Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "МИП-Строй N1" по доверенности Земсковой Т.А. на п остановление N 0401-529/2019/ЮВАО заместителя главного государственного инспектора Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Строганова Д.В. от 08 мая 2019 г., решение судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 02 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 4.46 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "МИП-Строй N1",
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 0401-529/2019/ЮВАО заместителя главного государственного инспектора Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Строганова Д.В. от 08 мая 2019 г. Общество с ограниченной ответственностью "МИП-Строй N1" (далее ООО "МИП-Строй N1") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 4. 46 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее КоАП Москвы) с назначением административного наказания в виде административного штрафа 300 000 руб.
Постановление обжаловано защитником Земсковой Т.А. в Лефортовский районный суд г. Москвы.
Решением судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 02 августа 2019 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, защитником ООО "МИП-Строй N1" по доверенности Земсковой Т.А. подана жалоба в Московский городской суд, в которой она ставит вопрос об отмене, ссылаясь на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения.
В судебном заседании Московского городского суда защитник Земскова Т.А. доводы жалобы поддержала.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника, прихожу к выводу, об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых актов.
В соответствии со статьей 4.46 КоАП Москвы нарушение установленных правовыми актами города Москвы условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере сорока тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ч. 1). Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства (ч. 3).
В силу ст. 2 Закона г. Москвы от 12 июля 2002 г. N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в г. Москвы" к действиям, нарушающим покой граждан и тишину в ночное время с 23 часов до 7 часов на защищаемых территориях и в защищаемых помещениях в городе Москве, относятся в том числе: производство ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины в ночное время.
Санитарными нормами 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" установлены допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки.
В соответствии с п. 1.2 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 санитарные нормы являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства.
В соответствии с пунктом 6.3 Санитарных норм 2.2.4/2.1.8.562-96 "2.2.4 "Физические факторы производственной среды. 2.1.8 Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы", допустимые значения уровней звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки следует принимать по таблице 3, определяющей допустимые уровни звукового давления, уровни звука, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки.
Пунктом 9 таблицы 3 предусмотрены допустимые уровни звукового давления, уровни звука, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего - шума на территории, непосредственно прилегающие к жилым домам, которые составляют с 23:00 до 07:00 L аэкв.- 45 дБА - 45, Максимальные уровни звука L амакс. - 60 дБА.
Согласно п. 2.5.15. Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве, утверждённых Постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N 299-ПП "Об утверждении Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве", при выполнении работ в ночное время суток необходимо: - обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке; - исключить громкоговорящую связь; - не производить сварочные работы без установки защитных экранов; - исключить забивку свай, шпунта и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы; - не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к месту производства работ; - исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.
Как следует из материалов дела, 14 июня 2018 года в период с 02 часов 40 минут до 03 часов 30 минут аккредитованной испытательной лабораторией ГПБУ "Мосэкомониторинг" (аттестат аккредитации POCC.RU.0001.519080) проведены измерения уровней шума на территории, прилегающей к жилому дому по адресу: Москва, ул. Верхняя Хохловка, д. 43 в связи с обращением жителей на повышенный уровень шума при проведении строительных работ в ночное время.
При выезде лаборатории установлено, что в непосредственной близости от указанного жилого дома ведутся работы по строительству объекта: "Камера съездов за станцией "Нижегородская улица". Кожуховская линия ст. "Авиамоторная"-ст. "Некрасовка". Участок от ст. "Нижегородская" до ст. "Некрасовка". В период проведения измерений на территории строительной площадки наблюдалась работа грейферного экскаватора, осуществлявшего погрузку отработанного грунта в самосвал, проезд железнодорожного транспорта по Горьковскому направлению Московской железной дороги, а также проезд транспортных средств по ул. Верхняя Хохловка не наблюдался и не прослушивался.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в период с 20 марта 2018 года по 30 мая 2019 года на основании договора от 01 октября 2015 года N 15-2201 СМР, заключенного между АО "Мосинжпроект" (заказчик-генподрядчик) и ООО "МИП-Строй N 1" (подрядчик), и в соответствии с ордером (разрешением) от 15 марта 2018 года N 16040456/2 на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов ООО "МИП-Строй N 1" выполнялся комплекс строительно-монтажных работ по строительству стационарных комплексов, перегонных тоннелей и притоннельных сооружений по объекту: "Кожуховская линия ст. "Авиамоторная" - ст. "Некрасовка"; участок от станции "Нижегородская улица" до станции "Некрасовка". В соответствии с представленным АО "Мосинжпроект" графиком производства работ в июне 2018 года проводились работы по устройству основных конструкций камеры.
По результатам проведенных измерений на жилой территории выявлено превышение норматива допустимого уровня шума на 9 дБА по эквивалентному и на 8 дБА по максимальному уровням звука в контрольной точке N 1, обусловленное производством работ на строительной площадке, расположенной в районе жилого дома N 43 по ул. Верхняя Хохловка в городе Москве.
Таким образом, ООО "МИП-Строй N1", при выполнении работ в ночное время суток, на указанном объекте строительства допущено нарушение нормативных показателей допустимых значений, установленных для территории жилой застройки в ночное время при производстве строительных работ, тем самым нарушены обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, что является нарушением п. 2.5.15 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 19.05.2015 г. N 299-ПП "Правила проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г. Москве".
