Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., рассмотрев кассационную жалобу Полякова Н.М., поступившую в Московский городской суд 27 сентября 2019 года, на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 06 декабря 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 марта 2019 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС N 3 по Калужской области к Полякову Н.М. о взыскании задолженности по уплате земельного налога и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 3 по Калужской области обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Полякову Н.М. о взыскании задолженности по оплате земельного налога в размере 88 783 руб. 00 коп, пени 219 руб. 74 коп, налоговый сбор 45 руб. 00 коп, пени 00 руб. 11 коп, ссылаясь на то, что Поляков Н.М. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Калужская обл, Малоярославецкий район, д. Ивановское, с кадастровым номером: *; земельного участка, расположенного по адресу: Калужская обл, Малоярославецкий район, с. Головтеево, с кадастровым номером *; земельного участка, расположенного по адресу: Калужская обл, Малоярославецкий район, с. Головтеево, с кадастровым номером *; земельного участка, расположенного по адресу: Калужская обл, Малоярославецкий район, с. Головтеево, с кадастровым номером *; земельного участка, расположенного по адресу: Калужская обл, Малоярославецкий район, с. Головтеево, с кадастровым номером *; земельного участка, расположенного по адресу: Московская обл, г. Звенигород, дск Здоровье п, Верхнепосадское ш, *; земельного участка, расположенного по адресу: Московская обл, г. Звенигород, дск Здоровье п, Верхнепосадское ш, *, однако установленную законом обязанность по уплате земельного налога административный ответчик не исполнил, за ним числится задолженность за 2016 год в сумме 88 783 руб. 00 коп, кроме того начислены пени в сумме 219 руб. 74 коп, налоговый сбор в сумме 45 руб. 00 коп, пени в сумме 00 руб. 11 коп.
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 06 декабря 2018 года постановлено:
Взыскать с Полякова Н* М* в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Калужской области задолженность по уплате земельного налога за 2016 года в размере 89047 руб. 85 коп. (восемьдесят девять тысяч сорок семь руб. 85 коп.).
Взыскать с Полякова Н* М* государственную пошлину в доход бюджета субъекта РФ - города федерального назначения Москва в размере 2871 руб. 44 коп. (две тысячи восемьсот семьдесят один руб. 44 коп.).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 марта 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений, направлении дела на новое рассмотрение.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ, по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах или досрочно, причем налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с положениями статьи 48 Налогового кодекса РФ, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
Судом установлено, что в 2016 году Поляков Н.М. являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: Калужская обл, Малоярославецкий район, д. Ивановское, с кадастровым номером: *; земельного участка расположенного по адресу: Калужская обл, Малоярославецкий район, с. Головтеево с кадастровым номером *; земельного участка, расположенного по адресу: Калужская обл, Малоярославецкий район, с. Головтеево, с кадастровым номером *; земельного участка, расположенного по адресу: Калужская обл, Малоярославецкий район, с. Головтеево, с кадастровым номером *; земельного участка, расположенного по адресу: Калужская обл, Малоярославецкий район, с. Головтеево, с кадастровым номером *; земельного участка расположенного по адресу: Московская обл, г. Звенигород, дск Здоровье п, Верхнепосадское ш, *; земельного участка расположенного по адресу: Московская обл, г. Звенигород, дск Здоровье п, Верхнепосадское ш, уч. *.
МИФНС России N 3 по Калужской области начислен земельный налог, подлежащий уплате Поляковым Н.М. за 2016 год в размере 88 783 руб. 00 коп.; в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление N 74275616 с сообщением о необходимости уплаты налога до 01 декабря 2017 года.
Требованием N 10258 от 11 декабря 2017 года налоговый орган сообщил налогоплательщику о невыполнении обязанности по своевременной уплате земельного налога и числящейся за ним по состоянию на 11 декабря 2017 года задолженности в сумме 88 828 руб. 00 коп. и начисленных пени в сумме 219 руб. 85 коп.; налоговый орган потребовал погашения задолженности до 29 января 2018 года.
Мировым судьей судебного участка N 205 района Крылатское г. Москвы от 18 мая 2018 года по заявлению налогового органа был вынесен судебный приказ о взыскании с Полякова Н.М. задолженности по земельному налогу за 2016 год и пени в вышеуказанных размерах.
08 июня 2018 года судебный приказ отменен мировым судьей судебного участка N 205 района Крылатское г. Москвы.
Административным ответчиком наличие в его собственности вышеуказанных участков в ходе судебного разбирательства оспорено не было.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, удовлетворил заявленные требования, исходя из того, что Поляковым Н.М. самостоятельно и добровольно обязанность по уплате земельного налога за 2016 год не исполнена, требование о погашении задолженности, в том числе уплате пени оставлено им без внимания.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась.
Выводы судебных инстанций являются верными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Полякова Н.М. на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 06 декабря 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 марта 2019 года - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.