Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В,
судей Лобовой Л.В, Рачиной К.А,
с участием прокурора Храмовой О.П,
при помощнике судьи Бухареве И.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
дело по апелляционной жалобе Лушникова Е.И. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 13 июня 2019 г.
по делу по иску Лушникова Е.И. к ГУ МВД России по г. Москве, Управлению по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по г. Москве о признании незаконными и об отмене приказа об увольнении, заключения по результатам служебной проверки, о восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Лушникова Е.И. к ГУ МВД России по г. Москве, Управлению по контролю за оборотом наркотиков Главного управления МВД России по г.Москве о признании незаконными и об отмене приказа об увольнении, заключения служебной проверки, о восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия отказать,
установила:
Лушников Е.И. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве (далее - ГУ МВД России по г. Москве), Управлению по контролю за оборотом наркотиков Главного управления МВД России по г. Москве (далее - УНК ГУ МВД России по г. Москве) и с учетом уточнения исковых требований просил признать незаконными и отменить приказ УНК ГУ МВД России по г. Москве от 7 ноября 2018 г. N **** об увольнении его со службы в органах внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, заключение по результатам служебной проверки от 26 октября 2018 г, восстановить его на службе в органах внутренних дел в прежней должности, взыскать денежное довольствие за время вынужденного прогула за период с 8 ноября 2018 г. по 3 июня 2019 г. в размере 395 091 руб. 75 коп.
В обоснование заявленных требований Лушников Е.И. указал, что он с апреля 2014 года проходил службу в органах внутренних дел, с 31 августа 2018 г. - в должности младшего оперуполномоченного 2 боевого отделения отряда специального назначения "Гром" УНК ГУ МВД России по г. Москве, имел специальное звание *************.
Приказом УНК ГУ МВД России по г. Москве от 7 ноября 2018 г. N *** он был уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Основанием для издания приказа об увольнении Лушникова Е.И. явилось заключение по результатам служебной проверки, утвержденное 26 октября 2018 г. начальником УНК ГУ МВД России по г. Москве.
Лушников Е.И. считает, что сведения о совершенном им проступке, содержащиеся в заключении по результатам служебной проверки и в приказе об увольнении, являются надуманными, обусловлены стремлением ответчика уволить его со службы в органах внутренних дел. Служебная проверка, по мнению Лушникова Е.И, проведена с нарушением установленного порядка. Кроме того, он не был ознакомлен с должностной инструкцией, нарушение которой вменяется ему в вину. За время прохождения службы в органах внутренних дел Лушников Е.И. ни разу не привлекался к дисциплинарной ответственности.
В суде первой инстанции представитель истца по доверенности Ефремов Д.О. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика ГУ МВД России по г. Москве в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований, представитель УНК ГУ МВД России по г. Москве в суд не явился, извещен.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Лушников Е.И.
В заседание судебной коллегии истец Лушников Е.И. и представители ответчиков ГУ МВД России по г. Москве и УНК ГУ МВД России по г. Москве не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки сведений не представили, в связи с чем, судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц в порядке статьи 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Храмовой О.П, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом при рассмотрении данного дела не допущено.
Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел ( часть 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции как в служебное время, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
Сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника ( пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N342-ФЗ, предусматривающего требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В случае нарушения сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе увольнение со службы в органах внутренних дел ( пункт 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
При необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, а также по заявлению сотрудника на основании части 1 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя проводится служебная проверка.
Согласно части 3 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление от 6 июня 1995 г. N 7-П, определения от 21 декабря 2004 г. N 460-О, от 16 апреля 2009 г. N 566-О-О, от 25 ноября 2010 г. N 1547-О-О и от 3 июля 2014 г. N 1405-О).
При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции ( пункт 2 части 1 статьи 13 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", часть 4 статьи 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"), что обусловлено повышенными репутационными требованиями к сотрудникам органов внутренних дел как носителям публичной власти и возложенной на них обязанностью по применению в необходимых случаях мер государственного принуждения и ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий ( абзацы второй и третий пункта 2 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 1486-О).
В силу пункта 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Причиной увольнения сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, является совершение им проступка, умаляющего авторитет органов внутренних дел и противоречащего требованиям, предъявляемым к сотрудникам, - независимо от того, предусмотрена ли за данное деяние административная либо уголовная ответственность ( определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. N 496-О).
Возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего указанным выше требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка. При этом пункт 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ не предполагает возможности его произвольного применения, поскольку презюмирует, что принятию решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, то есть за несоблюдение им добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, предшествует объективная оценка совершенного им деяния, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом судебной проверки ( определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. N 278-О).
