Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу представителя ГУ МВД России по Московской области по доверенности Бариновой Д.В., поступившую в суд кассационной инстанции 30 сентября 2019 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 июля 2019 года по гражданскому делу по иску Борониной Т.Г. к ГУ МВД России по Московской области о признании расчета выслуги лет для назначения пенсии незаконным, перерасчете пенсии,
установил:
Боронина Т.Г. обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Московской области о признании расчета выслуги лет для назначения пенсии незаконным, перерасчете пенсии. В обоснование заявленных требований указала, что в период с 19 декабря 2002 года по 30 ноября 2017 года проходила службу органах внутренних дел в должностях: с 19 января 2002 года по 01 февраля 2003 года стажером по должности младшего инспектора отдела режима Следственного изолятора N 6 УИН МЮ РФ по г..Москве, с 01 февраля 2003 года по 19 марта 2003 года - стажером по должности младшего инспектора 2 категории сборного отделения дежурной службы Следственного изолятора N 6 УИН МЮ по г..Москве, с 19 марта 2003 года по 20 июля 2007 года - младшим инспектором 2 категории сборного отделения дежурной службы Следственного изолятора N 6 УФСИН по г..Москве, с 24 сентября 2007 года по 16 июня 2008 года - милиционером милиции конвойной охраны административно арестованных ОВД по Озерскому муниципальному району ГУВД по Московской области, с 16 июня 2008 года по 01 февраля 2011 года - милиционером отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС подозреваемых и обвиняемых ОВД по Озерскому муниципальному району ГУВД по Московской области, с 01 февраля 2011 года по 16 июня 2011 года - старшиной ИВС подозреваемых и обвиняемых ОВД по Озерскому муниципальному району ГУВД по Московской области, с 16 июня 2011 года по 07 июля 2011 года находилась в распоряжении МВД России по Озерскому району ГУ МВД России по Московской области, с 07 июля 2011 года по 23 августа 2014 года - полицейским группы охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Озерскому району ГУ МВД России по Московской области, с 23 августа 2014 года по 10 апреля 2015 года - полицейским группы охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Озерскому району ГУ МВД России по Московской области, с 10 апреля 2015 года по 10 августа 2015 года - полицейским (кинологом) группы охраны и конвоирования, подозреваемых и
обвиняемых ИВС подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по городскому округу Озеры ГУ МВД России по Московской области, с 10 августа 2015 года по 30 ноября 2017 года - полицейским (кинологом) группы охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых ИВС подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по городскому округу Озеры ГУ МВД России по Московской области. С 30 ноября 2017 года она уволена со службы в органах внутренних дел по п. 1 ч.3 ст. 82 (в связи с болезнью - на основании заключения ВВК о негодности к службе в органах внутренних дел) Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 года N 342- ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". С 01 декабря 2017 года ей назначена пенсия за выслугу лет в размере 9 417 руб. 35 коп.
При увольнении отделением по работе с личным составом ОМВД России по городскому округу Озеры ей произведен расчет выслуги лет, который определен 16 лет 08 месяцев 05 дней в календарном исчислении, 21 год 11 месяцев 24 дня в льготном исчислении и сдан в ЦПО ГУ МВД России по Московской области. Между тем, период службы с 07 июля 2011 года по 23 августа 2014 года рассчитан неверно с применением коэффициента 1, а должен был применяться коэффициент 1.5, так как в указанный период в ее функциональные обязанности входила обязанность по конвоированию доставке и охране задержанных, подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу в суды, для выполнения следственных действий, то есть непосредственные функции по охране и конвоированию подозреваемых, обвиняемых изолятора временного содержания. Просила суд признать расчет выслуги лет для назначения ей пенсии незаконным, засчитать в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца службы период замещения должности полицейского группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Озерскому району ГУ МВД Росси по МО с 07 июля 2011 года по 23 августа 2014 года, обязать ГУ МВД Росси по МО произвести перерасчет назначенной ей пенсии за выслугу лет с учетом указанных периодов в льготном исчислении с момента назначения пенсии - 01 декабря 2017 года.
Решением Тверского районного суда города Москвы от 22 октября 2018 года в удовлетворении требований иска Борониной Т.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 июля 2019 года постановлено:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 22 октября 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
Обязать ГУ МВД России по Московской области зачесть Борониной Татьяне Григорьевне в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца период замещения должности полицейского группы охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых МВД России по Озерецкому району ГУ МВД России по Московской области с 07.07.2011 г. по 23.08.2014 г.
Обязать ГУ МВД России по Московской области произвести Борониной Татьяне Григорьевне перерасчет назначенной пенсии за выслугу лет с учетом указанного периода.
