Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитников Сазонова П.Н. по ордеру адвоката Загребельного С.В. и по доверенности Пилевича С.И. на постановление судьи Тимирязевского районного суда города Москвы от 05 сентября 2019 года, которым *** признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,
установил:
03 августа 2019 года УУП ОМВД России по району "Западное Дегунино" г.Москвы в отношении Сазонова Павла Николаевича составлен протокол об административном правонарушении по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Данный протокол об административном правонарушении с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Тимирязевский районный суд города Москвы, судьей которого 05 сентября 2019 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд указанное постановление обжалуют защитники Сазонова П.Н. по ордеру адвокат Загребельный С.В. и по доверенности Пилевич С.И. по доводам поданной жалобы, согласно которым, вина заявителя во вмененном ему административном правонарушении не доказана, состав указанного правонарушения в его действиях отсутствует; выводы судьи районного суда противоречат фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам, в том числе, видеоматериалам с камер наружного видеонаблюдения, показаниям допрошенной в качестве свидетеля Агафошиной Е.Ю.; судом первой инстанции неправомерно проигнорирован тот факт, что при личном досмотре у Сазонова П.Н. каких-либо плакатов, политической атрибутики, иных предметов, указывающих на его причастность к участникам митинга обнаружено не было; имеющиеся в процессуальных документах противоречия в ходе рассмотрения дела судьей устранены не были; протокол об административном правонарушении не содержит указания на место и время совершения административного правонарушения, на конкретные действия заявителя, которые являются противоправными, что является существенными недостатками данного протокола.
В судебном заседании Московского городского суда Сазонов П.Н. и его защитники по ордеру адвокат Загребельный С.В. и по доверенности Пилевич С.И. в полном объеме поддержали доводы поданной жалобы, просили их удовлетворить.
Проверив материалы дела, изучив доводы указанной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, просмотрев видеозапись с камер наружного видеонаблюдения, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого судебного акта и прекращении производства по делу в связи со следующим.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", которым в рамках организации публичного мероприятия предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности, на что указано в ст. 4 данного Закона.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 того же Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
В силу п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 12 апреля 2007 года N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
Статьей 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, преимущественно общественно-политического характера; собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов; шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; уведомление - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Частью 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ установлено, что во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Исходя из ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Признавая Сазонова П.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и подвергая его административному наказанию в виде административного штрафа, судья районного суда исходила из того, что в период времени с час. до час. года по адресу:, Сазонов П.Н, являясь участником публичного мероприятия в форме митинга, не согласованного в установленном порядке с органами исполнительной власти, в составе группы граждан в количестве около 700 человек, выкрикивал лозунги тематического содержания, привлекая тем самым внимание граждан и средств массовой информации, на неоднократные и законные требования сотрудников правоохранительных органов прекратить противоправные действия, а также о том, что участие в данном мероприятии является незаконным, в том числе посредством звукоусиливающих устройств, не реагировал, в нарушение требований Федерального Закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Закона г.Москвы от 04 апреля 2007 года N10-ФЗ "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в г.Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования", продолжал участвовать в несогласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии.
Факт совершения Сазоновым П.Н. вмененного ему административного правонарушения, и его виновность судья сочла бесспорно установленными рапортами сотрудников полиции и их письменными объяснениями по обстоятельствам выявления административного правонарушения, протоколом об административном задержании заявителя, сообщением Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г.Москвы Правительства Москвы, протоколом об административном правонарушении от 03 августа 2019 года в отношении Сазонова П. Н. по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
При этом, суд первой инстанции отклонил как несостоятельные доводы Сазонова П.Н. о том, что в указанном публичном мероприятии участия он не принимал, о его проведении не знал, при установленных обстоятельствах со своей знакомой Е.Ю. были намерены погулять в Тимирязевском парке, в связи с чем направились в сторону станции метро "Цветной бульвар" Серпуховско-Тимирязевской линии Московского метрополитена, кратчайший путь к которому проходит через сквер на Цветном бульваре, где отдыхали семьи с детьми, прогуливались многочисленные прохожие, и по которому они прошли быстро и спокойно, нигде не останавливаясь и не примыкая к какой-либо группе лиц, однако по пути следования были оттеснены сотрудниками полиции в глубь сквера к памятнику Ю.Никулину, и при выходе из сквера без объяснений причин он был задержан сотрудниками Росгвардии РФ и доставлен в ОМВД.
