Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, Р.Б. Михайловой,
при секретаре Г.Т. Агаевой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу представителя АО КБ "Ситибанк" по доверенности Д.Ю. Якушева на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 13 июня 2019 года по административному иску АО КБ "Ситибанк" о признании незаконным п. 1 Предписания N 01-03-00014 Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 4.04.2018, выданного АО КБ "Ситибанк", которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
установила:
АО КБ "Ситибанк" обратилось в суд с указанным выше административным иском к Управлению Роспотребнадзора по г. Москве, полагая нарушенными свои права п. 1 предписания, которым АО КБ "Ситибанк" предписано:
Организовать и проводить предварительный медицинский осмотр, учет выданных направлении сотрудников АО КБ "Ситибанк". Представлять сведения о направлении на предварительный медицинский осмотр работников с заключением по его результатам. Список контингента лиц. подлежащих периодическим медицинским осмотрам, привести в соответствии с Приказом Мнпздравсоцразвнтня России N 302-н от 12 апреля 2011 года "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении, которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследовании) работников, занятых на тяжелых работах и па работах с вредными и (или) опасными условиями труда", а именно: учтены не все вредные и (или) опасные производственные факторы, воздействию которых подвергаются работающие (физические факторы: электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ, микроклиматические параметры, световая среда и др.). Периодические медицинские осмотры работников АО КБ "Ситибанк" проводить с учетом основных вредных производственных факторов. Заключительный акт по результатам периодического медицинского осмотра работающих на предприятии АО КБ "Ситибанк" составлять с участием территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения. В срок до 1.10.2018.
Утверждает о недоказанности факта нарушений указанных в п. 1 предписания.
Решением Останкинского районного суда г. Москвы от 13 июня 2019 года постановлено: в удовлетворении административных исковых требований АО КБ "Ситибанк" отказать.
В апелляционной жалобе представителя АО КБ "Ситибанк" по доверенности Д.Ю. Якушева ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии представитель Управления Роспотребнадзора по г. Москве по доверенности А.А. Шуваева просила решение суда оставить без изменения.
Представитель АО КБ "Ситибанк" по доверенности Д.Ю. Якушев поддержал доводы апелляционной жалобы.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с Распоряжением N 01-03-00014 от 20.02.2018 Управлением Роспотребнадзора по г. Москве проведена плановая выездная проверка соблюдения АО КБ "Ситибанк" обязательных требований, проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан.
По результатам проверки Управлением был составлен Акт проверки N 01-03-00014 от 4.04.2018, выдано Предписание N 01-03-00014 от 4.04.2018), проводившим проверку главным специалистом-экспертом отдела надзора за условиями труда и радиационной безопасностью М.А. Тагировой.
Согласно п. 1 Предписания N 01-03-00014 от 4.04.2018: работодатель (АО КБ "Ситибанк") не организовал предварительный медицинский осмотр, учет выданных направлений, юридическим лицом АО КБ "Ситибанк" не представлены направления на предварительный медицинский осмотр работников с заключением по его результатам. Представленный список контингента лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, оформлен не в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России N 302-н от 12 апреля 2011 г. "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении, которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", а именно: учтены не все вредные и (или) опасные производственные факторы, воздействию которых подвергаются работающие (физические факторы: электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ, микроклиматические параметры, световая среда и др.). Соответственно периодический медицинский осмотр работников АО КБ "Ситибанк" проведен без учета основных вредных производственных факторов, что не позволяет выявить заболевания, состояния, являющиеся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
При анализе результатов производственного контроля вредных факторов рабочей среды АО КБ "Ситибанк" (протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений аэроионного состава воздуха, микроклимата, световой среды, шума, электростатического, электрического и магнитного полей от видеодисплейных терминалов и ПЭВМ проведенные АНО ДПО "Юнитал-М" (аттестат аккредитации N***от 8.12.2016), по следующим адресам установлены превышения (несоответствия) факторов световой среды (освещенность рабочей поверхности): г. Москва, ул. ***, д. 8-10, стр. 1 - 13.07.2016, 6.12.2017 - 7.12.2017; г. Москва, ул. ***1-я, д.13 - 26.07.2016, 30.11.2017; г. Москва, ул. *** Б, д. 15, стр. 1 - 26.07.2016, 4.12.2017; г. Москва, ***, д. 26-21.07.2016, 9.11.2017; г. Москва, ул. ***, д.32-34 - 19.07.2016, 28.11.2017; г. Москва, шоссе ***, д.16А, стр. 1 - 3.03.2016, 30.11.2017; г. Москва, ***, д.70/11 - 19.07.2016, 15.11.2017; г. Москва, ул. Марксистская, д. 5-2.03.2016, 9.11.2017; г. Москва, пл. ***, д. 2, стр. 1 - 26.07.2016, 4.12.2017; г. Москва, ***, д. 32, стр. 2 - 3.03.2016, 9.02.2018.)
