Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Мандариновый Гусь" Сакович О.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Останкинского районного суда города Москвы от 18 марта 2019 года и решение судьи Московского городского суда от 22 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Останкинского районного суда города Москвы от 18 марта 2019 года общество с ограниченной ответственностью "Мандариновый Гусь" (далее - ООО "Мандариновый Гусь", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 22 апреля 2019 года постановление судьи Останкинского районного суда города Москвы от 18 марта 2019 года оставлено без изменения, жалобы Главного Государственного санитарного врача по Северо-Восточному АО г. Москвы Городиской Е.Н. и директора ООО "Мандариновый Гусь" Сакович О.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе директор ООО "Мандариновый Гусь" Сакович О.В, выражая несогласие с указанными судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ, ссылаясь на то, что проверка, в ходе которой выявлено вменённое Обществу правонарушение, была проведена с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", так как административный орган вышел за пределы проводимой проверки, указанные в распоряжении руководителя (заместителя) Управления Роспотребнадзора по г. Москве о проведении внеплановой выездной проверки от 24 января 2019 года N 02-30-00017.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление судьи районного суда и решение судьи Московского городского суда законными и обоснованными.
Административная ответственность по ст. 6.6 КоАП РФ наступает за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Согласно п. 1 ст. 2 названного Закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст. 11 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на юридических лицах в соответствии с осуществляемой ими деятельностью лежит обязанность по выполнению требований санитарного законодательства, разработке и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обеспечению безопасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, а также осуществлению производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья установлены в санитарных правилах СП 2.3.6.1079-01, согласно п. 1.2 которых данные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения.
В соответствии с п. 2.2 СП 2.3.6.1079-01 (II. Требования к размещению) организации могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях, а также на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала. При этом не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, лечения, труда людей. При размещении организаций общественного питания в пристроенных, встроенно-пристроенных к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях должны соблюдаться гигиенические нормативы уровней шума, инфразвука, вибрации, электромагнитных полей в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки, а также предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Производственные цеха организаций не рекомендуется размещать в подвальных и полуподвальных помещениях.
Согласно п. 3.8 СП 2.3.6.1079-01 (III. Требования к водоснабжению и канализации) производственное оборудование и моечные ванны присоединяются к канализационной сети с воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приемной воронки. Все приемники стоков внутренней канализации имеют гидравлические затворы (сифоны).
Прокладка внутренних канализационных сетей с бытовыми и производственными стоками не проводится под потолком обеденных залов, производственных и складских помещений организаций. Канализационные стояки с производственными стоками разрешается прокладывать в производственных и складских помещениях в оштукатуренных коробах без ревизий. Стояки бытовой канализации из верхних этажей жилых домов и зданий иного назначения допускается прокладывать только в технологических каналах (горизонтальных, вертикальных). Канализационные стояки не прокладывают в обеденных залах, производственных и складских помещениях (п. 3.10 данных СП).
Согласно п. п. 4.4 и 4.5 СП 2.3.6.1079-01 (IV. Требования к условиям работы) производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил. В помещениях отделки кондитерских изделий приточная система вентиляции выполняется с противопыльным и бактерицидным фильтром, обеспечивающим подпор чистого воздуха в этом помещении. Отверстия вентиляционных систем закрываются мелкоячеистой полимерной сеткой.
Бытовые помещения (туалеты, преддушевые, комнаты гигиены женщин) оборудуются автономными системами вытяжной вентиляции, преимущественно с естественным побуждением.
В системах механической приточной вентиляции рекомендуется предусматривать очистку подаваемого наружного воздуха и его подогрев в холодный период года. Забор воздуха для приточной вентиляции осуществляется в зоне наименьшего загрязнения на высоте не менее 2 м от поверхности земли.
Помещения загрузочной, экспедиции, вестибюлей рекомендуется оборудовать тепловыми завесами для предотвращения попадания наружного воздуха в холодный период года.
Оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудуются локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения.
В соответствии с п. 5.1 СП 2.3.6.1079-01 (V. Требования к устройству и содержанию помещений) объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала. На доготовочных организациях, работающих на полуфабрикатах, работа на сырье не проводится.
Стены производственных помещений на высоту не менее 1,7 м отделываются облицовочной плиткой или другими материалами, выдерживающими влажную уборку и дезинфекцию. Потолки оштукатуриваются и белятся или отделываются другими материалами. Полы выполняются из ударопрочных материалов, исключающих скольжение, и имеют уклоны к сливным трапам. Окраска потолков и стен производственных и вспомогательных помещений кондитерских цехов производится по мере необходимости, но не реже одного раза в год (п. 5.5 СП 2.3.6.1079-01).