Между тем, с такими выводами судьи районного суда, согласиться нельзя, поскольку они сделаны без надлежащей проверки всех фактических обстоятельств по делу, без правовой оценки представленных стороной защиты в обоснование своих доводов доказательств.
В силу чч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По смыслу ст. 26.1 КоАП РФ, выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из предоставленных Департаментом информационных технологий г.Москвы видеозаписей с камер наружного видеонаблюдения, установленных на Пушкаревом переулке,, просмотренных в судебном заседании суда второй инстанции, с очевидностью усматривается, что *** года в * час. Сазонов П.Н. и Е.Ю. вышли из подъезда дома N21 по Пушкареву переулку г.Москвы, где по месту жительства постоянно зарегистрирован и проживает заявитель, и направились в сторону станции метро *, в * час. прошли Пушкарев переулок, в * час. - *, в * час. пересекли проезжую часть дороги и вошли в сквер на Цветном бульваре, нигде не останавливаясь и не примыкая к какой-либо группе граждан, в * час. сотрудниками правоохранительных органов были оттеснены в глубь сквера к памятнику Ю.Никулину, указаниям которых они повиновались, направляясь в сторону Садового кольца, и в 17.43 час. при выходе из сквера Сазонов П.Н. был остановлен и задержан сотрудниками Росгвардии РФ, что согласуется с показаниями допрошенной судом первой инстанции в качестве свидетеля Е.Ю, а также с пояснениями самого Сазонова П.Н, данными как на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, так и в суде первой инстанции, последовательно утверждавшего о том, что в митинге * года по адресу: г*, он не участвовал, в группе граждан не находился, лозунги тематического содержания не выкрикивал, общественного порядка не нарушал, по указанному адресу находился совместно со своей знакомой Агафошиной Е.Ю. менее пяти минут, с целью пройти в станции метро "Цветной бульвар" Серпуховско-Тимирязевской линии Московского метрополитена, каких-либо требований сотрудниками правоохранительных органов к нему не предъявлялось, а их распоряжение двигаться в сторону Садового кольца он выполнил.
Согласно пункту 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", участником публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения.
Судам следует иметь в виду, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
Сокрытие участниками публичного мероприятия своего лица (его части), в том числе путем использования масок, средств маскировки, иных предметов, может составлять объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, в том случае, если данные предметы используются именно в целях затруднения определения их личностей.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае вышеизложенные обстоятельства с очевидностью свидетельствует о том, что во вмененный период времени Сазонов П.Н. в публичном мероприятии в форме митинга, не согласованном в установленном порядке с органами исполнительной власти, не участвовал, в группе граждан около 700 человек не находился, лозунги тематического содержания не выкрикивал, внимание граждан и средств массовой информации не привлекал, нарушение общественного порядка и противоправных действий не допускал, своего лица путем использования масок, средств маскировки, иных предметов, затрудняющих установление его личности, не скрывал, в состоянии опьянения не находился, оружия и иных предметов, которые могли быть использованы в качестве оружия, при себе не имел, требование сотрудников правоохранительных органов двигаться в сторону Садового кольца он выполнил, то есть нарушений Федерального Закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Закона г.Москвы от 04 апреля 2007 года N10-ФЗ "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в г.Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования" со стороны Сазонова П.Н. в данном случае не имело места быть, в связи с чем в действиях последнего отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30. 9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу защитников Сазонова П.Н. по ордеру адвоката Загребельного С.В. и по доверенности Пилевича С.И. удовлетворить.
Постановление судьи Тимирязевского районного суда города Москвы от 05 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Сазонова П.Н. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.