Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу Беляева Г.М., поступившую в суд кассационной инстанции 30 сентября 2019 года, на решение Тверского районного суда города Москвы от 29 октября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 апреля 2019 года по гражданскому делу по иску Беляева Г.М. к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Правительству Москвы об устранении нарушений права беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Беляев Г.М. обратился в суд с иском к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Правительству Москвы об устранении нарушений права беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что он является инвалидом 2-ой группы по опорно-двигательному аппарату, заболевания практически лишают его возможности передвижения пешком. По этой же причине он не имеет возможности перемещаться на общественном транспорте. Возле поликлиники N 182 по адресу: 7-ая Парковая улица, дом 8/61 установлен запрещающий знак 3.27 "Остановка запрещена". Ближайшая парковка занята автомашинами, остальные парковочные места расположены на расстоянии 300- 500 метров, которые он, в силу заболевания, не может преодолеть. На Первомайской улице и ближайших переулках установлены знаки, запрещающие остановку или стоянку для автомобилей. В ответ на его жалобу Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 20 февраля 2017 года за N 17-36-900/7 сообщил, что Правительством Москвы разработан список социальных объектов, в том числе, поликлиник и больниц, у которых будут обустроены парковки со свободным доступом в эти учреждения. Однако, до 19 февраля 2018 года у поликлиники N 182 продолжает стоять знак 3.27 "Остановка запрещена" с эвакуацией транспортного средства. В указанный список включены сотни храмов и больниц, при количестве только социальных объектов в Москве в несколько десятков тысяч. Для инвалидов, приезжающих в поликлинику N 182 организована парковка на другой стороне дороги от поликлиники по улице 7-я Парковая. Организация парковки выполнена с нарушением безопасности дорожного движения.
Таким образом, ему было создано препятствие Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, направленное на создание недоступной среды, что является дискриминацией по признаку "инвалид", направленной на нанесение вреда здоровью, что нарушает действующие в России нормы материального права.
Просил суд признать за ним право на беспрепятственный доступ к следующим объектам инфраструктуры города Москвы: поликлиника N 182 по адресу: г..Москва, 7-ая Парковая улица, дом 8/61, с парковкой на личном транспорте непосредственно к входу в поликлинику на стороне улицы 7-ая Парковая, прилегающей к поликлинике; магазин ДИКСИ по адресу: Москва, Первомайская улица, дом 100; магазин ПЯТЕРОЧКА по адресу: Москва, Первомайская улица, дом 110; обязать Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы организовать не менее 3-х мест для парковки автотранспортных средств инвалидов не далее, чем 50 метров от входа в поликлинику N 182 по адресу 7-ая Парковая улица дом 8/61 на стороне дороги, примыкающей к поликлинике; выделить два парковочных места для инвалидов на платной стоянке у магазина ПЯТЕРОЧКА по адресу: Москва, Первомайская улица дом 110; заменить на улицах г..Москвы: 7-ая Парковая улица, Сиреневый бульвар, Измайловский бульвар, Верхняя первомайская, Первомайская ул. все дорожные знаки 3.27 "Остановка запрещена" на дорожные знаки 3.28 "Стоянка запрещена", либо добавить ко всем указанным дорожным знакам 3.27 "Остановка запрещена" табличку 8.18 "Кроме инвалидов"; обеспечить наличие на каждой парковке (автостоянке) района Измайлово г..Москвы мест для инвалидов у всех объектов инфраструктуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; признать деятельность Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в части организации парковочного в части отсутствия индивидуальных автостоянок для инвалидов не далее 50 метров от входов в объекты инфраструктуры противоречащей Закону города Москвы от 17 января 2001 года N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы", Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (ред. от 07.12.2016) "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов"; признать деятельность Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в части организации парковочного пространства в части отсутствия индивидуальных автостоянок для инвалидов не далее 50 метров от входов в объекты инфраструктуры создающей ему препятствия к получению медицинской помощи и свободного доступа к другим объектам инфраструктуры; запретить деятельность Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, ГИБДД, ЦОДД, АМПП по размещению дорожных знаков 3.27 "Остановка запрещена" без таблички 8.18 "Кроме инвалидов" в пределах 50 метров от любых медицинских учреждений и иных объектов инфраструктуры, так как она представляет опасность причинения вреда и противоречит общественным интересам; обязать Правительство Москвы и Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы разработать Проект организации дорожного движения с учетом действующего законодательства, заменив в пределах города Москвы все дорожные знаки 3.27 "Остановка запрещена", расположенные в пределах 50 метров от объектов инфраструктуры, на дорожные знаки 3.28 "Стоянка запрещена", либо добавить ко всем указанным дорожным знакам 3.27 "Остановка запрещена" табличку 8.18 "Кроме инвалидов"; компенсировать, причиненный моральный вред в размере 300 000 руб.