Стены и потолки складских помещений оштукатуриваются и белятся. Стены на высоту не менее 1,7 м окрашиваются влагостойкими красками для внутренней отделки. Полы выполняются из влагостойких материалов повышенной механической прочности (ударопрочные) с заделкой сопряжений строительных конструкций мелкоячеистой металлической сеткой, стальным листом или цементно-песчаным раствором с длинной металлической стружкой. Полы по путям загрузки сырья и продуктов питания в складских и производственных помещениях не должны иметь порогов. Загрузочная оборудуется платформой, навесом (5.6 СП 2.3.6.1079-01).
Все помещения организаций необходимо содержать в чистоте. Текущая уборка проводится постоянно, своевременно и по мере необходимости. В производственных цехах ежедневно проводится влажная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств. После каждого посетителя обязательна уборка обеденного стола (п. 5.11 СП 2.3.6.1079-01).
Не реже одного раза в месяц проводится генеральная уборка и дезинфекция. При необходимости в установленном порядке проводится дезинсекция и дератизация помещений (п. 5.12 СП 2.3.6.1079-01).
Для уборки производственных, складских, вспомогательных помещений, а также туалетов выделяется отдельный инвентарь, который хранится в специально отведенных местах, максимально приближенных к местам уборки. Инвентарь для мытья туалетов имеет сигнальную окраску и хранится отдельно. По окончании уборки в конце смены весь уборочный инвентарь промывается с использованием моющих и дезинфицирующих средств, просушивается и хранится в чистом виде в отведенном для него месте (п. 5.13 СП 2.3.6.1079-01).
Санитарно-эпидемиологические правила к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней (далее - инфекционных болезней) среди населения Российской Федерации установлены в санитарных правилах СП 3.1/3.2.3146-13, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
16 декабря 2013 года N 65.
Пунктом 1.3 СП 3.1/3.2.3146-13 установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 15 февраля 2019 года в 17 часов 00 минут должностными лицами Управления Роспотребнадзора по городу Москве в СВАО на основании распоряжения руководителя (заместителя) Управления Роспотребнадзора по городу Москве от 24 января 2019 года N 02-30-00017, в отношении организации общественного питания - ООО "Мандариновый Гусь", расположенной по адресу: г. Москва, Проспект Мира, д. 99, проведена внеплановая выездная проверка, по результатам проведения которой в деятельности Общества выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, а именно ст. 17 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, п.п. 56, 57, 58 Приказа Минздрава России от 21 марта 2014 года
N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", п. 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13, п.п. 5.1.6, 6.2 СП 3.1.2825-10 "Профилактика вирусного гепатита A", утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 декабря 2010 года
N 190, п.п. 2.2, 3.8, 3.10, 4.4, 4.5, 5.1, 5.5, 5.6, 5.11, 5.12, 5.13 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья".
Указанные нарушения выразились в следующем:
- производственные цеха расположены в подвальном помещении: холодный, горячий, мясной цеха, складские помещения, моечное отделение для мытья кухонного инвентаря, раздевалка для персонала, санузел для посетителей и персонала ресторана;
- санитарно-техническое состояние производственных помещений, технологических коридоров, моечного отделения для столовой посуды ресторана, раздевалки для персонала находятся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии: на стенах краска облупилась, свисает хлопьями; облицовочная плитка на стенах частично со сколами, местами отсутствует; плитка на полу - со сколами и трещинами; на потолках в местах прохода коммуникаций имеются отверстия и дыры; дверные косяки разбиты; в холодильных камерах не произведена покраска плинтусов и стен; шкафчики для персонала требуют покраски;
- моечные ванны не присоединены к канализационной сети с воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приемной воронки; решетки канализационных трапов в полу ржавые, частично трапы закрыты, не функционируют;
- в производственных цехах (горячем, котломоечном отделении для мытья производственного и кухонного инвентаря) под потолком проходят коммуникации неизвестного происхождения;
- в горячем цехе отверстия вентиляционных систем не закрыты мелкоячеистой сеткой;
- в производственном коридоре установлены вентиляционные короба, агрегаты от холодильных камер, по которому осуществляется движение продуктов питания, чистого и грязного производственного инвентаря;
- нарушается поточность технологического процесса, встречные потоки сырья и готовой продукции, чистой и грязной посуды (инвентаря);
- над моечными ваннами, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, не оборудованы локальные вытяжные системы с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения (моечное отделение столовой посуды);
- осуществляется хранение посуды в не опрокинутом виде и не на решетках;
- в раздевалке для персонала отмечается неудовлетворительное санитарное содержание, не упорядочено хранение личных вещей и санитарной одежды;
- в помещениях установлены бачки для сбора мусора без крышек, что создает условия для размножения насекомых (мух);
- уборочный инвентарь хранится неупорядоченно;
- не проведена вакцинация против вирусного гепатита "А" и дизентерии "Зонне" Шодманова И, Суранова Б, Мамед К.Д, Мельникова С.М, Абобакировой О, Бактыбековой Ф, Дехкановой М, Журавлевой С, Жаныбек К.С, Ильяз У.Б, Киргизбаевой Р, Мираимова А, Мамасалаевой Н, Муратбек У.Н, Турсунова А.; у Мираимова А. отсутствует вакцинация против кори и дифтерии; на Мельникова С.Н. не представлена медицинская книжка.
