Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Комаровой Е.Д,
с участием прокурора Слободина С.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5142/2019 по административному исковому заявлению Клейменова А А об оспаривании в части постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01 января 2016 года",
УСТАНОВИЛ:
29 ноября 2016 года Правительством Москвы принято постановление N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." (далее - Постановление N 790-ПП), которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2016 года.
Пунктом 1 названного постановления утверждена кадастровая стоимость и удельные показатели кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года (приложение).
Пунктом 3315839 таблицы 3 "Значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", являющейся приложением к Постановлению N 790-ПП, утверждена кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 804 823 376,06 рублей.
Клейменов А.А, являясь одним из собственника указанного объекта капитального строительства, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 3315839 таблицы 3 "Значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", утверждённой Постановлением N 790-ПП. В обоснование своих требований административный истец указывает, что оспариваемое постановление нарушает его права, поскольку кадастровая оценка, принадлежащего истцу объекта недвижимости, в нарушение установленной абзацем 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) периодичности проведения государственной кадастровой оценки (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет), проводилась дважды в течение двух лет подряд.
В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы против удовлетворения административных исковых требований возражал по доводам письменного отзыва.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд считает, что в удовлетворении административных исковых требованиях следует отказать по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного производства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Вопросы полномочий органов государственной власти касающиеся принятия решений по проведению государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества урегулированы Законом об оценочной деятельности.
В силу статьи 24.12 которого (в редакции, действовавшей на момент проведения государственной кадастровой оценки) г осударственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (далее - заказчик работ).
В соответствии с положениями статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчёта об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчёте кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населённого пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Пунктом 2 статьи 1 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы правомочно решать все вопросы, отнесённые к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям Мэра Москвы.
Пунктом 9 статьи 11 указанного Закона города Москвы к полномочиям Правительства Москвы отнесено обеспечение проведения экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Правительство Москвы обладало достаточной компетенцией для принятия оспариваемого постановления.
Как того, требует статья 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления, подписан Мэром Москвы, опубликован на официальном сайте Правительства Москвы 29 ноября 2016 года и согласно его пункту 2, положения постановления применяются к правоотношениям, возникающим с 1 января 2017 года, что свидетельствует об установленном порядке его введения в действие и соответствует требованиям пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьёй 24.12 Закона об оценочной деятельности установлено, что Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трёх лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (далее - заказчик работ).
Решение о проведении государственной кадастровой оценки в обязательном порядке должно содержать следующие сведения:
год начала проведения работ по определению кадастровой стоимости;
вид или виды объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о проведении государственной кадастровой оценки;
категория или категории земель в случае, если объектами недвижимости, подлежащими государственной кадастровой оценке, являются земельные участки;
наименование субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены объекты недвижимости, в отношении которых принято решение о проведении государственной кадастровой оценки;
наименования муниципального образования, муниципальных образований, на территориях которых расположены объекты недвижимости и в отношении которых принято решение о проведении государственной кадастровой оценки в случае, если государственной кадастровой оценке подлежат объекты недвижимости, расположенные на территориях не всех муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты принятия такого решения, размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта у органа, принявшего решение о проведении государственной кадастровой оценки, - на официальном сайте соответствующего субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и направляет его копию в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (далее - орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке).
Из материалов дела усматривается, что 17 марта 2016 года Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение N 5228 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества".
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП (ред. постановления от 16.03.2016 г. N 88-ПП) Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим следующие функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Департамента (далее - установленная сфера деятельности).
В соответствии с подпунктом 4.2.32 (1) пункта 4.2 указанного Положения Департамент городского имущества города Москвы на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы принимает решения о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве.
Следовательно, принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории города Москвы входит в компетенцию Департамента городского имущества города Москвы, доводы административного истца об обратном основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем суд их отклоняет.
Вопреки утверждениям административного истца названное решение о проведении государственной кадастровой оценки содержит все необходимые сведения, предусмотренные статьёй 24.12 Закона об оценочной деятельности, и в соответствии требований указанной правовой нормы опубликовано на официальном сайте Департамента городского имущества, в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты его принятия.
В решении указаны: год начала проведения работ по определению кадастровой стоимости - 2016; виды объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о проведении государственной кадастровой оценки - земельные участки, объекты недвижимости (здания, сооружения, помещения, объекты незавершённого строительства); категория земель - "земли населённых пунктов"; наименование субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены объекты недвижимости, в отношении которых принято решение о проведении государственной кадастровой оценки - город Москва.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки опубликовано на официальном сайте Департамента городского имущества города Москвы https://dgi.mos.ru, 22 марта 2016 года.
