Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Исаковой Н.А. на постановление заместителя начальника ГУ Банка России по ЦФО N18-16038/3110-1 от 02.10.2018, решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 10.07.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 и ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении должностного лица АО "ПроБанк" - начальника отдела по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма Исаковой ****,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника ГУ Банка России по ЦФО N18-16038/3110-1 от 02.10.2018 должностное лицо АО "ПроБанк" - начальник отдела по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма Исакова Н.А. признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 и ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию по санкции ч.2 ст.15.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением Тверского районного суда города Москвы от 10.07.2019 указанное постановление заместителя начальника ГУ Банка России по ЦФО оставлено без изменения, жалоба Исаковой Н.А. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Исакова Н. А. ставит вопрос об отмене названных выше административных актов, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает на их незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами должностного лица административного органа и суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
В судебном заседании Московского городского суда Исакова Н.А. доводы жалобы поддержала.
Допрошенная в качестве свидетеля сотрудник ГУ Банка России Максимова А.В, предупрежденная судом об административной ответственности под роспись за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ, полагала вмененное правонарушение совершенным и доказанным, доводы жалобы основанными на неправильном толковании действующего законодательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы указанной жалобы, выслушав объяснения Исаковой Н.А, допросив свидетеля, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых актов.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ наступает за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
Частью 2 ст. 15.27 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с примечанием 2 к данной норме, за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица.
Объективная сторона указанных административных правонарушений выражается в неисполнении законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма регулируются Федеральным законом от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Статьей 5 того же Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ определено, что в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся кредитные организации.
Статьей 6 указанного Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ предусмотрено, что операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к операции с денежными средствами в наличной форме: снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности, покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом, приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет, получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом, обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства, внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме, зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории), перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию; операции по банковским счетам (вкладам): размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя, открытие вклада (депозита) в
пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме, перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца, зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия; иные сделки с движимым имуществом: помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард, выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения, получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга), переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента, скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх, предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 7 вышеназванного Федерального закона о от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, в том числе сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма АО "ПроБанк", осуществляющего деятельность по адресу: г****1, выявлено, что начальником отдела по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма Банка Исаковой Н.А, в нарушение требований пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", допущено направление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю:
- в сообщении от 06.10.2017 N 543 по коду вида операций 1003 1 Банком были представлены недостоверные сведения об адресе места регистрации (жительства) лица, совершающего операцию (в части указания сведений о номере корпуса и квартиры) Анненко А.С. (не является клиентом Банка) - в полях "ADRESS_К0", "ADRESS_O0", "AMR_K0", "AMR_O0" dbf-файла указано "0", тогда как согласно имеющейся в Банке копии паспорта, верное значение для полей "ADRESS_K0" и "AMR_K0" - "8", для полей "ADRESS_ O0" и "AMR O0" - "235".
- в сообщении от 11.10.2017 N 549 по коду вида операции 8001 2 Банком представлены недостоверные сведения о фамилии получателя по операции, Шахназарян З.А. (не является клиентом Банка) - в поле "NAME_U3" dbf-файла указано "Шахназярян ****", тогда как согласно имеющейся в Банке копии паспорта, должно было быть указано "Шахназарян *****";
Указанные действия Исакова Н.А. квалифицированы по ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Также 30.10.2017, 30.11.2017 и 19.12.2017 начальник отдела по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма Банка Исакова Н.А. допустила нарушение п.7 ст. 7.2 Закона N 115-ФЗ, что выразилось в необеспечении контроля за наличием, полнотой, передачей в составе расчетного документа или иным способом сведений об ИНН (при его наличии) либо об адресе места жительства (регистрации) или места пребывания плательщика при осуществлении переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (в платежных документах отсутствовали какие-либо из указанных сведений):
- по поручению плательщика - физического лица Четокина А.М. (платежные поручения от 30.10.2017 N 1067, от 30.11.2017 N 1259, от 29.12.2017);
- по поручению плательщика - физического лица Домашкиной Е.Ю. (платежное поручение от 19.12.2017 N 1303).
Указанные действия Исакова Н.А. квалифицированы по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Факт совершения начальником отдела по противодействию легализации ( отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма АО "ПроБанк" Исаковой Н.А. указанного административного правонарушения и ее вина подтверждаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении N ТУ-45-ДЛ-18-16038/1020-1 от 24.09.2018; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении АО "Профессионал банк"; должностной инструкцией начальника отдела по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Исаковой Н.А, утвержденных 01.02.2017; копией приказа N 04/к от 01.02.2017 года о назначении Исаковой Н.А. ответственной за соблюдение правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и реализации программ ПОД/ФТ; положением об отделе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; трудовым договором с Исаковой Н.А.; объяснением Исаковой Н.А.; табелем учета рабочего времени; платежными поручениями; сведениями плательщиках; правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и реализации программ ПОД/ФТ.
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом административного органа и судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия начальника отдела по противодействию легализации ( отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма АО "ПроБанк" Исаковой Н.А. правильно квалифицированы по ч.1 и 2 ст. ст. 15.27 КоАП РФ, т.к. она, являясь должностным лицом банка, в обязанности которого входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, допустила неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Выводы о виновности Исаковой Н.А. в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу привлекаемого к административной ответственности лица, материалы дела не содержат.
В суде Исакова Н.А. свою вину в совершении вмененных ей правонарушений не отрицала, указав, что незаконно привлечена к административной ответственности в связи с истечением на момент вынесения постановления сроков давности привлечения её к административной ответственности.
Проверив данный довод, суд отклоняет его, поскольку он не нашел своего подтверждения.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Установлено, что правонарушения совершены Исаковой Н.А. в разное время, в т.ч. 06.10.2017, 11.10.2017, 30.10.2017, 30.11.2017 и 19.12.2017. Следовательно, срок давности привлечения её к административной ответственности, составляющий 1 год, на момент рассмотрения дела 02.10.2018 не истек.
Утверждения Исаковой Н.А. о том, что дело фактически рассмотрено заместителем начальника ГУ Банка России по ЦФО не 02.10.2018, а 28.02.2019, голословны, и материалами административного производства не подтверждены.
В суде второй инстанции допрошена в качестве свидетеля Максимова А.В, которая пояснила, что обжалуемое постановление было вынесено должностным лицом 02.10.2018, однако его копия была направлена Исаковой Н.А. только 05.03.2019. Оснований не доверять показаниям данного свидетеля не имеется.
Таким образом дело рассмотрено административным органом в пределах срока, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Довод жалобы об излишней суровости назначенного наказания не обоснован.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Административное наказание Исаковой Н.А. назначено в пределах санкции ч.2 ст.15. 27 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного должностным лицом противоправного деяния, посягающего на установленный законом порядок осуществления противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, данных об имуществом положении привлекаемого к административной ответственности лица, является справедливым и соразмерным содеянному.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, в данном случае не установлено.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным или полагать наказание излишне суровым не имеется.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом и судом первой инстанции соблюден.
Нарушений норм материального и процессуального права, включая право на защиту, влекущих отмену постановления, в том числе по доводам жалобы, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника ГУ Банка России по ЦФО N18-16038/3110-1 от 02.10.2018, решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 10.07.2019, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении должностного лица АО "Профессионал Банк" - начальника отдела по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма Исаковой **** оставить без изменения, жалобу Исаковой Н.А. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.