Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Ритм жизни" Юдиной А.П. на постановление N 24-01520 от 18.10.2018 главного государственного санитарного врача по ЮАО г. Москвы Штифановой В.В. и на решение судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 13.02.2019, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Ритм жизни",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя прокурора ЮАО г. Москвы от 11.09.2018 в отношении ООО "Ритм жизни" возбуждено дело об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ, которое передано на рассмотрение в ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮАО.
Постановлением N 24-01520 от 18.10.2018 главного государственного санитарного врача по ЮАО г. Москвы ООО "Ритм жизни" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 13.02.2019 названное выше постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи, ООО "Ритм жизни" обратилось в Московский городской суд с жалобой, просит отменить постановление административного органа и решение районного суда. В обоснование жалобы указывает на их незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
Законный представитель ООО "Ритм жизни " надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Руководствуясь положениями ст.25.4 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Прокурор Артамонова О. Н. в суде дала заключение об обоснованности принятых должным лицом административного органа и судом первой инстанции постановлений, возражала против доводов жалобы.
Допрошенная в суде второй инстанции сотрудник Управления Роспортебнадзора Поддубная А.В. в суде возражала против доводов жалобы, указала, что факт неисполнения организацией требований ст.ст. 11, 18, 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 3.5 - 3.7, 3.14 СанПиН 2.1.7.1322-0 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", отсутствие надлежащим образом оборудованной площадки (место) для сбора и хранения отходов производства и потребления, выявлен в ходе проведенной проверки. Нарушений процедуры привлечения организации к ответственности не допущено.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав заключение прокурора, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица, решения судьи не нахожу.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ ( в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела административным органом), н есоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами (п. 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2).
В силу ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1); в местах централизованного обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль. Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности (п. 2).
Согласно пунктам 3.5 - 3.7, 3.14 СанПиН 2.1.7.1322-0 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления":
- 3.5. Хранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается.
В закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I - II классов опасности, должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах.
- 3.6. Накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.
Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.
При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
- 3.7. При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
- 3.14. Предельное количество накопления отходов на промышленных территориях не нормируется:
- для твердых отходов, концентрированных жидких и пастообразных отходов I класса опасности, упакованных в полностью герметичную тару в закрытом помещении, исключающем доступ посторонних лиц;
- для твердых сыпучих и комковатых отходов II и III класса, хранящихся в соответствующей надежной металлической, пластиковой, деревянной и бумажной таре.
В указанных случаях предельное временное количество отходов на территории устанавливается с учетом общих требований к безопасности химических веществ: пожаро- и взрывоопасности, образования в условиях открытого или полуоткрытого хранения более опасных вторичных соединений.
Из материалов настоящего дела следует и должностным лицом административного органа и судьей районного суда установлено, что в период с 04.09.2018 прокуратурой ЮАО г.Москвы с участием сотрудников Управления ТО Роспотребнадзора в ЮАО, по адресу: Москва, ул.Кантемировская, д.59А проведена проверка ООО "Ритм жизни", являющейся организацией, от деятельности которой образуются отходы. В ходе проверки выявлено нарушение ООО "Ритм жизни" требований при обращении с отходами, а именно: в нарушение ст.ст. 11, 18, 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 3.5 - 3.7, 3.14 СанПиН 2.1.7.1322-0 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" организацией надлежащим образом не оборудована площадка (место) для сбора и хранения отходов производства и потребления, отсутствуют приемники-накопители (контейнеры) для сбора и хранения бытовых отходов.
Действия ООО "Ритм жизни" квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "Ритм жизни" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением Прокурора ЮАО г. Москвы о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.09.2018; актом прокурорской проверки от 04.09.2018; договором аренды N 33/6-18 от 15.03.2018; договором на предоставление контейнеров от 25.05.2018, заключенным между ЗАО "Автокомбинат N412" и ООО "Ритм жизни".
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ООО "Ритм жизни" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела должностным лицом административного органа и судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ООО "Ритм жизни" в его совершении, а также о наличии оснований для привлечения ООО "Ритм жизни" к административной ответственности за совершение вышеперечисленных нарушений законодательства об обращении с отходами.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют объективные данные, подтверждающие, что ООО " Ритм жизни" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований экологического законодательства в соответствии со своей компетенцией.
С учетом изложенного, суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения.
Действия ООО "Ритм жизни" по ст. 8.2 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Довод жалобы о неправильном определении должностным лицом административного органа и судом обстоятельств дела, поскольку указанные в постановлении прокурора и обжалуемых административных актах недостатки отсутствовали, так как обязанность по организации мест хранения отходов у ООО "Ритм жизни" как у арендатора отсутствовала нахожу несостоятельным, поскольку факт совершения ООО "Ритм жизни" указанных выше противоправных действий подтвержден совокупностью исследованных судом доказательств, оценка которым дана в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.
Утверждения защиты о том, что площадка для сбора мусора, организована арендатором ЗАО "Автокомбинат N41", который по договору о предоставлении контейнеров N 04/5-18 от 24.05.2018 предоставляет ООО "Ритм жизни" контейнеры для сбора мусора, а также осуществляет вывоз указанных контейнеров, не могут являться основанием для отмены обжалуемых административных актов, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено иное.
В соответствии с п.6.3 Договора аренды N 33/6-18 от 15.03.2018 арендатор ООО "Ритм жизни" самостоятельно осуществляет деятельность по накоплению, сбору, вывозу отходов.
Согласно п.6.4 Договора арендодатель может оказывать Арендатору дополнительные слуги за оплату по счетам.
Согласно представленному ООО "Ритм жизни" договору N04/5-18 от 24.05.2018 на предоставление контейнеров для отходов, арендатор ЗАО "Автокомбинат N41" предоставляет ООО "Ритм жизни" контейнеры для сбора мусора, а также осуществляет вывоз указанных контейнеров.
Таким образом указанными договорами предусмотрена обязанность арендатора ООО "Ритм жизни" самостоятельно осуществлять деятельность по накоплению, сбору отходов, а следовательно, и по самостоятельному оборудованию площадки (места) для сбора и хранения отходов производства и потребления.
Судьей районного суда подробно проверены основания и порядок проведения прокуратурой проверки ООО "Ритм жизни". Вывод судьи об отсутствии нарушений требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является правильным.
Соглашаясь с указанным выводом, суд второй инстанции отмечает, что в соответствии со ст.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", положения указанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
Выявленные в ходе прокурорской проверки осуществления организацией пассажирских перевозок нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, послужили основанием для прокурорского реагирования - возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности ООО " Ритм жизни" в совершении вмененного административного правонарушения.
При назначении ООО " Ритм жизни" наказания в виде штрафа должностное лицо административного органа, основываясь на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к юридическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность, пришло к правильному выводу о возможности применения такой меры наказания в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Учитывая факт совершения ООО " Ритм жизни" правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, объектом которого являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для снижения размера административного штрафа.
Вывод районного суда о том, что совершенное организацией правонарушение не может быть квалифицировано как малозначительное является верным.
Административное наказание назначено ООО "РИТМ ЖИЗНИ" в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление N 24-01520 от 18.10.2018 главного государственного санитарного врача по ЮАО г. Москвы Штифановой В.В. о привлечении ООО "Ритм жизни" к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, решение судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 13.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Ритм жизни", оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Ритм жизни" Юдиной А.П. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.