Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио,
судей Филипповой О.В, Мухортых Е.Н,
при помощнике фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио,
дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 20 марта 2019 года, которым постановлено: в удовлетворении требований фио к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) о признании незаконным решения комиссии, обязании поставить на учет - отказать в полном объеме,
установила:
фио обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказания России (далее-ФСИН России) о признании незаконным решения комиссии ФСИН России, признании за истцом права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании ФСИН России принять истца на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, с даты подачи рапорта, то есть с 26 мая 2014 года, обязать ФСИН России предоставить в суд учетное дело истца с оригиналами документов, приложенных к иску.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением комиссии ФСИН России от 13 февраля 2018 года ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты (далее-ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с ухудшением жилищных условий истцов в 2013 году в соответствии с п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369.
С данным решением истец не согласен, поскольку намерений по ухудшению жилищных условий у него не было.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, его представитель фио иск поддержала.
Представитель ответчика ФСИН России по доверенности фио в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения иска.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика ФСИН России фио, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене обжалуемого решения.
Судом установлено, что фио паспортные данные старший прапорщик внутренней службы старший инструктор-кинолог кинологической группы отдела охраны ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по адрес и адрес обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 26 мая 2014.
Выслуга лет в календарном исчислении более 19 лет.
Представлены документы на 1 человека: заявитель, (представлена копия свидетельства о расторжении брака 12 мая 2005).
Заявитель с 05 апреля 2014 года по 02 апреля 2015 года временно зарегистрирован
в жилом помещении по адресу: адрес.
Ранее заявитель с 2002 года по 13 февраля 2013 года был постоянно зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 69,24 кв.м. по адресу: адрес на основании ордера на жилое помещение (представлена копия ордера) выдан матери бывшей супруги заявителя фио
По данному адресу представлена выписка по лицевому счету и справка
о зарегистрированных, согласно которой на жилплощади было постоянно зарегистрировано 4 чел.
Решением Выборгского районного суда адрес от 14 ноября 2012 года по делу N 2-7556, фио признан утратившим право пользования по адресу: адрес. Указанным решением установлено, что ответчик в судебном заседании исковые требования признал, признание иска выражено в письменном заявлении ответчика, которое приобщено к материалам дела.
На основании этого решения фио выписан из жилого помещения по адресу: адрес. Копия решения суда представлена.
Решением комиссии ФСИН России от 13 февраля 2018 года (выписка из протокола N 2) по результатам рассмотрения вопроса о предоставлении фио ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения было отказано в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты по основанию, предусмотренному п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369" в связи с ухудшением жилищных условий, выразившихся в том, что истец выписан из жилого помещения по адресу: адрес, в 2013 году по решению суда.
Разрешая спор, суд руководствовался ст. ст. 53, 54 ЖК РФ, ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369", и, установив, что истец в 2013 году по решению суда выписан из жилого помещения по адресу: адрес, где ранее был зарегистрирован с 2002 года по 13 февраля 2013 года, что повлекло ухудшение его жилищных условий, признал обоснованным отказ в постановке фио, на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что решением суда, на основании которого он снят с регистрационного учета из жилого помещения по адресу: адрес, установлено, что он выехал из этой квартиры 12 мая 2005 года, следовательно, эту дату и следует считать моментом ухудшения жилищных условий, к дате принятия решения комиссии ФСИН России от 13 февраля 2018 года 5-ти летний срок, установленный для принятия на учет после ухудшения жилищных условий, уже прошел. Ссылается также на то, что с момента подачи истцом документов 26 мая 2014 года по дату рассмотрения 13 февраля 2018 года прошло более трех лет.
Указанные доводы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене решения.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) ( часть1 статьи 1 данного закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения ( пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ);является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м ( пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи ( часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы закона перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в системной взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий ( пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, заверенных в установленном порядке.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Снятие истца с регистрационного учета по адресу: адрес, в 2013 году по решению суда, где ранее истец был зарегистрирован с 2002 года по 13 февраля 2013 года, является ухудшением жилищных условий, поскольку в соответствии с ЖК РФ, будучи вселенным в квартиру матери своей бывшей супруги в качестве члена семьи, обладал самостоятельным правом пользования этой квартирой, решением суда о признании утратившим право пользования установлен его добровольный отказ от своих прав нанимателя. При этом реализация этого права была возможной вплоть до 2013 г, когда в отношении него был инициирован судебный спор, однако, никаких действий для защиты своего права им не было предпринято, более того, иск был признан. Таким образом, ухудшение жилищных условий напрямую зависело от воли истца, датой ухудшения следует считать дату вступления в законную силу судебного решения от 14 ноября 2012 г.
Поскольку определение нуждаемости сотрудника и членов его семьи в жилом помещении и, как следствие, признание за таким сотрудником права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляются на основании представленных сотрудником документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке, следовательно - право на постановку на учет определяется на дату подачи рапорта - 26.05.2014 г.
В этой связи доводы апелляционной жалобы истца о том, что пятилетний срок с момента ухудшения жилищных условий истек к дате принятия комиссией решения не могут быть приняты в качестве оснований к отмене судебного акта.
С учетом истечения 5-ти лет с даты ухудшенияжилищных условий истец не лишен права вновь обратиться к ответчику с заявлением о принятии на учет.
Несвоевременное исполнение уполномоченными органами ФСИН России возложенных на них обязанностей по рассмотрению заявления истца для получения единовременной социальной выплаты на существо принятого комиссией ФСИН России решения не влияет, а потому не может являться основанием для удовлетворения исковых требований о предоставлении данной выплаты.
Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Решение законно, обоснованно и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 20 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.