Московский городской суд в составе председательствующего судьи Михалевой Т.Д., с участием прокурора фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5254/2019 по административному исковому заявлению наименование организации к Правительству Москвы о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от дата N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от дата N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от дата N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов адрес",
установил:
Правительством Москвы дата принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, дата, "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N67, дата.
Пунктом 1.1. пункта 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений) в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Москвы от дата N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от дата N 700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на дата.
Постановление опубликовано на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, дата, официальном печатном издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том дата (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том дата (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Под пунктом 20818 в указанный Перечень включено здание с кадастровым номером 77:08:0005003:1031, расположенное по адресу: адрес.
Под пунктом 20826 в указанный Перечень включено здание с кадастровым номером 77:08:0005003:1063, расположенное по адресу: адрес.
наименование организации (далее наименование организации) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими перечисленных выше пунктов, ссылаясь на то, что здания включены в указанный перечень незаконно, поскольку не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона адрес от дата N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, фактически не используются для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены оба здания "эксплуатация автосервиса", не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и бытового обслуживания.
Представитель административного истца фио заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы по доверенности фио возражал против удовлетворения иска, указав на то, что постановление принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких-либо прав и законных интересов административного истца, полностью поддержал представленный в материалы дела отзыв.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, проанализировав оспариваемые истцом отдельные положения нормативных правовых актов на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Оспариваемое постановление принято Правительством Москвы в пределах его полномочий, предусмотренных пунктом 5 статьи 1, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от дата "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", статьями 1, 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от дата N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", пунктом 1 статьи 44 Закона адрес от дата "Устав адрес", пунктом 9 статьи 11 Закона адрес от дата N 65 "О Правительстве Москвы", которые сторонами не оспаривалось.
В соответствии с требованиями Закона адрес от дата N 25 "О правовых актах адрес" постановления подписаны Мэром Москвы, опубликованы в официальных источниках.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье терминов - "административно-деловые центры", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
На территории адрес в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона адрес от дата N 64 "О налоге на имущество организаций", начиная с дата налоговая база исходя из кадастровой стоимости определяется в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона адрес от дата N 64 "О налоге на имущество организаций" в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Системный анализ положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункты 1,2 статьи 1.1. Закона адрес от дата N 64 "О налоге на имущество организаций", позволяет сделать вывод о том, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру на территории адрес осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания и (или) вида его фактического использования.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административному истцу на праве собственности принадлежат 2 здания:
с кадастровым номером 77:08:0005003:1031, расположенное по адресу: адрес.
с кадастровым номером 77:08:0005003:1063, расположенное по адресу: адрес.
Согласно пояснениям представителя Правительства Москвы, здания включены в вышеприведенные Перечни в соответствии с положениями пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1 Закона адрес от дата N 64 "О налоге на имущество организаций", исходя из вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005003:21, на котором расположены здания.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки адрес утверждены постановлением Правительства Москвы от дата N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки адрес".
До момента утверждения Правил землепользования и застройки адрес на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 3 Закона адрес от дата N 48 "О землепользовании в адрес" установление видов разрешенного использования земельных участков относилось к компетенции Правительства Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от дата N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в адрес" утвержден Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к адрес в период до принятия Правил землепользования и застройки.
Пунктом 3.2 названого постановления предусмотрено, что разрешённое использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утверждённой приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от дата N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов" (далее - Методические указания).
Одновременно пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков был утвержден Приказом Минэкономразвития России от дата N 540.
Поскольку приведенный вид разрешенного использования земельного участка был установлен до введения в действие классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от дата N 540, и до настоящего момента остается неизменным, разрешая вопрос о соответствии названного вида критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо руководствоваться Методическими указаниями.
Методическими указаниями определены виды разрешённого использования земельных участков, в том числе:
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5);
- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7);
- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9).
Виды разрешённого использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, совпадают с кодами по классификации групп видов разрешённого использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утверждённой приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от дата N 39: "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (пункт 1.2.5); "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения" (п. 1.2.7).
Соответственно, вид разрешённого использования, установленный земельному участку с кадастровым номером 77:08:0005003:21 "эксплуатация автосервиса"
не соответствует кодам 1.2.5, 1.2.7 по указанной классификации и не позволяет размещать на нём офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Доводы административного ответчика о том, что приведенный вид разрешенного использования участка является неопределенным, в связи с чем, при разрешении административного спора должно учитываться фактическое использование земельного участка, являются несостоятельными, поскольку в рассматриваемом случае здания административного истца включены в оспариваемый нормативный правовой акт по виду разрешенного использования земельного участка, следовательно, правовое значение в данном случае имеет установление того обстоятельства, предусматривает ли установленный вид разрешенного использования размещение на участке офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Кроме того, спорные здания не могут быть включены в Перечень на основании вида фактического использования, поскольку имеют площадь менее 1 000 кв. метров, закрепленных положениями пункта 2 статьи 1.1. Закона адрес "О налоге на имущество организаций" в качестве критерия для возможности отнесения объекта недвижимого имущества к объектам, налог на которые исчисляется из их кадастровой стоимости по фактическому использованию здания (строения, сооружения).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005003:21, на котором располагаются здания, принадлежащие административному истцу, не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 НК РФ для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего такие здания согласно положениям п. 1 ст. 1.1 Закона адрес N 64 не могут быть признаны объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Кроме того, перечисленные выше здания включались в Перечни на 2017 и дата по основанию вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005003:21 "эксплуатация автосервиса". Указанные критерии отнесения являлись предметом проверки Московского городского суда и Верховного Суда Российской Федерации. Решением от дата по делу N 3а-2664/2018 и определением от дата установлено, что такой вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005003:21 не отвечает критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ и п. 1 ст. 1.1 Закона адрес "О налоге на имущество организаций" и не может являться достаточным основанием для включения в соответствующий Перечень.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 50 "О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного производства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Оспариваемые положения затрагивают права наименование организации, регулируют правоотношения по уплате налога на имущество за дата. В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца пункты 20818 и 20826 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от дата N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в ред. постановления Правительства Москвы от дата N 1425-ПП, действующей с дата) подлежат признанию недействующим с момента вступления в силу Перечня, с дата.
На основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Москвы подлежит взысканию государственная пошлина в размере сумма в пользу наименование организации.
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление наименование организации к Правительству Москвы удовлетворить.
Признать недействующим с дата пункты 20818, 20826 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от дата N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от дата N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от дата N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов адрес".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу наименование организации расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы". Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.