Московский городской суд в составе председательствующего судьи Дорохиной Е.М., при секретаре Ромашове Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4686/2019 по административному исковому заявлению ООО "Дом культуры им. Зуева" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. Москва, ***, определенной по состоянию на 01.01.2016 г. в сумме *** руб, исключении указанной стоимости из Единого государственного реестра недвижимости и внесении в него сведений о размере кадастровой стоимости участка, определенной по состоянию на ту же дату, исходя из удельного показателя для 17й группы видов разрешенного использования, на период с 01.01.2017 по 31.12.2018 гг. включительно.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что при проведении государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость участка была определена исходя из удельного показателя для 7 группы видов разрешенного использования - "Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", - тогда как по состоянию на 01.01.2016 г. его вид разрешенного использования был определен как "для размещения досуговых и клубных организаций", а поскольку на нем расположен объект культуры, то для определения его кадастровой стоимости должен был быть учтен удельный показатель для 17й группы видов разрешенного использования, таким образом, при определении кадастровой стоимости земельного участка были учтены недостоверные сведения об объекте оценке, что привело к необоснованному завышению его кадастровой стоимости, и, как следствие, к необоснованному увеличению налогового бремени административного истца. Административный истец указал также, что 14.05.2018 г. обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, однако, данное заявление было отклонено.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленное требование поддержал.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы в суд явился, иск не признал, представил письменные возражения.
Представитель Управления Росреестра по Москве в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения явившихся лиц и исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 названного Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (принцип платности использования земли). В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка ( пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Из материалов дела следует, что административный истец на основании договора аренды от *** (л.д. 19-27) является арендатором земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. Москва, ***. Согласно договору, земельный участок был передан во временное пользование для размещения досуговых и клубных организаций в соответствии с видом его разрешенного использования.
Согласно выписке из ЕГРН в отношении указанного участка от 23.08.2018 г. (л.д. 120-135), по состоянию на указанную дату вид его разрешенного использования был установлен как "для размещения досуговых и клубных организаций (1.2.7)", что соответствовало договору аренды.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 г. N 791-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 01.01.2016 г.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** была установлена в размере *** руб. (л.д. 101).
Из отчета N 79/16, выполненного ООО "Ко-Инвест" в соответствии с государственным контрактом по государственной кадастровой оценке земель города Москвы (л.д. 162-167 - извлечение) следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01.01.2016 г. была определена исходя из 7 группы видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения".
Право юридических лиц на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, закреплено в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с абзацами 11 и 37 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в том числе недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из изложенного кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Согласно п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
По состоянию на дату принятия и введения в действие постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 г. N 791-ПП в г. Москве Правила землепользования и застройки утверждены не были. В соответствии с п/п. 6 п. 1 ст. 3 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве", до введения в действие правил землепользования и застройки в городе Москве установление видов разрешенного использования земельных участков относится к компетенции Правительства Москвы.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования и застройки установлен в постановлении Правительства Москвы от 28.04.2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", в пункте 3.2 которого предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными названным Приказом, определены виды разрешенного использования земельных участков. В редакции, действовавшей до 03.04.2011 г, под пунктом 1.2.7 учитывались земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. В последующем приказом Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 г. N 3 в названные Методические указания были внесены изменения, и под пунктом 1.2.7 учитывались земельные участки, предназначенные для размещения исключительно административных и офисных зданий.
Таким образом, указание в ЕГРН кода вида разрешенного использования земельного участка "1.2.7" само по себе не свидетельствует о том, что участок имеет вид разрешенного использования, предусматривающий размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения. В рассматриваемом случае из упомянутой выше выписки из ЕГРН прямо следует, что земельный участок с кадастровым номером *** для размещения указанных зданий не предусматривает.
Как указывалось выше, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, установленная по состоянию на 01.01.2016 г, была определена исходя из 7 группы видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения". Между тем, названный земельный участок по состоянию на 01.01.2016 г. в соответствии с приведенной в выполненном ООО "Ко-Инвест" отчете классификацией (л.д.166-167) подлежал отнесению к 17 группе видов разрешенного использования: "ВРИ 17 - земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
В последующем, распоряжением заместителя руководителя ДГИ г. Москвы от 16.08.2019 г. N 31878 (л.д.103) вид разрешенного использования был изменен и установлен в соответствии с действующим в настоящее время классификатором "объекты культурно-досуговой деятельности (3.6.1)" - тем самым, вид разрешенного использования земельного участка был приведен в соответствие с действующей классификацией, - что подтверждает утверждения истца о неверном отнесении указанного выше земельного участка к 7 группе видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", и что привело к необоснованному завышению кадастровой стоимости участка, и, как следствие, к увеличению размера подлежащего уплате налога.
Также судом было установлено, что 14.05.2018 г. административный истец обратился в Комиссию с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в связи с использованием недостоверных сведений (л.д. 16-18), однако, решением Комиссии от 05.06.2019 г. его заявление было отклонено.
Учитывая, что недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости в силу ч. 1 ст. 248 КАС Российской Федерации является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о наличии оснований к удовлетворению требований истца об исключении из ЕГРН сведений о размере кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере *** руб, определенной по состоянию на 01.01.2016 г, и внесении в названный реестр сведений о размере кадастровой стоимости указанного участка, определенной по состоянию на 01.01.2016 г. исходя из удельного показателя для 17й группы видов разрешенного использования, на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки, т.е. по 31 декабря 2018 г. включительно.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о размере кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. Москва, *** в размере *** руб, определенной по состоянию на 01 января 2016 года.
Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о размере кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. Москва, ***, определенной по состоянию на 01 января 2016 года исходя из удельного показателя для 17 группы видов разрешенного использования, на период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2018 года включительно.
На решение в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Московский городской суд может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья Московского городского суда Е.М. Дорохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.