Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника АО "РЭМ" по доверенности Новиковой Л.А. на постановление заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы N ***от 24 января 2019 года, на решение судьи Пресненского районного суда города Москвы от 02 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.12 КоАП г. Москвы, в отношении АО "РЭМ",
установил:
постановлением заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы N ***от 24 января 2019 года АО "РЭМ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.12 КоАП г.Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Не согласившись с таким актом должностного лица административного органа, защитник общества подал на него жалобу в Пресненский районный суд г. Москвы, решением судьи которого от 02 июля 2019 года приведенное выше постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд сторона защиты обжалует акты должностного лица административного органа и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, судьей не учтен тот факт, что обществу на праве собственности принадлежит лишь 1022 кв.м, что составляет 31.2% от общей площади здания, составляющей 3272.5 кв.м, остальная часть здания находится в собственности иных юридических лиц; крыша здания является общим имуществом собственников, в связи с чем обязанность по ее содержанию лежит на всех собственниках здания; вина общества во вмененном ему правонарушении не доказана.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель АО "РЭМ", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, обеспечил явку защитника по доверенности Новиковой Л.А, в полном объеме поддержавшей указанные доводы жалобы, просившей их удовлетворить.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы поданной жалобы, заслушав объяснения стороны защиты, допросив свидетеля, прихожу к выводу о том, что постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для отмены или изменения не имеется ввиду следующего.
Частью 1 ст. 8.12 КоАП г.Москвы предусмотрена административная ответственность за непринятие собственниками и иными законными владельцами зданий и сооружений, кроме жилых домов и объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности, мер по очистке крыш от снега и удалению наростов льда на карнизах, крышах и водостоках.
В силу п. 10.1, п. 10.13 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в г. Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, ю ридические, должностные лица и граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города, в том числе и на территориях частных домовладений; в зимнее время собственниками, балансодержателями (арендаторами) зданий должна быть организована своевременная очистка кровель от снега, наледи и сосулек.
Пунктом 1.5 тех же Правил, государственный контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляет, в том числе, Объединение административно-технических инспекций города Москвы.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в *** час. *** года в ходе систематического наблюдения (мониторинга) обследования территории на основании поручения и.о. заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы инспектором ОАТИ г.Москвы выявлено, что по адресу: ***, АО "РЭМ", в нарушение требований п.10.13 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, не приняты меры по очистке кровли, карнизов, водостоков нежилого здания от снега, снежных свесов и ледяных наростов (сосулек), тем самым созданы условия, опасные для жизни и здоровья граждан, и чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.12 КоАП г. Москвы.
Факт совершения АО "РЭМ" указанного административного правонарушения и вина в его совершении подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, поручением и.о. заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г..Москвы от 10 декабря 2018 года о проведении контроля за исполнением обязательных требований в области внешнего благоустройства территорий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов, производства работ на территории ЦАО города Москва; рапортом инспектора Технической инспекции ОАТИ г..Москвы по обстоятельствам выявления в действиях общества административного правонарушения по ч.1 ст.8.12 КоАП г..Москвы ; фотоматериалом, полученным в ходе визуального наблюдения за состоянием благоустройства города Москвы, которым зафиксирован факт скопления на кровле, карнизах, водостоках нежилого здания по указанному адресу снега, снежных свесов и ледяных наростов (сосулек), создающих условия, опасные для жизни и здоровья граждан ; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица АО "РЭМ"; в ыпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из которой усматривается, что собственником части здания по вышеприведенному адресу является АО "РЭМ"; протоколом об административном правонарушении от 11 января 2019 года в отношении АО "РЭМ", в котором подробно изложено существо правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.12 КоАП г..Москвы, указаны пункты Правил, нарушение которых вменяется заявителю, и из которого усматривается, что права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, о месте и времени составления протокола общество заблаговременно извещено, протокол составлен в присутствии защитника по доверенности Новиковой Л.А, с которым она ознакомлена, копию его для сведения получила на руки, права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.25.1 КоАП РФ, ей разъяснены, о чем имеются ее собственноручные подписи, протокол содержит все
необходимые сведения, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ, а также подпись должностного лица, его составившего.