Понятие государственной кадастровой оценки дано в статье 24.11 Закона об оценочной деятельности.
Так, под государственной кадастровой оценкой (в редакции статьи 24.11 Закона об оценочной деятельности, действовавшей на момент проведения государственной кадастровой оценки) понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчёта об определении кадастровой стоимости; экспертиза отчёта об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утверждённых результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При этом исполнительный орган государственной власти принимает решение о проведении государственной кадастровой оценки ( статья 24.12 Закона об оценочной деятельности), осуществляет отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключает с ним договор на проведение оценки ( статья 24.14 Закона об оценочной деятельности), утверждает результаты определения кадастровой стоимости и публикует утверждённые результаты ( статья 24.17 Закона об оценочной деятельности).
Из системного толкования приведённых норм следует, что организация государственной кадастровой оценки объектов недвижимости включает в себя последовательное проведение всех этапов государственной кадастровой оценки, в том числе и утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что Департаментом городского имущества города Москвы было принято решение о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества, расположенных в городе Москве, по состоянию на 1 января 2016 года, оформленное распоряжением от 17 марта 2016 года N 5228.
В соответствии с требованиями статьи 24.13 Закона об оценочной деятельности и приказа Росреестра от 13 января 2015 года N П/3 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по формированию и предоставлению перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке" 14 января 2016 года Департаментом городского имущества города Москвы из ФГБУ "ФКП Росреестра" (филиал по Москве) запрошен перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, по состоянию на 1 января 2016 года.
Согласно письму от 11 февраля 2016 года N 213/03251 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в адрес Департамента городского имущества города Москвы представлен требуемый перечень для проведения государственной кадастровой оценки.
В результате проведения конкурсных процедур Департамент городского имущества города Москвы 17 июня 2016 года заключил государственный контракт N851г с ООО "КО-Инвест" на выполнение работ по государственной кадастровой оценке объектов капитального строительства и помещений города Москвы.
После утверждения 7 ноября 2016 года отчёта N 69/16 о государственной кадастровой оценке объектов капитального строительства и помещений города Москвы по состоянию на 1 января 2016 года и получения положительного экспертного заключения от 14 ноября 2016 года N Э16-1003-02-01 на указанный отчёт, Правительством Москвы издано оспариваемое постановление N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г.".
Учитывая, что Правительство Москвы, являясь высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" правомочно решать все вопросы, отнесённые к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, утверждение результатов определения кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года, произведено им правомерно,
Таким образом, суд приходит к выводу, что все этапы государственной кадастровой оценки осуществлены уполномоченными на то лицами в соответствии с требованиями действующего законодательства и с соблюдением установленной процедуры.
Что касается доводов административного истца о нарушении, установленной абзацем 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности периодичности проведения государственной кадастровой оценки, то они подлежат отклонению поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на ошибочном толковании норм материального права и в силу вышеизложенного не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Предыдущие результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных в городе Москве, устанавливались по состоянию на 1 января 2014 года, были утверждены 21 ноября 2014 года постановлением Правительства Москвы N 688-ПП, и подлежали применению к правоотношениям, возникающим с 1 января 2015 года. Оспариваемым постановлением Правительства Москвы N 790-ПП результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества утверждены 29 ноября 2016 года по состоянию на 1 января 2016 года и подлежат применению к правоотношениям возникающим с 1 января 2017 года.
Таким образом, Правительством Москвы соблюдена, установленная статьёй 24.12 Закона об оценочной деятельности, периодичность проведения государственной кадастровой оценки - не чаще чем один раз в течение двух лет, с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка.
При этом ссылки представителя административного истца на то обстоятельство, что решение о проведении государственной кадастровой оценки принято до истечения двух лет с момента утверждения последней кадастровой оценки, так же подлежат отклонению поскольку согласно положениям статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности двухлетний срок начинает исчисляться с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка, то есть с 1 января 2014 года. Оспариваемым постановлением утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 года, подлежащая применению с 1 января 2017 года, что свидетельствует о соблюдении минимального двухлетнего интервала в проведении государственной кадастровой оценки.
Оспариваемые административным истцом положения постановления N 790-ПП не лишают его права на установление кадастровой стоимости объектов капитального строительства в размере, равном их рыночной стоимости, в том числе в целях налогообложения, что говорит об отсутствии нарушения прав административного истца оспариваемым в части нормативным правовым актом Правительства Москвы.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов административного истца, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований суд отказывает.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Клейменова А А об оспаривании в части постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01 января 2016 года".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.