Указанные действия Общества квалифицированы по ст. 6.6 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, и виновность ООО "Мандариновый Гусь" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; распоряжением руководителя (заместителя) Управления Роспотребнадзора по городу Москве от 24 января 2019 года N 02-30-00017; решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки; актом проверки с приложенными к нему фотоматериалами; штатным расписанием; копиями личных медицинских книжек работников; другими материалами дела.
При рассмотрении дела и жалобы судья районного суда и судья Московского городского суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установили все юридически значимые обстоятельства совершения Обществом описанного выше административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, правильно применили положения действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, дали надлежащую юридическую оценку действиям Общества и сделали обоснованный вывод о его виновности.
Доводы жалобы о том, что проверка юридического лица была проведена должностными лицами Управления Роспотребнадзора по г. Москве в СВАО г. Москвы с нарушением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку административный орган вышел за её пределы, проверялись судебными инстанциями и правильно были признаны несостоятельными.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 26.12.2008 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля" Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 июля 2012 года N 764 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров (далее - Административный регламент), в пункте 26 которого установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в Роспотребнадзор или его территориальный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Согласно п. 40 Административного регламента административная процедура проведения проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров включает следующие административные действия по обследованию используемых лицами, подлежащими проверке, территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанным лицом грузов, производимых и реализуемых им товаров, результатов выполняемых ими работ, оказываемых услуг.
При этом в случаях обнаружения в ходе проверки нарушений обязательных требований должностное лицо Роспотребнадзора, уполномоченное провести проверку, принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции (п. 67 Административного регламента).
В соответствии с пп. 1 п. 72 Административного регламента в случае если при проведении проверки установлено, что деятельность проверяемого юридического лица, проверяемого индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, должностное лицо Роспотребнадзора, проводившее проверку, обязано незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности проверяемого юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, проверяемого индивидуального предпринимателя путем направления материалов дела об административном правонарушении в суд в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данном случае, внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Мандариновый Гусь" проведена должностными лицами Управления Роспотребнадзора по г. Москве в СВАО г. Москвы на основании распоряжения руководителя (заместителя) Управления Роспотребнадзора по городу Москве от 24 января 2019 года N 02-30-00017, в п.п. 5 и 6 которого указано, что данное проверочное мероприятие подлежит проведению в рамках проверки деятельности юридических лиц по выполнению требований санитарного законодательства с целью проверки фактов возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан по информации, изложенной в мотивированном представлении N 1П от 09 января 2019 года по результатам рассмотрения обращения (информации) N 30-12473/ж-2018 от 17 декабря 2018 года.
Как указано выше, в ходе названной проверки должностными лицами Управления Роспотребнадзора по г. Москве в СВАО г. Москвы в деятельности ООО "Мандариновый Гусь" выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, что полностью согласуется с предметом проверки, а также целью и задачами, установленными руководителем административного органа в названном распоряжении.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела и жалобы судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям ООО "Мандариновый Гусь" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, и виновности ООО "Мандариновый Гусь" в его совершении. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Общества, не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО "Мандариновый Гусь" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 6.6 КоАП РФ.
Судья Московского городского суда, рассмотрев жалобу на постановление судьи районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение судебных актов.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Мандариновый Гусь" к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Останкинского районного суда города Москвы от 18 марта 2019 года и решение судьи Московского городского суда от 22 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Мандариновый Гусь" оставить без изменения, жалобу директора ООО "Мандариновый Гусь" Сакович О.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.