Данные доказательства оформлены должностными лицами ОАТИ г.Москвы в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе визуального наблюдения за благоустройством в ЦАО г.Москвы, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, оснований не доверять которым не имеется.
Кроме того, исследованные судьей суда первой инстанции доказательства согласуются с показаниями допрошенного в судебном заседании суда второй инстанции в качестве свидетеля инспектора инспекции по контролю за благоустройством городских территорий Паршина П.А, пояснившего, что при установленных обстоятельствах в ходе визуального наблюдения им было выявлено наличие на крыше, карнизах, водостоках нежилого здания по адресу: ***, снега, снежных свесов и ледяных наростов в виде сосулек, создающих прямую угрозу жизни и здоровью граждан, ответственность за очистку которых лежит на собственниках данного здания, одним из которых является АО "РЭМ", при этом, протоколы об административных правонарушениях были составлены в отношении всех сособственников, с учетом того, что границы их эксплуатационной ответственности не разграничены, оснований не доверять которым не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, ничем не опровергнуты, даны лицом, непосредственно выявившим административное правонарушение, предупрежденным об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний.
Каких-либо данных, объективно свидетельствующих о заинтересованности указанного инспектора ОАТИ г.Москвы, составившего протокол об административном правонарушении, в исходе рассматриваемого дела не имеется, оснований для оговора им заявителя не установлено, а исполнение должностным лицом, наделенным государственно-властными полномочиями, своих служебных обязанностей само по себе не может ставить под сомнения его действий по сбору доказательств и составлению процессуальных документов.
В соответствии с п. 1.1 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, эти Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории Москвы, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.
Нарушение п. 10.13 Правил влечет ответственность по ч.1 или ч. 2 ст. 8.12 КоАП г.Москвы, в зависимости от субъекта правонарушения.
Установив, что АО "РЭМ", будучи собственником части указанного нежилого здания, крыша которого является общим имуществом сособственников здания, границы эксплуатационной ответственности которых не разграничены, как собственник объекта недвижимости несет ответственность за выполнение работ по содержанию помещения, в частности по очистке кровли, карнизов и водоотводов от снега, снежных наростов и наледеобразований, которые в силу требований п. 10.13 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве обязано было удалить немедленно, тогда как в данном случае такие меры своевременно приняты не были, в действиях данного общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.12 КоАП г.Москвы.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательства того, что заявителем приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований п. 10.13 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у организации в данном случае имелась, что свидетельствует о его вине.
АО "РЭМ", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и г.Москвы и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
Постановление N ***от 24 января 2019 года, которым АО "РЭМ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.12 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - заместителем начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы, в установленные ч.1 ст.4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось правонарушение, в нем приведены пункты Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, нарушение которых вменяется заявителю, указан перечень добытых доказательств, вынесено в присутствии защитника общества по доверенности, копия его для сведения ему вручена и направлена в адрес привлекаемого к административной ответственности лица посредством почты, что подтверждено документально.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный КоАП г.Москвы, должностными лицами ОАТИ г.Москвы соблюден, нормы материального права применен ы и истолкованы правильно.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, исследованные судом доказательства обоснованно приняты судьей и положены в основу вынесенного постановления, что нашло свое отражение в судебном постановлении, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины заявителя в его совершении.
Доводы жалобы стороны защиты не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное им административное правонарушение.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с состоявшимися постановлением и решением, не является основанием к отмене оспариваемых актов, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 8.12 КоАП г.Москвы, с учетом характера совершенного правонарушения, выразившегося в нарушении требований к благоустройству г.Москвы, степени общественной опасности, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам законности и неотвратимости наказания, согласуется с его предупредительными целями.
Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, позволяющих применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в рамках производства по настоящему делу и рассмотрения настоящей жалобы установлено не было.
Доказательств невозможности исполнения обществом назначенного наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на него административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюден, н арушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы N ***от 24 января 2019 года, решение судьи Пресненского районного суда города Москвы от 02 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.12 КоАП г. Москвы, в отношении АО "РЭМ" оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности Новиковой Л.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.