Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, Р.Б. Михайловой,
при секретаре К.А. Калакуре, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу Тереховой Аллы Александровны на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 17 июля 2019 года по административному иску с учетом уточнений А.А. Тереховой о признании незаконным заключение административного ответчика от 13.12.2018 N 6/8 ОМВК об оценке соответствия помещения, требованиям, установленным в Положении о здании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, распоряжение префекта ЮЗАО г. Москвы от 16.01.2019 года N 8-РП, о возложении обязанности на административного ответчика признать жилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Азовская, д. 9. к. 1. кв. 72, собственником которого является административный истец, непригодным для проживания на основании заявления от 22.11.2016 и приложенных к нему документов, которым в удовлетворении требований отказано,
установила:
А.А. Терехова обратилась в суд с указанным выше административным иском. В обоснование заявленных требований указала на нерассмотрение по существу ее заявления о признании непригодным для проживания находящегося у нее в собственности жилого помещения по адресу: г. Москва, ул. Азовская, д. 9. к. 1. кв. 72, поскольку административным ответчиком планируется проведение капитального ремонта данной квартиры после отселения семьи А.А. Тереховой из нее и повторное рассмотрение вопроса о пригодности для проживания данной квартиры после проведения ремонта. Вместе с тем, она утверждает, что ей должна быть предоставлена в собственность другая квартира взамен непригодной для проживания.
Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 17 июля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе А.А. Тереховой ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель Префектуры ЮЗАО г. Москвы и ОМВК по доверенности Ю.П. Варнакова просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Из материалов дела усматривается, А.А. Терехова проживает в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Азовская, д. 9, корп. 1, кв. 72.
На основании договора передачи N 060500-У08728 от 11 февраля 2010 года является собственником данного жилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Азовская, д. 9, корп. 1, кв. 72.
Решением межведомственной комиссии управы района "Зюзино" от 27 февраля 1997 года, утвержденным распоряжением префекта от 07 мая 1997 года N410-РП, квартира, расположенная по адресу: ул. Азовская, д. 9, корп. 1, кв. 72 признана не отвечающей санитарно-техническим требованиям, согласно заключениям ГП ДЕЗ "Зюзино", ЦГСЭН, института "Мосжилниипроект" (трещины в блоках, плесень, сырость). ГУП ДЕЗ МО "Зюзино" поручено проведение капитального ремонта квартиры после отселения семьи А.А. Тереховой после выполнения работ вопрос о пригодности (непригодности) квартиры для проживания необходимо рассмотреть повторно.
В связи с признанием занимаемой площади, не отвечающей санитарно-техническим требованиям, семья А.А. Тереховой в 1997 году принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях.
18 сентября 1998 года распоряжением главы управы района Зюзино N 70-РЖ принято решение о переселении семьи А.А. Тереховой в составе трех человек (она, муж, дочь) на временное проживание в свободную двухкомнатную квартиру (временный переселенческий фонд) по адресу: г. Москва, Черноморский бульвар, д. 15, корп. 1, кв. 18 без расторжения договора найма по старому месту жительства, о производстве капитального ремонта квартиры по адресу: г. Москва, ул. Азовская, д, 9, корп. 1, кв. 72 в 4 квартале 1998 года.
30 июля 2008 года в адрес А.А. Тереховой префектурой Юго-Западного административного округа города Москвы направлено сообщение N 12-33-18/8, о предоставлении для отселения семьи А.А. Тереховой на время проведения ремонта квартиры в районе Зюзино жилой площади из маневренного фонда Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в ЮЗ АО по адресам: Черноморский бульвар, д. 21, корп. 2, кв. 136, Черноморский бульвар, д. 21, корп. 2, кв. 139, Азовская, д. 12, корп. 3, кв. 16. Одновременно, указанное сообщение содержит сведения о невозможности ГУП ДЕЗ района Зюзино и Жилищной инспекции по ЮЗАО г. Москвы проведения обследования жилого помещения, из-за отсутствия доступа в жилое помещение.
1 октября 2008 года на обращение А.А. Тереховой на личном приеме префекта Юго-Западного административного округа г. Москвы, письмом N 12-33-18/8 сообщено об отсутствии однокомнатных квартир для переселения семьи А.А. Тереховой, сообщено о наличии жилой площади из маневренного фонда Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в ЮЗАО по адресам: Черноморский бульвар, д. 21, корп. 2, кв. 136 Черноморский бульвар, д. 21, корп. 2, кв. 139, ул. Азовская, д. 12, корп. 3, кв. 16, а также сообщено о необходимости повторного обследования технического состояния квартиры жилищной инспекцией по ЮЗАО г. Москвы, Территориальным отделом Роспотребнадзора по городу Москве в ЮЗАО, префектурой округа, Управой и ГУП ДЕЗ района Зюзино, и необходимости согласования даты и времени для проведения обследования квартиры, в связи с давностью принятия решения о непригодности квартиры к проживанию (1997 год) для последующего решения вопроса об отселении на другую площадь.