Решением Тверского районного суда города Москвы от 29 октября 2018 года в удовлетворении иска Беляеву Г.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 апреля 2019 года решение Тверского районного суда города Москвы от 29 октября 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Беляев Г.М. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из судебных постановлений, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог; разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
То есть, мероприятия по организации дорожного движения реализуются на основании соответствующих проектов, схем и иной утвержденной в соответствующем порядке документации.
Во исполнение вышеуказанных требований Закона о безопасности дорожного движения, постановлением Правительства Москвы от 15.09.2015 N 588-ПП утверждено Положение о комплексной схеме организации дорожного движения на улично-дорожной сети города Москвы (Положение КСОДД).
Согласно п. 1.2.2. Положения КСОДД проект организации дорожного движения (ПОДД) - документация, содержащая инженерно-технические, технологические, конструктивные и иные решения и мероприятия по организации дорожного движения, разрабатываемая в целях проектной реализации КСОДД и (или) корректировки отдельных ее предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки КСОДД.
В соответствии с п. 1.3. Положения КСОДД р азрабатываемые проекты организации дорожного движения у тверждаются Межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств на УДС и проектов организации дорожного движения, создаваемой Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Судом установлено, что проекты организации дорожного движения по адресам, упомянутым в иске, разработаны в установленном законом порядке и утверждены решениями межведомственной комиссии, что было отражено в протоколах заседаний Межведомственной комиссии.
Судом также установлено, что организация дорожного движения по адресам, упомянутым истцом, в частности, по адресу: г. Москва, 7-ая Парковая ул, напротив дома 8/61, реализована в установленном законом порядке, на основании решений Межведомственной комиссии, принятых в соответствии с Законом о безопасности дорожного движения, Положением с КСОДД и иными нормативно-правовыми актами РФ.
Согласно содержанию ПОДД, каждым проектом организации дорожного движения предусмотрено не менее 10 % парковочных мест для маломобильных групп населения.
Дав оценку собранным по делу доказательствам, руководствуясь вышеизложенными нормами права, ст. ст. 2 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции, не установилнарушений прав истца, которые могли бы быть устранены путем внесения изменений в организацию дорожного движения в пределах всего города Москвы, равно как и не установилнарушений прав истца, либо создания препятствий в реализации его прав деятельностью ответчиков, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме, обосновав свои выводы в мотивировочной части решения, не согласиться с которыми оснований не имеется.
С указанными выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия.
Выводы оспариваемых судебных постановлений в части доводов заявителя являются правильными, мотивированными и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, правом на которую суд кассационной инстанции не наделен.
При вынесении судебных постановлений существенных нарушений норм материального и процессуального права допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 381, 383 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Беляева Г.М. на решение Тверского районного суда города Москвы от 29 октября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 апреля 2019 года по гражданскому делу по иску Беляева Г.М. к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Правительству Москвы об устранении нарушений права беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры, взыскании компенсации морального вреда для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.