Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М. , рассмотрев жалобу Вараевой М.В. в защиту Томаева С.А.оглы на вступивш е е в законную силу постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 26 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 26 апреля 2017 года Томаев С.А.о, как гражданин Азербайджанской Республики, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000,00 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Москве.
В порядке, предусмотренном ст.ст.30.1-30.3 КоАП РФ, указанное постановление не обжаловалось и вступило в законную силу.
В настоящей жалобе защитник Вараева М.В. просит об изменении постановления судьи районного суда, указывая, что осуществить документирование Томаева С.А.оглы не представляется возможным, что исключает возможность исполнения постановления судьи районного суда в части выдворения его за пределы Российской Федерации; судьей районного суда не применены положения ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
П роверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемое постановление законным и обоснованным.
Согласно ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан).
В силу ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан законно находящийся в Российской Федерации, иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Закона о правовом положении иностранных граждан документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Согласно ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено из материалов дела, 24 апреля 2017 года в 16 часов 05 минут по адресу: г. Москва, ул. Щепкина, д.64 в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками О МВД России по Мещанскому району г.Москвы был выявлен Томаев С.А.о, как гражданин Азербайджанской Республики, допустивший нарушение режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание на территории Российской Федерации, что является нарушением ст.ст.2,10 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Факт совершения административного правонарушения и виновность Томаева С.А.о. подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; протоколом об административном задержании; рапортом инспектора ОР ППСП О МВД России по Мещанскому району г.Москвы ; справкой о проверке по учетам ФМС России; выпиской из АС ЦБДУИГ ФМС России; письменными объяснениями Томаева С.А.о, отобранными у него на досудебной стадии производства по делу уполномоченным должностным лицом, а также его устными показаниями, данными судье районного суда при рассмотрении дела; иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, и доказанности вины Томаева С.А.о. в его совершении.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Не оспаривая события административного правонарушения и вину Томаева С.А.о. в его совершении, защитник указывает на невозможность исполнения постановления судьи районного суда в части выдворения его за пределы Российской Федерации поскольку документировать Томаева С.А.о. не представляется возможным.
Согласно справке из базы данных АС ЦБДУИГ Томаров С. А. оглы 29.12.1950 года рождения, уроженец Республики Грузия, гражданин Азербайджанской Республики, прибыл на территорию Российской Федерации 13.01.2011, срок его пребывания, согласно миграционной карте N000000 талон Б, определен до 13 сентября 2011 года.
Таким образом с 14 сентября 2011 года до момента его выявления 24 апреля 2017 года Томаев С.А.о. незаконно находился на территории Российской Федерации, с заявлением об утрате документов не обращался, не имел определённого места жительства, не работал, установленных законом мер к легализации своего пребывания не принял.
В связи с отсутствием документов, удостоверяющих личность Томаева С.А.о. и позволяющих определить его гражданскую принадлежность, начальником ЦВСИГ ГУ МВД России по г. Москве 17 мая 2017 года и 17 июля 2017 года направлены запросы в Секцию интересов Грузии при Посольстве Швейцарии в Российской Федерации и в Консульский отдел Посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации в целях оформления свидетельства о возвращении на Родину Томаева С.А.о.
В ответ на данные запросы письмом от 19 июня 2017 года Секция интересов Грузии при Посольстве Швейцарии в Российской Федерации сообщила о том, что по данным информационной базы Агентства по развитию государственных сервисов Министерства юстиции Грузии, согласно представленным документам, Томаев С.А.о. гражданином Грузии не является, свидетельство на возвращение в Грузию для Томаева С.А.о. оформлено не будет в связи с отсутствием оснований, предусмотренных законодательством Грузии.
26 сентября 2017 года и 01 марта 2018 года Консульским отделом Посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации сообщено, что Томаев С.А.о. не признается гражданином Азербайджанской Республики, повторные запросы Консульский отдел отказывается принимать.
