Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ставича В.В,
судей Коневой С.И, Михайловой Р.Б,
при секретаре Щербаковой Ю.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И, административное дело по апелляционной жалобе Фокина А.Ю. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 24 апреля 2019 года по административному делу N 2а-184/2019 по административному исковому заявлению Фокина А.Ю, действующего в интересах несовершеннолетней Фокиной М.А, к Департаменту образования г. Москвы о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Фокин А.Ю, действующий в интересах несовершеннолетней Фокиной М.А, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Департамента образования г. Москвы, выразившиеся в неразрешении вопроса об устройстве Фокиной М.А. в государственное образовательное учреждение г. Москвы, обязав административного ответчика разрешить указанный вопрос.
В обоснование доводов указал, что его дочь Фокина М.А. 28.04.2015 года рождения зарегистрирована по электронному заявлению от 20.06.2017 года в Комплексной информационной системе "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" г. Москвы для направления на зачисление приоритетно в ГБОУ Школа N 2114 или дополнительные в ГБОУ Школа N 1945 или ГБОУ или Школа N 1174 с целью получения дошкольного образования с 2017 года.
Фокина М.А. является ***, в связи с чем должна быть обеспечена местом в дошкольной образовательной организации в первоочередном порядке.
Однако она не была направлена для зачисления в детский сад в связи с отсутствием там свободных мест.
Вопрос устройства дочери в дошкольное образовательное учреждение решен не был.
Считает, что Департаментом образования г. Москвы не принято надлежащих мер в целях обеспечения его дочери местом в детском саду в 2018/2019 учебном году.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 24 апреля 2019 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Фокин А.Ю. просит решение суда отменить, поскольку считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, представившего сведения о направлении Фокиной М.А. в ГБОУ Школа N 2114 в 2019/2020 учебном году, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фокин А.Ю. является отцом несовершеннолетней Фокиной М.А.
В соответствии со свидетельством о регистрации по месту пребывания от 13.03.2017 года несовершеннолетняя Фокина М.А. с 13.03.2017 года зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г. Москва, ул. Куликовская, 9, корп. 1, кв. 42, сроком до 11.03.2020 года.
20.06.2017 года Фокин А.Ю. в установленном законом порядке подал заявление на зачисление Фокиной М.А в государственную образовательную организацию системы образования города Москвы, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Заявление было принято, и ему присвоен номер 4510 0021 2425 4850.
В заявлении Фокиным А.Ю. были указаны желаемые дошкольные образовательные учреждения: в качестве приоритетного - ГБОУ Школа N 2114, в качестве дополнительных - ГБОУ школа N 1945 и ГБОУ школа N 2006.
Фокина М.А. зарегистрирована в электронную очередь для поступления в дошкольную группу указанных учреждений с учетом льгот.
В связи с отсутствием свободных место 04.03.2019 года Фокиным А.Ю. в Департамент образования г. Москвы было направлено обращение, в котором он просил сообщить ему в каком конкретном ГБОУ г. Москвы имеются свободные места для приема его дочери.
На указанное обращение Департаментом образования г. Москвы 05.03.2019 года был дан ответ N 01-55/03-2763/19, в котором указывалось, что его ребенок зарегистрирован в электронной очереди для поступления в дошкольную группу одной из указанных заявителем образовательных организаций с учетом льгот. А также был разъяснен порядок предоставления детям мест в образовательных организациях.
Согласно справке ГБОУ Школа N 2114 от 04.04.2019 года N 63 по состоянию на 04.04.2019 в данной образовательной организации дошкольные группы укомплектованы полностью в соответствии с предельной наполняемостью, предусмотренной СаНПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Согласно справке ГБОУ Школа N 1945 от 04.04.2019 года N 150 и ГБОУ Школа N 2006 от 04.04.2019 N 175 по состоянию на 04.04.2019 года в данных образовательных организациях дошкольные группы также укомплектованы полностью.
Согласно справке Департамента образования г. Москвы от 04.04.2019 года государственные образовательные организации района Северное Бутово ЮЗАО, реализующие программы дошкольного образования, а также смежных районов по состоянию на 04.04.2019 укомплектованы полностью.
