Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Комаровой Е.Д. с участием прокурора Слободина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5725/2019 по административному исковому заявлению ПАО "МОЭСК" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП" внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2016 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N72, а также размещён 29 ноября 2016 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2019 года.
В указанный Перечень на 2019 год включены следующие здания административного истца, являющиеся трансформаторными подстанциями:
- в пункт 503 - здание с кадастровым номером 77:01:0000000:1734, расположенное по адресу г. Москва, ул. Ордынка Б, д. 53, стр. 2 (далее также - Здание 1);
- в пункт 504 - здание с кадастровым номером 77:01:0000000:1737, расположенное по адресу г. Москва, пер. Златоустинский М, д. 10, стр. 7 (далее также - Здание 2);
- в пункт 523 - здание с кадастровым номером 77:01:0001003:1725, расположенное по адресу г. Москва, пер. Староваганьковский, д. 15, стр. 9 (далее также - Здание 3);
- в пункт 1423 - здание с кадастровым номером 77:01:0001047:3128, расположенное по адресу г. Москва, пер. Афанасьевский, д. 8, стр. 2 (далее также - Здание 4),
- в пункт 2688 - здание с кадастровым номером 77:01:0002006:1124, расположенное по адресу г. Москва, пер. 6-й Монетчиковский, д. 8, стр. 2 (далее также - Здание 5),
- в пункт 3760 - здание с кадастровым номером 77:01:0003010:4034, расположенное по адресу г. Москва, пер. Гороховский, д. 21, стр. 2 (далее также - Здание б),
- в пункт 6339 - здание с кадастровым номером 77:01:0006016:2110, расположенное по адресу г. Москва, ул. Дубининская, д. 41, стр. 19 (далее также - Здание 7),
- в пункт 6545 - здание с кадастровым номером 77:01:0006023:6020, расположенное по адресу г. Москва, ул. Воронцовская, д. 2, стр. 4 (далее также - Здание 8).
- в пункт 6713 - здание с кадастровым номером 77:01:0006026:3783, расположенное по адресу г. Москва, пер. Пестовский, д.12 стр.3 (далее также - Здание 9),
- в пункт 19066 - здание с кадастровым номером 77:07:0005008:5463, расположенное по адресу г. Москва, проезд Багратионовский, дом 12 стр.2 (далее также - Здание 10).
ПАО "МОЭСК", являясь собственником указанных зданий, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими вышеуказанные пункты Перечня на 2019 год.
Исковые требования мотивированы тем, что административный истец является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории города Москвы, спорные здания составляют инфраструктуру энергетического предприятия, функционально неотделимы от единого производственного комплекса, являются трансформаторными подстанциями, в этих зданиях располагается электросетевое оборудование, используя которое ПАО "МОЭСК" осуществляет свою хозяйственную деятельность по преобразованию и распределению электроэнергии.
Представитель административного истца Богадеев А.В. в судебное заседание явился, административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы Борисова К.И. против удовлетворения исковых требований возражала по доводам письменных пояснений.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон ( части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в статье термина административно-деловые центры.
Так, административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования.
Основным видом деятельности ПАО "МОЭСК" является технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии к электрическим сетям и передача электрической энергии. Общество обеспечивает бесперебойное электроснабжение города Москвы и частично Московской области.
Судом установлено, что административный истец является собственником следующих зданий трансформаторных подстанций:
- здание с кадастровым номером 77:01:0000000:1734, расположенное по адресу г. Москва, ул. Ордынка Б, д. 53, стр. 2 (далее также - Здание 1);
- здание с кадастровым номером 77:01:0000000:1737, расположенное по адресу г. Москва, пер. Златоустинский М, д. 10, стр. 7 (далее также - Здание 2);
- здание с кадастровым номером 77:01:0001003:1725, расположенное по адресу г. Москва, пер. Староваганьковский, д. 15, стр. 9 (далее также - Здание 3);
- здание с кадастровым номером 77:01:0001047:3128, расположенное по адресу г. Москва, пер. Афанасьевский, д. 8, стр. 2 (далее также - Здание 4),
- здание с кадастровым номером 77:01:0002006:1124, расположенное по адресу г. Москва, пер. 6-й Монетчиковский, д. 8, стр. 2 (далее также - Здание 5),
- здание с кадастровым номером 77:01:0003010:4034, расположенное по адресу г. Москва, пер. Гороховский, д. 21, стр. 2 (далее также - Здание б),
- здание с кадастровым номером 77:01:0006016:2110, расположенное по адресу г. Москва, ул. Дубининская, д. 41, стр. 19 (далее также - Здание 7),
- здание с кадастровым номером 77:01:0006023:6020, расположенное по адресу г. Москва, ул. Воронцовская, д. 2, стр. 4 (далее также - Здание 8),
- здание с кадастровым номером 77:01:0006026:3783, расположенное по адресу г. Москва, пер. Пестовский, д.12 стр.3 (далее также - Здание 9),
- здание с кадастровым номером 77:07:0005008:5463, расположенное по адресу г. Москва, проезд Багратионовский, дом 12 стр.2 (далее также - Здание 10).
Назначением всех зданий является установка и укрытие оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии.
В судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что указанные выше здания включены в Перечень на 2019 год по критерию вида разрешенного использования земельного участка.
Так, Здание 1 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0002005:25. имеющем вид разрешенного использования " эксплуатации административного здания и благоустройства территории".
Здание 2 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0001033:44, имеющем вид разрешенного использования " эксплуатации административного здания и использования территории под благоустройство".
Здание 3 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0001003:1024, имеющем вид разрешенного использования " земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (1.2.7)".
Здание 4 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0001047:13, имеющем вид разрешенного использования " участки размещения административно-деловых объектов: объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7) объекты размещения помещений и технических устройств подземных гаражей (1.2.3)".
Здание 5 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0002006:139, имеющем вид разрешенного использования " эксплуатации здания под банковскую деятельность". Здание 6 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003010:99, имеющем вид разрешенного использования " эксплуатации здания-памятника под административные цели и благоустройство территории".
Здание 7 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0006013:45, имеющем вид разрешенного использования " объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными группами товаров (1.2.5); объекты размещения складских предприятий (1.2.9); объекты размещения организаций оптовой торговли (1.2.5)".
Здание 8 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0006023:9, имеющем вид разрешенного использования " земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов культуры (1.2.7); объектов общественного питания (1.2.5)".
Здание 9 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0006026:1011, имеющем вид разрешенного использования " легкая промышленность (6.3) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий).
Здание 10 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0005008:20, имеющем вид разрешенного использования "для эксплуатации зданий производственного и офисного назначения".
Все земельные участки находятся в публично-правовой собственности. На каком-либо праве административному истцу либо иным юридическим, физическим лицам не передавались.
Исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 объект недвижимости, налог, в отношении которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости, должен отвечать определённым правилам, а именно: являясь административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) предусматривать возможность осуществления коммерческой деятельности, то есть нахождение людей и рабочий процесс сотрудников в помещениях такого здания (строения, сооружения).
Деятельность офисов, как и торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, напрямую связана с взаимодействием организации с клиентами, контрагентами, объекты, включаемые в Перечень, должны быть предназначены, использоваться или иметь физическую возможность использоваться как помещения, в которых возможно регулярное осуществление какой-либо свободной деятельности человека.
Здания, об исключении которых из Перечня на 2019 год заявляет административный истец, не могут быть отнесены к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам), а представляют собой объекты электросетевого хозяйства (трансформаторные подстанции), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав на данные объекты, а также технической документацией на каждый объект, где прямо предусмотрено назначение здания как здания для установки и укрытия оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии.
Так, по ГОСТу 24291-90 "Электрическая часть электростанций и электрической сети. Термины и определения", утверждённому постановлением Госстандарта СССР от 27 декабря 1990 года N 3403, трансформаторная подстанция (электрическая подстанция) - это электроустановка, предназначенная для приёма, преобразования и распределения электрической энергии, состоящая из трансформаторов или других преобразователей электрической энергии, устройств управления, распределительных и вспомогательных устройств.
Кроме того, в силу статьи 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Объекты трансформаторных подстанций являются объектами электросетевого хозяйства и источниками повышенной опасности, доступ в которые ограничен и может быть обеспечен исключительно на основании специальных разрешений (допусков), которые выдаются в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утверждёнными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2013 года N 328н.
Пунктом 3.12 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок предусмотрено, что двери помещений электроустановок, камер, щитов и сборок, кроме тех, в которых проводятся работы, должны быть закрыты на замок.
Согласно пункту 3.1 названных Правил оперативное обслуживание и осмотр электроустановок должны выполнять работники субъекта электроэнергетики (потребителя электрической энергии), уполномоченные субъектом электроэнергетики (потребителем электрической энергии) на осуществление в установленном порядке действий по изменению технологического режима работы и эксплуатационного состояния линий электропередачи, оборудования и устройств с правом непосредственного воздействия на органы управления оборудования и устройств релейной защиты и автоматики при осуществлении оперативно-технологического управления, в том числе с использованием средств дистанционного управления, на принадлежащих такому субъекту электроэнергетики (потребителю электрической энергии) на праве собственности или ином законном основании объектах электроэнергетики (энергопринимающих установках), либо в установленных законодательством случаях - на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках, принадлежащих третьим лицам, а также координацию указанных действий (далее - оперативный персонал), или работники из числа ремонтного персонала с правом непосредственного воздействия на органы управления оборудования и устройств релейной защиты и автоматики, осуществляющие оперативное обслуживание закреплённых за ними электроустановок.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что здания трансформаторных подстанций не относятся к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку не соответствуют критериям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
С учетом изложенного, административные исковые требования подлежат удовлетворению, подлежат признанию недействующими с 1 января 2019 года пункты 523, 504, 6545, 3760, 503, 19066, 2688, 1426, 6339, 6713 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
На основании ст.111 Кодекса административного судопроизводства РФ с Правительства Москвы в пользу публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 4 500 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим с 1 января 2019 года пункты 523, 504, 6545, 3760, 503, 19066, 2688, 1426, 6339, 6713 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ПАО "МОЭСК" расходы по уплате госпошлины в размере 4 500 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.