Разрешая дело, суд пришел к выводу о законности п. 1 предписания Управления Роспотребнадзора по г. Москве в отношении АО КБ "Ситибанк.
С указанным выводом суда соглашается судебная коллегия ввиду следующего.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей.
Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров регламентировано приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
Согласно п. 2 Приложения N 3 к Приказу N 302н обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу (далее - предварительные осмотры) проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.
Согласно п. 4 Приказа N 302н предварительные осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
В п. 6 Приказа N 302н указано, что обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.
П. 7 Приказа N 302н установлено, что при поступлении на работу предварительные осмотры проводятся на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем. В направлении, в частности, должны быть указаны: наименование должности (профессии) или вида работы, вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам (п. 8 Приказа N 302н). Данное направление будет являться основанием проведения медосмотра.
Согласно положениям п. 8 Приказа N 302н работодатель (его представитель) обязан организовать учет выданных направлений. Для этих целей можно, например, вести специальный журнал. Работодатель должен выдать лицу, поступающему на работу, направление на медосмотр под подпись.
В силу п. 11 Приказа N 302н предварительный осмотр является завершенным в случае осмотра лица, поступающего на работу, всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований. По результатам предварительного медицинского осмотра медицинская организация оформляет заключение, в котором, кроме данных работника, указываются наименование работодателя, а также наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), должность (профессия), вредные производственные факторы (вид работ) и результат медицинского осмотра (медицинские противопоказания выявлены, не выявлены) (п. п. 12 - 13 Приказа N 302н).
В соответствии с требованиями п.п. 19 и 21 Приложения 3 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N302н, периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам.
Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов (Приложение N 1 к Приказу), а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (спецоценки условий труда), проведенной в установленном порядке; выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ (Приложение N 2 к Приказу).
Специальная оценка условий труда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", предметом регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда (письмо ФС Роспотребнадзора от 02.02.2015 N 01/951-15-31 "Об оценке условий труда").
Необходимость медицинских осмотров при работе с компьютером установлена Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".
Пункт 3.2.2.4 Приложения N 1 Приказа N 302н требует проводить не реже 1 раза в 2 года медосмотры сотрудников, на которых воздействует электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ.
Под работой с компьютером понимается считывание, ввод информации в режиме диалога с компьютером. Ее продолжительность должна быть в сумме не менее 50 процентов рабочего времени (полный и неполный рабочий день).
Пункт 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 требует от лиц, проводящих более 50 процентов рабочего времени за компьютером в режиме диалога, проходить предварительные и периодические медосмотры в установленном порядке.
В соответствии с п. 3.2.2.4 Перечня обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся, если: на рабочем месте присутствует электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ; работы по считыванию, вводу информации и т. д. составляют в сумме не менее 50 процентов рабочего времени.
Согласно пункту 19 вышеназванного Приказа N302-н Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, с указанием вредных (опасных) производственных факторов. Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности. Информация о том, что эти факторы должны превышать допустимое значения для того, чтобы у работодателя было основание для направления работника на медосмотр отсутствует.
В Приложении 2 приказа N 302-н определены виды работ, при выполнении которых обязательны медицинские осмотры. В приложении 1 приказа N 302-н определен ряд вредных и опасных факторов: температурных режим, световой режим и другие (к примеру - п. 3.8 "Пониженная температура воздуха в производственных помещениях и на открытой территории (при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям" Приложения 1 к Приказу N302н).
Рассматривая доводы апелляционной жалобы о незаконности судебного решения, судебная коллегия находит их необоснованными.
Как обоснованно указано судом, законность п. 1 Предписания N 01-03-00014 Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 4.04.2018, выданного АО КБ "Ситибанк" подтверждается материалами дела.
Суд обоснованно исходил из того, что медицинский осмотр работников АО КБ "Ситибанк" проводился без учета основных вредных производственных факторов, что не позволяет выявить заболевания, состояния, являющиеся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Основным видом деятельности административного истца является банковская деятельность, при осуществлении которой применяется оборудование и техника: персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ), копировально-множительная техника. Используются производственные помещения - залы вычислительной техники.
Административным истцом нарушаются нормы санитарного законодательства, в том числе не соблюдаются действующие санитарные правила и гигиенические нормативы, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при осуществлении производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также не проведение периодических профилактических медицинских осмотров с целью охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний, несут в себе угрозу, так как данные нормы направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в предписании не указано какие именно допущены нарушения обоснованно признан судом несостоятельным, поскольку в предписании указан перечень выявленных нарушений, указаны нормативные акты регулирующие данные требования, в том числе указание наименования подразделения работники которого подлежат осмотру.
Иные доводы жалобы по существу основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, направлены на переоценку указанных доказательств и не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, в совокупности со всеми материалами дела, дал оценку представленным доказательствам и по мотивам, изложенным в решении, правильно рассмотрел заявленный спор, нормы материального права судом первой инстанции применены верно.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Останкинского районного суда г. Москвы от 13 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.