Согласно справке Департамента образования г. Москвы от 04.04.2019 государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, расположенные на территории ЮЗАО г. Москвы, по состоянию на 04.04.2019 укомплектованы полностью.
Кроме того, согласно справке Департамента образования г. Москвы от 04.04.2019 года для удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в ЮЗАО г. Москвы в 2013 году введены в эксплуатацию 5 зданий дошкольных образовательных организаций на 585 мест; в 2015 году введено в эксплуатацию 1 здание дошкольной образовательной организации на 150 мест; в 2016 году введено в эксплуатацию 3 здания дошкольных образовательных организаций на 645 мест; в 2017 году введено в эксплуатацию 2 здания дошкольных образовательных организаций на 135 мест. В 2017 году введено в эксплуатацию 2 здания дошкольных образовательных организаций на 395 мест.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия административного ответчика.
При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия свободных мест в указанных заявителем дошкольных образовательных учреждениях, а также в других учреждениях смежного района в доступной близости от места проживания ребенка.
Кроме того, суд первой инстанции исходил из того, что само по себе наличие очереди на получение мест в дошкольном образовательном учреждении нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка заявителя.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они мотивированы, обоснованы, соответствуют обстоятельствам данного дела и нормам материального права.
Так, законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24.07.1998 N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (указанного Федерального закона).
В силу ч. 4 ст. 10 Закона города Москвы от 20.06.2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве" органы местного самоуправления муниципальных округов и поселений в городе Москве участвуют в учете детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, а также взаимодействуют с образовательными учреждениями при реализации полномочий по вопросам местного значения и переданных государственных полномочий города Москвы.
Во исполнение указанных положений законодательства Департаментом образования г. Москвы утверждены Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы, в соответствии с которыми определен порядок регистрации заявлений о постановке детей на соответствующий учет.
В соответствии с п. 5 указанных Временных правил, на основании заявлений родителей (законных представителей) формируется единый электронный реестр заявлений по каждой отдельной образовательной организации по учебным годам с учетом данных о дате поступлении ребенка, возрастн ой групп е на момент начала учебного года, льгот ах и д ат ы постановки ребенка на учет.
В соответствии с разделом 7 указанных Временных правил, направление детей на зачисление в организации осуществляется в соответствии с единым электронным реестром поэтапно в порядке, реализующем учет установленных Временными правилами приоритетов, в соответствии с которыми приоритет при удовлетвор ении потребности в дошкольном образовании перед зарегистрированны ми по месту пребывания детьми имеют дети проживающие по тому же адресу, относящемуся к конкретному образовательному учреждению.
В силу ст. 10 Закона города Москвы от 10.03.2004 года N 14 "Об общем образовании в городе Москве" количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется на основании данных учета детей, подлежащих обучению, осуществляемому в соответствии с настоящим Законом, в зависимости от числа поданных заявлений граждан, созданных для осуществления образовательного процесса условий, санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии, в порядке, установленном правовыми актами города Москвы, при этом гражданам может быть отказано в приеме в конкретное государственное или муниципальное образовательное учреждение только при отсутствии в нем свободных мест.
Таким образом, исполнение Департаментом образования г. Москвы обязанности по организации предоставления общедоступного и бесплатного образования в той или иной образовательной организации поставлено в том числе, в зависимость от наличии в такой организации свободных мест.
Учитывая отсутствие свободных мест в указанных заявителем дошкольных образовательных учреждениях, а также в других учреждениях смежного района в доступной близости от места проживания ребенка бездействие административного ответчика отсутствует.
Кроме того, установлено, что Фокина М.А. была направлена в ГБОУ Школа N 2114 для получения дошкольного образования в 2019/2020 учебном году.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, которые бы влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда. Следовательно, они не являются основанием к отмене решения суда, при принятии которого суд первой инстанции правильно определилхарактер правоотношений, возникших между сторонами по настоящему делу, и, исходя из этого, верно установилюридически значимые обстоятельства, а также закон, подлежащий применению, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 308 - 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 24 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фокина А.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.