Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., рассмотрев кассационную жалобу Красовой М.С., действующей на основании доверенности в интересах Джавада П.А., поступившую в Московский городской суд 01 августа 2019 года, на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12 апреля 2019 года по административному исковому заявлению Джавада П.А. к Департаменту образования города Москвы о признании права на доступ к дошкольному образованию, признании бездействия незаконным, обязании обеспечить возможность подачи заявления о зачислении ребенка в государственную дошкольную образовательную организацию,
установил:
Джавад П.А. обратился в суд с административным иском к Департаменту образования г. Москвы, в котором просил признать нарушенным право на доступ к дошкольному образованию его сына *, признать незаконным действие Департамента образования г. Москвы в части обеспечения доступа к общему и бесплатному дошкольному образованию *, а также непринятии мер реагирования в связи с поданным заявлением от 07 сентября 2018 г, обязать Департамент образования обеспечить возможность подать заявление о зачислении в государственную дошкольную образовательную организацию, ссылаясь на то, что 07 сентября 2018 года им было направлено заявление в Департамент образования города Москвы с просьбой обеспечить возможность зачисления * в Московскую государственную дошкольную образовательную организацию, в связи с тем, что у них нет свидетельства о регистрации по месту жительства или пребывания, что лишает их возможности воспользоваться сервисами официального портала Мэра Москвы https://www.mos.ru/. В ответе на этот запрос, исполняющая обязанности заместителя директора ГБУ города Москвы "Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы" Л.А. Михеева разъяснила процедуру приема граждан в образовательные организации. Данный ответ и изложенную в нем информацию заявитель считает нарушающим его права, так как отсутствует возможность подачи заявления о приеме детей в дошкольные образовательные организации (детские сады) города Москвы не через официальный портал Мэра Москвы https://www.mos.ru. При том, что через портал https://www.mos.ru. невозможно подать заявление о приеме в детский сад, если ребенок не имеет регистрации по месту жительства или пребывания в городе Москве, что, по мнению заявителя, нарушает принципы всеобщего равного доступа к образованию, установленные российским законодательством и международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2018 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12 апреля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель заявителя ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений.
02 сентября 2019 года данное дело было истребовано из Мещанского районного суда г. Москвы для проверки в кассационном порядке и 03 октября 2019 года поступило в Московский городской суд.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ, по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создание условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего и среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, а также организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся, в том числе обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях; организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.
Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в статье 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно части 1 которой прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Согласно частям 2, 3 и 4 статьи 67 названного Федерального закона правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Аналогичные нормативные положения закреплены в Порядке приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. N 293, и в части 5 статьи 10 Закона города Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве".
Кроме того, в пункте 9 указанного Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования установлено, что для приема в образовательную организацию: а) родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в образовательную организацию дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания; б) родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка.
В целях реализации Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" на основании постановления Правительства Москвы от 10.07.2013 N 447-ПП создана Комплексная информационная система "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" (КИС "ГУСОЭВ").
Зачисление детей в образовательные организации города Москвы осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей), зарегистрировавших электронное заявление в автоматизированной информационной системе с использованием Портала (www.mos.ru), при предъявлении в образовательную организацию документов, определенных вышеназванным порядком и подтверждающих сведения, указанные в заявлении.
При подаче заявителем электронного заявления на сайт mos.ru в автоматическом режиме с помощью межведомственного электронного взаимодействия осуществляется проверка сведений, указанных в электронном заявлении. Если данные не подтверждены в ходе межведомственной проверки, заявитель информируется о необходимости предоставить документы, подтверждающие указанные сведения, в течение 20 календарных дней. Заявление регистрируется в электронном реестре заявлений после подтверждения указанных сведений.
КИС "ГУСОЭВ" является государственной информационной системой города Москвы, предназначенной для предоставления услуг в сфере образования и исполнения государственных функций в сфере образования, в том числе в электронной форме. Государственная информационная система города Москвы функционирует в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
КИС "ГУСОЭВ" обеспечивает прием и обработку запросов (заявлений) о предоставлении услуг в сфере образования и автоматически выстраивает очередность детей в электронном виде с учетом их возраста, приоритетов и имеющихся льгот.
В КИС "ГУСОЭВ" регистрируются электронные заявления на детей, зарегистрированных органами регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания на территории города Москвы.
Заявление регистрируется родителями самостоятельно на сайте mos.ru в разделе "Услуги и сервисы" (https://www.mos.ru/serviees).
Наряду с этим, статьей 33 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 10, 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено право граждан на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, а также то, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения с подготовкой ответа по существу поставленных вопросов.
Судом установлено, что Джавад П.А. является отцом несовершеннолетнего * года рождения.
07 сентября 2018 года административный истец направил в адрес административного ответчика заявление, в котором просил организовать возможность зачисления его сына в Московскую государственную дошкольную образовательную организацию (детский сад) без указания адреса и предоставления документа, подтверждающего регистрацию ребенка по месту жительства или по месту пребывания.
18 сентября 2018 года Департаментом образования г. Москвы рассмотрено обращение Джавада П.А. и ему предоставлен ответ N 01-55/03-15619/18, согласно которому заявителю был разъяснен порядок приема граждан в образовательные организации, реализующие основные образовательные программы дошкольного образования. Заявителю сообщено, что зачисление детей в дошкольные образовательные организации города Москвы осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей), зарегистрировавших электронное заявление на официальном портале Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru. При подаче заявителем электронного заявления в автоматическом режиме с помощью межведомственного электронного взаимодействия осуществляется проверка сведений, указанных в электронном заявлении. Если данные, указанные в заявлении, не подтверждены в ходе межведомственной проверки, заявитель информируется о необходимости подтвердить указанные сведения, в течение 20 календарных дней. Заявление регистрируется в электронном реестре заявлений после подтверждения сведений, указанных в заявлении. Также в указанном ответе, заявителю было разъяснено, что при возникновении трудностей при регистрации электронного заявления он может обратиться в Центр информирования населения о предоставлении образовательных услуг Департамента образования города Москвы.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, руководствуясь правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку действия должностных лиц административного ответчика не противоречат требованиям действующего законодательства; административный ответчик выполнил требования Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации": зарегистрировал обращение Джавада П.А, принял его к рассмотрению, рассмотрел, о чём заявителю дан ответ по существу в установленный Законом срок; заявитель не представил суду доказательств нарушения каких-либо своих прав и законных интересов оспариваемыми действиями административного ответчика; непредставление ребенку административного истца места в дошкольных образовательных организациях связано исключительно с несоблюдением административным истцом порядка зачисления детей в дошкольные образовательные организации г. Москвы.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась, одновременно указав на то, что административный ответчик в рассматриваемых правоотношениях действовал без нарушения прав и интересов административного истца, его несовершеннолетнего ребенка, в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с нормативными правовыми актами; оснований полагать, что административным ответчиком нарушено право на образование, иным образом созданы препятствия к его осуществлению, не имеется; на обращение заявителя Департаментом образования города Москвы дан ответ, в связи с чем указанное обращение рассмотрено в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; заявителю направлен письменный ответ по существу изложенных в обращении вопросов, подробно разъяснены вопросы приема в дошкольную образовательную организацию (детский сад); реализация права на образование носит заявительный порядок, от действий (бездействия) административного ответчика не зависит, административный истец не лишен возможности в установленном порядке обратиться по вопросу зачисления в образовательные учреждения г. Москвы в Центр информирования о предоставлении образовательных услуг Департамента образования города Москвы.
Выводы судебных инстанций являются верными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Красовой М.С, действующей на основании доверенности в интересах Джавада П.А, на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12 апреля 2019 года - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.