение региональной социальной доплаты, то при представлении им документов, подтверждающих вновь приобретение этого права, региональная социальная доплата назначается заново исходя из общей суммы его материального обеспечения на дату обращения.
В соответствии с п. 35 Порядка при поступлении сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы вправе приостанавливать ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается.
Гражданин обязан в 10-дневный срок известить управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ее выплаты или изменение размера (п. 41).
Согласно пп. "а" п. 42 Порядка в случаях когда представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 настоящего Порядка, повлекло за собой перерасход бюджетных средств на выплату региональной социальной доплаты, причиненный ущерб возмещается в следующем порядке: управление социальной защиты населения города Москвы определяет сумму переполученных средств и выносит решение об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты.
В соответствии с действующим законодательством, к неработающим пенсионерам относятся не только лица, не осуществляющие работу по трудовому договору, но и в том числе лица, не осуществляющие иную деятельность, в период которой они получали доход, с которого были произведены соответствующие отчисления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Власова И.Е. с 18.08.2006 является получателем страховой пенсии по старости, с 01.04.2008 является получателем региональной социальной доплаты к пенсии.
С 01.11.2018 выплата региональной социальной доплаты к пенсии истцу была приостановлена автоматизировано, в связи с поступлением в Управление социальной защиты населения сведений из ГУ-ОПФР N 5 Управления N 4 по г. Москве и Московской области об осуществлении истцом трудовой деятельности с по 28.06.2018.
Власова И.Е. оказывала агентские услуги СПАО "Ингосстрах" на основании агентского договора от 14.12.2006, который расторгнут 29.06.2018. Последняя выплата по агентскому договору была произведена 20.03.2008 и отчисления по страховым взносам в ПФР и налоговую инспекцию после последней выплаты не производились.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе Власовой И.Е. в удовлетворении заявленных требований, поскольку, как верно указал суд, основания для принятия ответчиком решения о приостановке выплаты региональной социальной доплаты к пенсии имелись, учитывая, что истец, являясь получателем ежемесячной выплаты, не исполнила установленную обязанность по сообщению УСЗН сведений о наличии условий для прекращения такой выплаты.
Доводам истца об отсутствии у нее дохода в период действия агентского договора, а также уплаты страховых взносов, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка как не освобождающим истца от обязанности сообщить органу, выплачивающему региональную социальную доплату к пенсии, об обстоятельствах, влияющих на ее выплату, поскольку условием выплаты пенсионеру региональной социальной доплаты к пенсии является само отсутствие у пенсионера работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а не размер оплаты труда и уплаченных страховых взносов.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы Власовой И.Е. не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене судебного решения, поскольку направлены на иное толкование действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 04 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Власовой... - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.