Аналогичное сообщение направлено в адрес А.А. Тереховой префектурой Юго-Западного административного округа города Москвы 6 ноября 2008 года и управлением координации деятельности комплекса социальной сферы города Москвы Правительства города Москвы от 25 декабря 2009 года N 3-6-89902/9.
Согласно заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" N 2014-03-17249 от 12 февраля 2014 года, на основании протоколов измерений N 5/1-6 от 10 февраля 2014 года, 5/1 В-6 от 10 февраля 2014 года, максимальный уровень звука от работы лифтового оборудования по адресу: г. Москва, ул. Азовская, д. 9, корп. 1, кв. 72 не превышает санитарные нормы для ночного времени суток. Эквивалентный корректированный уровень вибрации от лифтового оборудования не превышает санитарные нормы для ночного времени суток
Работы по замене лифтового оборудования многоквартирном доме по адресу: г. Москва, ул. Азовская, д. 9, корп. 1 произведены, что подтверждается актами приемки выполненных работ от 25 июля 2017 года и актом приемки лифта в эксплуатацию от 27 июля 2017 года.
В соответствии с заключением об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилым помещением непригодным для проживания от 13 декабря 2018 года N 6/8 ОМВК, в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Азовская, д. 9, корп. 1, кв. 72, по результатам рассмотрения документов, отсутствуют основания для признания помещения непригодным для проживания, о признании жилого помещения пригодным для проживания.
Распоряжением префектуры Юго-Западного административного округа г. Москвы от 16 января 2019 года N 8-РП, жилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Азовская, д. 9, корп. 1, кв. 72 признано пригодным для проживания.
Согласно ответу из Префектуры Юго-Западного административного округа г. Москвы от 17 января 2019 года, года N ПГ-1596/17-1-1 отсутствуют основания для признания помещения непригодным для проживания.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришел к выводу о законности оспариваемого решения Префектуры ЮЗАО г. Москвы и заключения ОМВК, по поводу которого возник спор.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ определено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 12 Жилищного кодекса РФ определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2016) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Пунктом 7 названного Положения установлено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Разделом II названного Положения установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение, а разделом III - основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 33 того же Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предусматривает, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения ( п. 42 упомянутого Положения).
Необходимым условием является проверка фактического состояния жилого помещения (п. 43 Положения).
Согласно п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение);
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
В соответствии с п. 45. Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Заявитель вправе представить заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", регионального портала государственных и муниципальных услуг (при его наличии) или посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.
Заявление, подаваемое в форме электронного документа, подписывается заявителем простой электронной подписью, а прилагаемые к нему электронные документы должны быть подписаны должностными лицами органов (организаций), выдавших эти документы, усиленной квалифицированной электронной подписью (если законодательством Российской Федерации для подписания таких документов не установлен иной вид электронной подписи).
Проведя необходимый анализ обстоятельств дела в совокупности с предписаниями вышеприведенных предписаний действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Как видно из оспариваемых решений и ответов на обращения Префектуры Юго-Западного административного округа города Москвы истцу неоднократно предлагались варианты двухкомнатных квартир из маневренного фонда для переселения на время проведения капитального ремонта, а также предлагалось обеспечить доступ в квартиру, расположенную по адресу: г. Москва, ул. Азовская, д. 9, корп. 1, кв. 72. для определения объемов работы. Однако доступ административным истцом не предоставлен, от переселения на маневренный фонд от административного истца получен отказ. Заключение об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилым помещением непригодным для проживания от 13 декабря 2018 года N 6/8 ОМВК, в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Азовская, д. 9, корп. 1, кв. 72, произведено без посещения спорного жилого помещения доступ в которое не был предоставлен, по имеющимся документам. В результате принято заключение об отсутствии оснований для признания помещения непригодным для проживания, о признании жилого помещения пригодным для проживания.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, являющихся основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемые решение, действия (бездействия) совершены в рамках предоставленной им законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) соблюден, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действия (бездействия) имелись, содержание оспариваемого решения, совершенных оспариваемых действий (бездействия) соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, А.А. Терехова не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 17 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.