Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Московской области ** Д.В. на постановление судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 19 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Солар Кремневые технологии",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 19 апреля 2019 года ООО "Солар Кремневые технологии" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере ** руб.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Московской области ** Д.В. просит постановление изменить в части переквалификации действий ООО "Солар Кремневые технологии" на ст. 8.33 КоАП РФ.
Защитник ООО "Солар Кремневые технологии" ** Д.А. в судебное заседание явился, пояснил, что отсутствует состав правонарушения, причинно-следственная связь между действиями ООО "СКТ" и гибелью рыбы не установлена, незаконно были составлены два протокола, к участию в составлении протокола защитник общества допущен не был, незаконно составлен протокол о временном запрете деятельности, определение о передаче дела содержит неверные данные об ущербе, результаты исследования являются экспертными и не был соблюден порядок установленный ст. 25.9 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "Солар Кремневые технологии" я, прихожу к выводу о том, что постановление судьи является законным и обоснованным.
В соответствии со Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 4 ст. 8.13 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно чч. 1-3 ст. 22 Федерального закона 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
В силу ч.1 ст. 34 названного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно чч.1, 2 ст. 39 указанного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу ч.4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч.2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
Согласно ч.2 ст. 55 названного кодекса при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу ч.6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Как усматривается из материалов настоящего дела, 17.10.18 в 11 часов 30 минут при проведении мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения, а также в связи с поступившей в Московско-Окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству информацией о массовой гибели рыбы установлено и материалами административного расследования подтверждено, что ООО "Солар Кремниевые Технологии" производило сброс не очищенных и не обезвреженных сточных вод с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения по следующим показателям: нефтепродуктам - 1,5 мг/л (при норме 0,05 мг/л) в 30 раз, свинца - 0,02 мг/л (при норме 0,006 мг/л) в 3,3 раза, никелю - 0,05 мг/л (при норме 0,01 мг/л) в 5 раз, ХПК - 6700 мг/л (при норме 30 мг/л) в 223,3 раза, нитрит-иону - 0,58 мг/л (при норме 0,02 мг/л) в 29 раз, ион аммонию - 3,1 мг/л (пр норме 0,5 мг/л) в 6,2 раза (согласно протоколу лабораторных исследований N ** от 06.11.2018, произведенных аккредитованной лабораторией МУП "**" г.о. **) в реку ** ручей на врезке после очистных сооружений в г.о. ** Московской области, что привело к загрязнению водного объекта и ухудшению среды обитания водных биологических ресурсов.
Таким образом, ООО "Солар Кремниевые Технологии", в нарушение требований ч. 1 ст. 34, чч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 4 ст. 35, пп. 1, 2 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44, ч. 2 ст. 55, чч. 1, 6 ст. 56 Водного Кодекса Российской Федерации допустило сброс загрязняющих сточных вод в реку ** ручей. Действия ООО "Солар Кремниевые Технологии" квалифицированы по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и вина ООО "Солар Кремниевые Технологии" в совершении вмененного административного правонарушения объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: протоколом N 1399/3-а от 21.01.19 об административном правонарушении, составленном должностным лицом Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, актом проверки, протоколом лабораторных исследований N ** от 06.11.2018, произведенных аккредитованной лабораторией МУП "**" г.о. **; а также иными материалами дела.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется.
Суд обоснованно квалифицировал, действия ООО "Солар Кремниевые Технологии" по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, поскольку объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой действия ООО "Солар Кремниевые Технологии" были квалифицированы изначально, выражается в совершении прямо перечисленных в данной действий, если они могут повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия.
Следовательно, для привлечения виновного лица к административной ответственности по этой необходимо доказать как факт совершения одного из указанных в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действий, так и угрозу массовой гибели рыбы или других водных животных, уничтожения в значительных размерах кормовых запасов либо наступления иных тяжких последствий, а также причинно-следственную связь между такими нарушениями и угрозой наступления перечисленных последствий.
Материалы настоящего дела об административном правонарушении не содержат доказательств, подтверждающих наличие в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку сброс сточных вод не может быть отнесен ни к одному из названных в диспозиции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действий. Кроме того, в ходе производства по настоящему делу не был выяснен вопрос о возможности наступления массовой гибели рыбы или других водных животных, уничтожения в значительных размерах кормовых запасов либо иных тяжких последствий в результате действий Общества.
Вопреки доводу жалобы о незаконности и необоснованности принятого постановления, судьей районного суда подлежащие доказыванию фактические обстоятельства по делу установлены верно, которые полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку в постановлении и решение судьи, выводы должностного лица и судьи районного суда мотивированы и содержат ссылки на нормы права, подлежащие применению.
Из материалов дела не усматривается и ООО "Солар Кремниевые Технологии" не представлено доказательств о том, что данное юридическое лицо по одному и тому же факту было привлечено дважды.
Из протокола об административном правонарушении следует, что представитель или защитник ООО "Солар Кремниевые Технологии" на составление протокола не явился, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении был извещен. Таким образом, из материалов дела не следует, что были нарушены права ООО "Солар Кремниевые Технологии" при составлении протокола об административном правонарушении.
Сведения о составлении в отношении данного юридического лица двух протоколов об административном правонарушении в материалах данного дела отсутствуют.
Из материалов дела не усматривается, что по данному делу назначалась и проводилась экспертиза.
Из материалов дела не следует, что по данному делу составлялся протокол о временном запрете деятельности.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере ** руб. назначено ООО "Солар Кремниевые Технологии" в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ и соответствует санкции ч.4 ст. 8.13 КоАП г. Москвы.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление Симоновского районного суда г. Москвы от 19 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении по 4 ст. 8.13 КоАП РФ в отношении в отношении ООО "Солар Кремневые технологии" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.