В кассационной жалобе представитель ГУ МВД России по Московской области по доверенности Баринова Д.В. просит отменить апелляционное определение Московского городского суда от 26 июля 2019 года и постановить по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Вместе с тем, поскольку решением Тверского районного суда города Москвы от 22 октября 2018 года в удовлетворении требований иска Борониной Т.Г. отказано, постольку в кассационном порядке проверяется законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из судебного постановления, оно сомнений в законности не вызывает, а доводы жалобы в соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь его отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
Разрешая заявленные требования Борониной Т.Г, суд первой интанции руководствуясь положениям Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания, выполнение обязанностей по которым предоставляется право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, пришел к выводу о том, что оснований для признания незаконным расчета выслуги лет для назначения истцу пенсии, не имелось; занимаемая истцом должность в спорный период не предполагала льготное исчисление выслуги лет, а потому не имелось оснований для удовлетворения требования о перерасчете выслуги лет.
С данным выводом суда первой инстанции не согласилась судебная коллегия в силу следующих обстоятельств.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7, статья 37 часть 3; статья 39 часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). При этом с учетом принципа равенства (статья 19 части 1 и 2) различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" (в редакции на дату увольнения) установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел 20 лет и более.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" утвержден Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации.
Абзацем 45 подпункта "г" пункта 3 Постановления N 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы, в том числе лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Во исполнение данного постановления Министерство внутренних дел РФ приказом от 09.10.2004 N 640 утвердило Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Судом установлено, что истец Боронина Т.Г. проходила службу в органах внутренних дел с 19 декабря 2002 года, уволена - 30 ноября 2017 года, в связи с болезнью.
Согласно выписке из приказа ОМВД России по городскому округу Озеры Московской области от 30 ноября 2017 года N 402 л/с ее выслуга лет составила в календарном исчислении 16 лет 08 месяцев 05 дней, в льготном - 21 год 11 месяцев 24 дня.
Боронина Т.Г, как бывший полицейский (кинолог) группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по городскому округу Озеры, является получателем пенсии за выслугу 21 год в льготном исчислении с 01 декабря 2017 года.
Согласно Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденного Приказом МВД РФ от 20 декабря 2016 года N 868, для назначения пенсии в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца зачтены периоды службы: с 19 марта 2003 года по 20 июля 2007 года - в должности младшего инспектора 2 категории сборного отделения дежурной службы Следственного изолятора N6 УФСИН по г. Москве; с 16 июня 2008 года по 01 февраля 2011 года - в должности милиционера отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС подозреваемых и обвиняемых ОВД по Озерскому муниципальному району ГУВД по Московской области; с 01 февраля 2011 года по 16 июня 2011 года - в должности старшины ИВС подозреваемых и обвиняемых ОВД по Озерскому муниципальному району ГУВД по Московской области; с 23 августа 2014 года по 30 ноября 2017 года - в должности полицейского (кинолога) группы охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых ИВС подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по городскому округу Озеры ГУ МВД России по Московской области.
29 марта 2018 года Боронина Т.Г. обратилась в Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Московской области с заявлением, в котором просила засчитать в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца службы период замещения должности полицейского группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Озерскому району ГУ МВД России по Московской области с 07 июля 2011 года по 23 августа 2014 года, а также произвести перерасчет назначенной пенсии за выслугу лет с учетом указанных периодов в льготном исчислении с момента назначения пенсии - с 01 декабря 2017 года.
Письмом ЦПО от 05 апреля 2018 года N 3/187704593882 в включении в выслугу лет периодов работы с 07 июля 2011 года по 23 августа 2014 года в льготном исчислении Борониной Т.Г. отказано.
Разрешая спор по существу, руководствуясь действующими нормами права, оценив представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия пришла к следующему выводу, поскольку ф акт непосредственного осуществления истцом Борониной Т.Г. функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в спорный период подтвердился должностной инструкцией полицейского ГОКПО ИВС Отдела МВД России по Озерскому району Московской области, утвержденной 07 ноября 2011 года, и не опровергнут ответчиком ГУ МВД России по Московской области, постольку обоснованность требований истца Борониной Т.Г. и отмена решения суда первой инстанции нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, с учетом изложенного судебная коллегия приняла новое решение об удовлетворении заявленных требований Борониной Т.Г.
Судом апелляционной инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам.
Доводы кассационной жалобы, равно как и само по себе несогласие с постановленными по делу судебным постановлением, основанием для его отмены не является, поскольку противоречат нормам действующего законодательства, не основаны на законе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций, где получили надлежащую правовую оценку. Правом переоценки доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
Положениями статей 378, 386, 387 Гражданского процессуального кодекса РФ определено, что судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
При вынесении оспариваемого судебного постановления существенных нарушений норм материального и процессуального права допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 381, 383 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы представителя ГУ МВД России по Московской области по доверенности Бариновой Д.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 июля 2019 года по гражданскому делу по иску Борониной Т.Г. к ГУ МВД России по Московской области о признании расчета выслуги лет для назначения пенсии незаконным, перерасчете пенсии для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.