Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ФГКУ "***" Минобороны России *** на постановление судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 28 июня 2019 года, которым
Федеральное государственное казенное учреждение "***" (далее - ФГКУ "***" Минобороны России, Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000,00 (сто тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
17 мая 2019 года советником отдела государственного надзора Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Мосгорнаследия *** составлен протокол N *** об административном правонарушении в отношении ФГКУ "***" Минобороны России по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Савеловский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное постановление.
На постановление судьи районного суда защитником подана жалоба, в которой он просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, поскольку собственником недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности и предоставленных органам военного управления, войсковым частям и организациям Министерство обороны Российской Федерации, является Российская Федерации, однако собственник не наделил Учреждение полномочиями в сфере содержания недвижимого имущества, более того согласно пункту 22 положения Устава, Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные настоящим Уставом. Также указывает на то, что в связи с приостановлением операций по расходованию средств, Учреждение лишено возможности для оплаты штрафа.
В судебное заседание защитник ФГКУ "***" Минобороны России *** не явился, извещен о времени, дате и месте слушания дела надлежащим образом, в связи с чем, дело по жалобе рассматриваю в их отсутствие.
Начальник отдела административных расследований Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия ***, возражала против удовлетворения жалобы, указав, что законное предписание Мосгорнаследия ФГКУ "***" Минобороны России получено, ими не обжаловано, в связи с чем, обязано было исполнить его в срок. При этом пояснила.
Также проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФГКУ "***" Минобороны России ***, допросив начальника отдела административных расследований Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия ***, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления судьи районного суда.
Диспозиция ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Охранное обязательство собственника или иного законного владельца Объекта утверждено приказом Мосгорнаследия от 30 августа 2016 г. N 664.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, 01 апреля 2019 года в 00 час. 01 мин. ФГКУ "***" Минобороны России (юридический адрес: г. Москва ул. Хорошевское шоссе, д. 40А), являясь пользователем здания, Объекта культурного наследия регионального значения "Дом Скакового общества, 1905 г, архитектор И.В. Жолтовский, интерьеры - художник И.И. Нивинский" (далее - Объект культурного наследия) по адресу: г. Москва, ул. Скаковая, д. 16 (часть) не выполнил предписания от 22 августа 2018 года N***, согласно которого ФГКУ "***" Минобороны России надлежало в срок до 01 апреля 2019 года на основании задания Департамента на проведение работ по сохранению Объекта, выводов и рекомендаций инженерно-технического обследования, разработать проектную документацию по сохранению Объекта и приспособлению по сохранению Объекта приспособлению помещений для современного использования и согласовать в установленном порядке (п. 1 раздела 5 акта технического состояния N ***).
Однако по состоянию на 05 апреля 2019 г. проектная документация по сохранению Объекта на согласование в Департамент не поступала (служебная записка от 05 апреля 2019 года N 16-35-25573/9 Управления рассмотрения документации).
Таким образом, ФГКУ "***" Минобороны России совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения данного административного правонарушения и виновность ФГКУ "***" Минобороны России подтверждаются: протоколом N *** 2018 об административном правонарушении, в котором отражено существо правонарушения; предписанием N *** от 22 августа 2018 г.; актом технического состояния объекта культурного наследия N *** от 08 декабря 2017 г.; заданием на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия N ***; отчетом о проведении мероприятия по государственному надзору в отношении объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, его территории и зон охраны объекта культурного наследия, земельного участка, непосредственно связанного с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия N ***; заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия от 17 сентября 2018 г. *** и иными доказательствами, имеющимися в деле.
Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Вывод судьи о том, что ФГКУ "***" Минобороны России не выполнило в установленный срок законное предписание N ***, соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с этим выводом оснований не имеется.
Действия ФГКУ "***" Минобороны России правильно квалифицированы по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания, органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В силу положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения, поскольку ФГКУ "***" Минобороны России, не является собственником здания, является несостоятельными.
Статьей 10 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закон г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26) предусмотрено, что предписания государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности, которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
Согласно п. 2 ст. 22 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные настоящим Законом, нормативными правовыми актами и охранными документами; выполнять предписания уполномоченного органа по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников.
Пользователь земельного участка, на котором (в котором) расположены недвижимые памятники истории и культуры, несет ответственность за их целостность и сохранность и имеет право на льготы по арендной плате за данный участок и на иные льготы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы (п. 3 ст. 22).
Как усматривается из материалов настоящего дела, объект культурного наследия регионального значения "Дом Скакового общества, 1905г." находится во владении у ФГКУ "***" Минобороны России на праве оперативного управления (л.д. 89).
Пунктом 19 Устава ФГКУ "***" Минобороны России установлено, что учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил.
К основной деятельности ФГКУ "***" Минобороны России, в том числе, отнесен контроль за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил.
Из пункта 25 Устава ФГКУ "***" Минобороны России следует, что имущество учреждения формируется, в том числе за счет имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Пунктом 31 Устава ФГКУ "***" Минобороны России на учреждение возложена обязанность исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Предписанием N *** от 22 августа 2018 года на ФГКУ "***" Минобороны России была возложена обязанность в срок до 01 апреля 2019 г. на основании задания Мосгорнаследия на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выводов и рекомендаций инженерно-технического обследования разработать проектную документацию по сохранению объекта и приспособлению помещений для современного использования и согласовать в установленном порядке.
Предписанием ФГКУ "***" Минобороны России разъяснено, что случае невозможности его исполнения по независящим от учреждения причинам, учреждение вправе не позднее десяти календарных дней до момента истечения срока предписания проинформировать Мосгорнаследие о выполнении предписания.
При этом ФГКУ "***" Минобороны России не было лишено возможности обратиться в Мосгорнаследие с заявлением о продлении срока исполнения предписания, однако с таким заявлением в Мосгорнаследие не обратилось.
С учетом изложенного, выводы судьи районного суда о том, что у ФГКУ "***" Минобороны России не имелось возможности исполнить названное предписание по причине ведения вопросами содержания и ремонта объектов культурного наследия Департаментом культуры Минобороны России, являются несостоятельными.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления, поскольку основаны на субъективной трактовке положений КоАП РФ в свою пользу и не являются основанием для удовлетворения жалобы.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 названного Кодекса, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения. Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением Общества, позволяющих применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в рамках производства по делу об административном правонарушении и рассмотрения настоящей жалобы не установлено.
В случае невозможности уплаты административного штрафа Учреждение с учетом материального положения не лишено возможности обратиться к судье, вынесшему постановление, с заявлением в порядке ст. 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Постановление судьи мотивированно, оно отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушен.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 28 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФГКУ "***" Минобороны России оставить без изменения, жалобу защитника ФГКУ "***" Минобороны России *** - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.