С учетом изложенного довод жалобы о том, что отсутствие возможности документирования Томаева С.А.о, препятствует исполнению постановления судьи районного суда в части административного выдворения за пределы Российской Федерации, не может быть принят в качестве безусловного основания для изменения назначенного наказания. П роцедура документирования, получения разрешения на временное проживание иностранного гражданина, а равно получение гражданства, а также установления юридически значимого факта проживания последнего на территории Российской Федерации, производится в ином порядке, и в рамках рассмотрения жалобы на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении.
Довод жалобы о необходимости применения ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку на территории Российской Федерации проживают близкие родственники Томаева С.А.о, а именно его сын Т. Р.С.о. 1978 г.р, внучка Т. Д.Р. 2011 г.р, являющиеся гражданами Российской Федерации, удовлетворение жалобы повлечь не может.
Согласно п. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни.
В силу п.2 названной статьи не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно материалам дела, при назначении 26.04.2017 Томаеву С.А.о. административного наказания судьей Мещанского районного суда города Москвы требования п. 2 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст.4.1 КоАП РФ были соблюдены: наказание назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является обеспечение режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, личности виновного и других обстоятельств дела.
Конституция Российской Федерации гарантирует право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации только тем, кто законно на ней находится (статья 27 часть 1). Это соотносится с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в том числе со статьями 3 и 8, а также с пунктом 1 статьи 2 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1985 года), закрепляющим, что ее нормы не должны толковаться как ограничивающие право государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания, или устанавливать различия между его гражданами и иностранцами и как узаконивающие незаконное проникновение иностранца в государство или его присутствие в государстве ( Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2013 года N 902-О).
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность ( ч.ч.1, 2 ст.4.1 КоАП РФ).
При назначении Томаеву С.А.о. административного наказания судьей районного суда требования ст.4.1 КоАП РФ были соблюдены. Каких-либо сведений, которые указывали бы на то, что назначенное Томаеву С.А.о. наказание в виде административного выдворения не соответствует преследуемым законом целям и означает вмешательство со стороны публичных властей в осуществление его права на личную и семейную жизнь, в материалах дела не имеется.
Согласно материалам дела Томаев С.А.о. привлекался к уголовной ответственности и был осужден за совершение преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.1 ст.158 УК РФ. Сведения об осуществлении иностранным гражданином трудовой деятельности в порядке, установленном законом, о также об источниках дохода, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, н азначение Томаеву С.А.о. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Томаеву С.А.о. этой меры ответственности, а также ее соразмерность целям административного наказания, предусмотренным ч.1 ст.3.1 КоАП РФ и связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Кроме того, как указано в жалобе Томаев С.А.о. 13.05.2019 был освобожден из ЦВСИГ в связи с истечением срока исполнения постановления судьи районного суда в части выдворения.
Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований ст.1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения Томаева С.А.о. к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем имеются основания для изменения обжалуемого судебного акта в соответствии с п.2 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае Томаев С.А.о, как гражданин Азербайджанской Республики, нарушил режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, находясь в Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Данные обстоятельства установлены должностными лицами ОМВД России по Мещанскому району города Москвы, судьей районного суда и не отрицались Томаевым С.А.о. в ходе производства по данному делу.
Вместе с тем при вынесении постановления судьей районного суда в вину Томаеву С.А.о. вменено нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии у него при себе документов (паспорта и миграционной карты). При таких обстоятельствах состав вменяемого Томаеву С.А.о. деяния подлежит уточнению: вместо указания в обжалуемом судебном акте на отсутствие при себе у названного лица документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, следует указать на нарушение им режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нахождении в Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Указанные изменения направлены на уточнение объективной стороны вменяемого Томаеву С.А.о. деяния, не влекут усиление административного наказания и никаким иным образом его положение не ухудшают.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 26 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении Томаева С. А. оглы изменить:
- вместо указания в названном акте на отсутствие при себе у Томаева С.А.о. документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, указать на нарушение названным лицом режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нахождении в Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 26 апреля 2017 года оставить без изменения, жалобу защитника Вараевой М.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.