Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО "Крион" Завиховского М.Я. на постановление Департамента природопользования и охран окружающей среды г. Москвы
N *** от 04 апреля 2019 г, решение судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 09 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.19 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), в отношении АО "КРИОН",
УСТАНОВИЛ:
04 апреля 2019 года заместителем главного Государственного инспектора г. Москвы в области окружающей среды вынесено постановление N ***, которым АО "КРИОН" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.19 КоАП г. Москвы, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 09 сентября 2019 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника АО "КРИОН" - без удовлетворения.
Не согласившись с постановление должностного лица, решением судьи, защитник АО "КРИОН" по доверенности Завиховский М.Я. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене. В жалобе заявитель ссылается на то, что факт совершения административного правонарушения и вина Общества не доказаны материалами дела.
В судебное заседание заявитель жалобы - защитник АО "КРИОН" Завиховский М.Я. не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. *** ), о причинах неявки не сообщил, ходатайств в порядке ст. 24.4 КоАП РФ не заявлял.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу, что оснований, влекущих отмену или изменение постановления и решения судьи районного суда не имеется.
Статьей 4.19 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за незаконное уничтожение зеленых насаждений
В силу ст. ст. 2, 7, 9 Закона города Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории г. Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены. Юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к уничтожению зеленых насаждений.
Согласно ст. 1 Закона г. Москвы "О защите зеленых насаждений" повреждением зеленых насаждений признается причинение вреда кроне, стволу, ветвям древесно-кустарниковых растений, их корневой системе, повреждение надземной части и корневой системы травянистых растений, не влекущее прекращение роста. Повреждением является механическое повреждение ветвей, корневой системы, нарушение целостности коры, нарушение целостности живого надпочвенного покрова, загрязнение зеленых насаждений либо почвы в корневой зоне вредными веществами, поджог и иное причинение вреда.
В соответствии со ст. 2 Закона города Москвы "О защите зеленых насаждений", граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Работы по уходу за зелеными насаждениями, связанные с проведением агротехнических мероприятий, осуществляются специализированными организациями.
Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу ст. 7 Закона города Москвы "О защите зеленых насаждений", граждане и юридические лица обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях.
Запрещается повреждать или уничтожать зеленые насаждения, за исключением случаев, установленных статьей 3 настоящего Закона.
В соответствии с п. 9.1 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП, правообладатели земельных участков территорий зеленого фонда г. Москвы обязаны, в числе прочего, обеспечить сохранность насаждений.
В соответствии с п. 8.1.1, п. 8.1.6 Правил вырубка деревьев и кустарников при осуществлении санитарно-оздоровительных мероприятий в процессе содержания территорий производится при наличии порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленных насаждений.
В соответствии с п. 8.6 Правил в процессе содержания территории производятся:
- вырубка аварийных и сухостойных деревьев и кустарников. Для проведения санитарной вырубки и обрезки деревьев и кустарников в процессе содержания правообладатель земельного участка (балансодержатель территории) организует обследование зеленых насаждений с привлечением специалиста по уходу за зелеными насаждениями. По результатам обследования правообладателем земельного участка (балансодержателем территории) составляется пересчётная ведомость с полной характеристикой каждого дерева и кустарника, подлежащего вырубке или обрезке, заверенная печатью и подписью правообладателя земельного участка (балансодержателя территории). На обследуемую территорию составляется план территории с точным указанием их порядкового номера согласно перечетной ведомости и план территории с точным указанием мест посадки деревьев и кустарников с ассортиментной ведомостью высаживаемых земельных насаждений (в случае, если предусмотрена посадка деревьев и кустарников взамен вырубаемых). Планы территории подписываются и заверяются печатью правообладателя земельного участка (балансодержателя территории). Форма перечетной ведомости, масштаб и ориентирование плана территории, условные обозначения зеленых насаждений и точность их нанесения на планах территории, условные обозначения зеленых насаждений и точность их нанесения на планах территории должны соответствовать установленным требованиям Вырубка деревьев и кустарников в процессе содержания территории производится на основании порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений.
Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, что в ходе проведенной установлено, что 12 декабря 2018 г..в 11 час. 30 мин. на озелененной территории на расстоянии от 1,5 до 3 м. от стены здания N 34 по ул. *** *** г..*** выявлены свежесрезанные пни 9 деревьев, а именно 4-х деревьев породы клен остролистный (1-диаметром 20 см, 1- 3-х ствольное с диаметрами стволов 10-10-10 см, 1- диаметром 10 см, 1-2-х ствольное с диаметрами стволов 12-16 см), 4-х деревьев породы клен ясенелистный (3- диаметрами 8-12-20 см, 1-2-х ствольное с диаметрами стволов 8-8-12 см), 1-го дерева породы тополь дрожащий диаметром 18 см). Итого вырублено 4 дерева породы клен остролистный, 4 дерева породы клен ясенелистный, 1 дерево породы тополь дрожащий. Порубочных остатков в виде фрагментов стволов и ветвей деревьев не выявлено. Срезы пней ровные, выполнены с применением механических средств (бензо - либо электропила). Разрешительная документация на вырубку указанных деревьев, стволов деревьев на момент обследования отсутствует. Доступ на обследуемую озелененную территорию свободный. Замеры на объекте произведены рулеткой Stayer " MASTER " " AUTOLOCK " 5м. В ходе административного расследования с учетом информации Департамента городского имущества г..Москвы от 18 декабря 2018 г..N ***, Управы района Бирюлево Западное от 27 декабря 2018 г..N ***, данных АС ГУФ установлено следующее. Согласно данным АС ГУФ проектная документация на оформление заключения и порубочного билета на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта, а также документация на оформление порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленных насаждений по указанному адресу в Департамент на рассмотрение не поступала, заключения и порубочные билеты не выдавались.
Московским земельным комитетом был оформлен долгосрочный договор аренды от 26 сентября 2002 г..N *** земельного участка площадью 14494 кв.м, имеющий адресные ориентиры: г..***, вл. ***, представляемый в пользование на условиях долгосрочной аренды для эксплуатации существующих зданий и сооружений опытного завода по изготовлению технологической оснастки и нестандартизированного оборудования. Договор заключен сроком до 12 сентября 2027 г..Согласно плану земельного участка ОАО "КРИОН", который является приложением 2а к Договору аренды от 26 сентября 2002г. N М ***, 9 вырубленных деревьев, произрастали в границах земельного участка с адресным ориентиром: г..*** арендатором которого является ОАО "КРИОН". Таким образом, 12 декабря 2018г. на озелененной территории по адресу: г..***, в границах земельного участка арендатором которого является ОАО "КРИОН" выявлено уничтожение 9 шт. деревьев (4 дерева породы клен ясенелистный, 4 дерева породы клен остролистный, 1 дерево породы тополь дрожащий). Разрешительная документация на вырубку указанных деревьев Департаментом не оформлялась.
Факт правонарушения и вина АО "КРИОН" в его совершении подтверждается материалами административного дела, в том числе: протоколом N *** об административном правонарушении от 20 октября 2019 года; письменными объяснениями защитника Завиховского М.Я. от 01февраля 2019 г.; договором о предоставлении участка *** от 26 сентября 2002 г.; определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 12 декабря 2018 г.; актом о проведении мероприятия; фототаблицей, показаниями свидетеля - представителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Бурых Ю.Ю, данными в суде первой инстанции и иными материалами дела.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Материалы дела свидетельствуют о наличии в действиях АО "КРИОН" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.19 КоАП г. Москвы.
Вопреки доводам жалобы о недоказанности вины АО "КРИОН" в совершении административного правонарушения, данный факт подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Факт совершения АО "КРИОН" вменённого правонарушения подтверждён также показаниями представителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Бурых Ю.Ю, допрошенной в судебном заседании в районом суде.
Из показаний данного свидетеля следует, что в ходе производства по делу в различные организации были направлены запросы, в том числе и ДГИ г. Москвы. Из ДГИ г. Москвы был получен Договор аренды с АО "КРИОН" от 26 сентября 2002 г. N *** земельного участка площадью 14494 кв.м, имеющий адресные ориентиры: г. Москва, ул. Подольских Курсантов, вл. 34. По системе АИС ПБ порубочный билет не оформлялся. Согласно актов г. Москвы и ЗК РФ правообладатель обязан охранять, содержать, выполнять санитарно-оздоровительные действия в отношении зеленых насаждений. Общество было привлечено к административной ответственности, т.к. допустило уничтожение зеленых насаждений.
Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности указанного должностного лица Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, материалы дела не содержат, а исполнение своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об его предвзятости в изложении совершенного АО "КРИОН" административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у Общества имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях АО "КРИОН".
Доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии вины Общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, действия АО "КРИОН" по ст. 4.19 КоАП г. Москвы квалифицированы правильно.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не были нарушены требования ст.1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Административное наказание назначено АО "КРИОН" в пределах санкции ст. 4.19 КоАП г. Москвы, при принятии во внимание характера совершенного правонарушения и других обстоятельств по делу, в связи с чем доводы жалобы заявителя о применении судом слишком строгой меры административной ответственности и необходимости снижения штрафной санкции, судом отклоняются.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление Департамента природопользования и охран окружающей среды г. Москвы N *** от 04 апреля 2019 года, решение судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 09 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.19 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в отношении АО "КРИОН" оставить без изменения, а жалобу защитника Завиховского М.Я. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.