Из содержания приведенных нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что для сотрудников органов внутренних дел установлены повышенные требования к их поведению как в служебное, так и во внеслужебное время. В том числе на них возложены особые обязанности заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не совершать поступков, вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящих ущерб его репутации, авторитету органа внутренних дел и государственной власти. Несоблюдение сотрудником органов внутренних дел таких добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, расценивается как проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел. Применение к сотрудникам органов внутренних дел меры ответственности в виде увольнения за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, обусловлено их особым правовым статусом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Лушников Е.И. с апреля 2014 года проходил службу в органах внутренних дел, с 31 августа 2018 г. - в должности младшего оперуполномоченного 2 боевого отделения ОСН "Гром" УНК ГУ МВД России по г. Москве, имел специальное звание ****************.
22 октября 2018 г. командир отряда специального назначения "Гром" УНК ГУ МВД России по г. Москве обратился с рапортом на имя начальника УНК ГУ МВД России по г. Москве о проведении служебной проверки в отношении сотрудников отряда специального назначения "Гром" УНК ГУ МВД России по г. Москве по факту нанесения 18 октября 2018 г. сотрудниками указанного отряда телесных повреждений гражданину Республики Таджикистан С.
В тот же день начальником УНК ГУ МВД России по г. Москве было принято решение о проведении служебной проверки в отношении ряда сотрудников 2 боевого отделения отряда специального назначения "Гром" УНК ГУ МВД России по г. Москве, включая истца, путем наложения соответствующей резолюции на рапорте.
24 октября 2018 г. в рамках проведения служебной проверки от Лушникова Е.И. были получены объяснения.
26 октября 2018 г. начальником УНК ГУ МВД России по г. Москве у тверждено заключение по результатам служебной проверки. Служебной проверкой установлено совершение 18 октября 2018 г. в ходе оперативно-профилактического мероприятия ************** Лушниковым Е.И. проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, выразившегося в причинении вреда здоровью гражданину Республики Таджикстан С, в нанесении множественных телесных повреждений гражданским лицам, не оказывавшим сопротивления, а также в необоснованном применении физической силы и использовании специальных средств (электрошокера). В заключении по результатам служебной проверки за совершение указанного проступка, несовместимого с требованиями, предъявляемыми к сотруднику органов внутренних дел, предложено уволить Лушникова Е.И. со службы в органах внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Приказом УНК ГУ МВД России по г. Москве от 7 ноября 2018 г. N **** Лушников Е.И. уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался приведёнными выше нормативными положениями, регулирующими спорные отношения, и оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, в том числе материалы служебной проверки, показания свидетелей П. и Я, подтвердивших достоверность обстоятельств, изложенных в заключении по результатам служебной проверки от 26 октября 2018 г, пришёл к обоснованному выводу о том, что обстоятельства совершения Лушниковым Е.А. проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, приведенные в заключении по результатам служебной проверки от 26 октября 2018 г, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и явились законным основанием для принятия ответчиком решения об увольнения истца со службы в органах внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Исследовав обстоятельства дела, касающиеся соблюдения ответчиком порядка и сроков проведения служебной проверки в отношении Лушникова Е.И. и последующего его увольнения со службы в органах внутренних дел, суд сделал обоснованный вывод о том, что нарушений процедуры, которые могли бы явиться основанием для признания незаконными заключения по результатам служебной проверки от 26 октября 2018 г. и приказа об увольнении со стороны ответчика не допущено. Служебная проверка была назначена и проводилась в соответствии с положениями Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26 марта 2013 г. N 161. В ходе проведения служебной проверки от Лушникова Е.И. были получены объяснения, он также был ознакомлен с приказом об увольнении и заключением по результатам служебной проверки.
Приведённые выводы суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на исследованных судом доказательствах, доводы истца об обратном не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного решения.
Не установив оснований для признания увольнения Лушникова Е.И. незаконным и восстановления его на службе, суд обоснованно отказал в удовлетворении иска в части требований о взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула.
Доводы заявителя в апелляционной жалобе о том, что до настоящего времени не принято процессуального решения по материалам уголовного дела, возбужденного Кунцевским МРСО СУ по ЗАО ГСУ СК России по г. Москве в отношении неустановленных лиц 2 боевого отделения отряда специального назначения "Гром" УНК ГУ МВД России по г. Москве, в рамках которого Лушников Е.И. был допрошен в качестве свидетеля, не свидетельствует о незаконности увольнения, так как причиной увольнения сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, является проступок, умаляющий авторитет органов внутренних дел и противоречащий требованиям, предъявляемым к сотрудникам полиции, независимо от того, предусмотрена ли за данное деяние административная либо уголовная ответственность.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона судебной коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ,
определила:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 13 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Лушникова Е.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.