На основании изложенного, действия ООО "МИП-Строй N1" квалифицированы по ст. 4.46 КоАП г. Москвы.
Факт административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.46 КоАП г. Москвы и вина ООО "МИП-Строй N1" в его совершении объективно подтверждаются имеющимися по делу доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает: - протоколом об административном правонарушении от 20 февраля 2019 года N 1010-572/2018, составленным уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ; - информационной справкой руководителя проекта, согласно которой в период с 13 по 15 июня 2018 года на объекте строительства "Камера съездов за ст. "Нижегородская улица" выполнялись строительно-монтажные работы; - договором от 01 октября 2015 года N 15-2201 СМР и дополнительными соглашениями к нему, в соответствии с которыми ООО "МИП-Строй N 1" (подрядчик) выполняет комплекс строительно-монтажных работ по строительству станционных комплексов, перегонных тоннелей и притоннельных сооружений по объекту Кожуховская линия ст. "Авиамоторная"-ст. "Некрасовка". Участок от ст. "Нижегородская" до ст. "Некрасовка"; - выданным ООО "МИП-Строй N 1" ордером от 15 марта 2018 года N 16040456/2 на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства; - протоколом измерений уровней шума от 18 июня 2018 года N 75, из которого следует, что при измерении уровней шума на строительной площадке вблизи дома N 43 по ул. Верхняя Хохловка в городе Москве в контрольной точке N 1 установлен эквивалентный уровень звука 54 дБА при норме 45 дБА и максимальный уровень звука 68 дБА при норме 60 дБА; - копиями актов сдачи-приемки выполненных работ и платежных поручений об оплате выполненных работ; - фоматериалом; и другими материалами дела.
Установленные должностным лицом административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении обстоятельства, нашли подтверждение при рассмотрении жалобы судьей районного суда, а также подтверждены опрошенными судьей свидетелями: заместителя начальника испытательной лаборатории ГПБУ "Мосэкомониторинг" Арсанова А.С. и начальника испытательной лаборатории ГПБУ "Мосэкомониторинг" Савиновой Е.В.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что факт совершения ООО "МИП-Строй N1" правонарушения, предусмотренного ст. 4.46 КоАП г. Москвы подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО "МИП-Строй N1" состава вмененного правонарушения, обоснованно отклонены судом, как необоснованные.
Измерения проводились административным органом в соответствии с ГОСТ 23337-2014 "Шум. Методы измерения, шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий", СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественные зданий и на территории жилой застройки".
При измерении уровней шума в трех точках (территориях, непосредственно прилегающих к жилым домам). Превышение установленных нормативов на 9 единицы (1 точка).
В соответствии ч. 6 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума.
С учетом изложенного, должностное лицо, судья районного суда пришли к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "МИП-Строй N1" состава вмененного административного правонарушения.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООО "МИП-Строй N1" имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
Довод жалобы о том, что при проведении замеров уровня шума должны были приняты во внимание Примечания в пункте 2 к Таблице 3 Санитарных норм 2.2.4/2.1.8.562-96, предусматривающие, что эквивалентные и максимальные уровни звук в дБА для шума, создаваемого на территории средствами автомобильного, железнодорожного транспорта в 2 м от ограждающих конструкций первого эшелона шумозащитных типов жилых зданий, зданий гостиниц, общежитий, обращенных в сторону магистральных улиц общегородского и районного значения, железных дорог, допускается принимать на 10 дБА выше, указанных в позициях 9 и 10 табл. 3, поскольку в непосредственной близости от объекта находится автомобильная дорога и железнодорожная станция "Карачарово", являлся предметом проверки судьи районного суда и получил надлежащую оценку.
В ходе рассмотрения жалобы, проверки материалов дела и опроса свидетелей судьей установлено, что при проведении контрольных мероприятий, замеров уровня шума, основанными источниками шума вблизи обследуемой территории являлись строительные работы на строительной площадке вблизи дома N 43 по ул. Верхняя Хохловка, иных источников шума, способных оказать влияние на результаты измерений, в период проведения исследования не имелось.
Ссылка на представленный заявителем интернет сообщения о том, что в период проведения Чемпионата мира по футболу на Горьковском направлении МЖД введены четыре ночных электропоезда не опровергает установленных судьей обстоятельств и показаний свидетелей, что в период проведения обследования шум движения железнодорожного транспорта не прослушивался, поскольку движение дополнительных электропоездов начиналось только с 27 июня 2018 г.
По существу иные доводы жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по убедительным мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет никаких оснований не согласиться. Не согласие с оценкой доказательств и заявленных доводов не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Административное наказание в виде штрафа назначено ООО "МИП-Строй N1" в соответствии с требованиями КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену или изменение обжалуемых решения и постановления должностного лица, по делу не имеется.
Ошибочное указание в постановлении должностного лица о том, что обследование проведено 14 июня 2019 г. вместо 14 июня 2018 г. является опиской и не влечет отмену постановления, т.к. в ходе рассмотрения дела судьей районного суда проверены и установлены обстоятельства совершения правонарушения, в том числе дана обследования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление N 0401-529/2019/ЮВАО заместителя главного государственного инспектора Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Строганова Д.В. от 08 мая 2019 г, решение судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 02 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.46 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в отношении ООО "МИП-Строй N1" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Е.Н. Неретина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.