Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ГУ - ОПФ РФ по г.Москве и Московской области по доверенности Энтентеевой А.А. на постановление заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы N *** от 28 февраля 2019 года, на решение судьи Пресненского районного суда города Москвы от 05 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.12 КоАП г. Москвы, в отношении ГУ - ОПФ РФ по г.Москве и Московской области,
установил:
постановлением заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы N *** от 28 февраля 2019 года ГУ - ОПФ РФ по г.Москве и Московской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.12 КоАП г.Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 руб.
Не согласившись с таким актом должностного лица административного органа, защитник общества подал на него жалобу в Пресненский районный суд г. Москвы, решением судьи которого от 05 июня 2019 года приведенное выше постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд сторона защиты обжалует акты должностного лица административного органа и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам; обществом предприняты все зависящие от него меры, связанные с очисткой кровли здания от снега и наледи, в том числе, 24 декабря 2018 года с ООО "Кадры-ТП" заключен государственный контракт на оказание услуг по очистке кровли; в соответствии с условиями указанного контракта в начале рабочего дня 29 января 2019 года - в 09.05 час. по средствам электронной почты отделением фонда сделана заявка на очистку кровли от снега и наледи, полученная исполнителем в 09.19 час. 29 января 2019 года, которая в этот же день была исполнена; административное правонарушение выявлено в период времени - до начала рабочего времени, когда у заявителя отсутствовала возможность обнаружить наличие снега, снежных навесов и ледяных наростов на кровле, карнизах и водостоках и принять необходимые меры; также не учтен тот факт, что оплата контракта осуществляется за счет средств отделения Пенсионного фонда КФ, которые являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ГУ - ОПФ РФ по г.Москве и Московской области, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности Кравцовой Н.В, в полном объеме поддержавшей указанные доводы жалобы, просившей их удовлетворить.
Исследовав материалы настоящего дела, изучив доводы поданной жалобы, заслушав объяснения стороны защиты, допросив свидетеля, прихожу к выводу о том, что постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для отмены или изменения не имеется ввиду следующего.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ предусмотрена за непринятие законными владельцами зданий и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением особых объектов нежилого фонда города Москвы, мер по очистке крыш от снега и удалению наростов льда на карнизах, крышах и водостоках, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
В силу п. 10.1, п. 10.13 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, ю ридические, должностные лица и граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города, в том числе и на территориях частных домовладений; в зимнее время собственниками, балансодержателями (арендаторами) зданий должна быть организована своевременная очистка кровель от снега, наледи и сосулек.
Пунктом 1.5 тех же Правил, государственный контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляет, в том числе, Объединение административно-технических инспекций города Москвы.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в *** час. *** года в ходе систематического наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов благоустройства в г.Москве на основании поручения заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы инспектором инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г.Москвы выявлено, что ГУ - ОПФ РФ по г.Москве и Московской области по адресу: ***, в нарушение требований п.10.13 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, своевременно не принято мер по очистке кровли, карнизов, водостоков нежилого здания от снега, снежных свесов и ледяных наростов (сосулек), создав тем самым опасные для жизни и здоровья людей условия, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.12 КоАП г.Москвы.
Факт совершения ГУ - ОПФ РФ по г.Москве и Московской области указанного административного правонарушения и вина в его совершении подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, поручением заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы о проведении контроля за исполнением обязательных требований в области внешнего благоустройства территорий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов, производства работ на территории ЦАО города Москва; рапортом инспектора инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы по обстоятельствам выявления в действиях заявителя состава административного правонарушения ; фотоматериалом, полученным в ходе визуального наблюдения за состоянием благоустройства города Москвы, которым на кровле, карнизах, водостоках нежилого здания по вышеназванному адресу зафиксировано наличие снега, снежных свесов и огромных ледяных наростов (сосулек), создающих условия, опасные для жизни и здоровья граждан ; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ; протоколом об административном правонарушении от 12 февраля 2019 года в отношении ГУ - ОПФ РФ по г.Москве и Московской области, в котором подробно изложено существо правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.12 КоАП г.Москвы, указаны пункты Правил, нарушение которых вменяется заявителю, и из которого усматривается, что права лица, привлекаемого к административной ответственности соблюдены, о месте и времени составления протокола отделение фонда заблаговременно извещено, протокол составлен в его отсутствие, копию протокола для сведения направлена в адрес привлекаемого к административной ответственности лица и получена им, что подтверждено документально, протокол содержит все необходимые сведения, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ, а также подпись должностного лица, его составившего.
Данные доказательства оформлены должностными лицами ОАТИ г.Москвы в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе визуального наблюдения за благоустройством в ЦАО г.Москвы в вышеуказанные время и месте, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, оснований не доверять которым не имеется.
Кроме того, исследованные судьей суда первой инстанции доказательства согласуются с показаниями допрошенного в судебном заседании суда второй инстанции в качестве свидетеля инспектора инспекции по контролю за благоустройством городских территорий Паршина П.А, пояснившего, что при установленных обстоятельствах в ходе визуального наблюдения им было выявлено наличие на крыше, карнизах, водостоках нежилого здания по адресу: ***, снега, снежных свесов и ледяных наростов в виде сосулек, объем и размеры которых указывали на то, что они не убирались, накапливались длительное время, в данном случае - с 25 января 2019 года, в связи с чем создавали прямую угрозу жизни и здоровью граждан, и ответственность за очистку которых лежит на ГУ - ОПФ РФ по г.Москве и Московской области, в хозяйственном ведении которого находится данное здание, оснований не доверять которым не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, ничем не опровергнуты, даны лицом, непосредственно выявившим административное правонарушение, предупрежденным об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний.
Каких-либо данных, объективно свидетельствующих о заинтересованности указанного инспектора ОАТИ г.Москвы, составившего протокол об административном правонарушении, в исходе рассматриваемого дела не имеется, оснований для оговора им заявителя не установлено, а исполнение должностным лицом, наделенным государственно-властными полномочиями, своих служебных обязанностей само по себе не может ставить под сомнения его действий по сбору доказательств и составлению процессуальных документов.
В соответствии с п. 1.1 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, эти Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории Москвы, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.
Нарушение п. 10.13 Правил влечет ответственность по ч.1 или ч. 2 ст. 8.12 КоАП г.Москвы, в зависимости от субъекта правонарушения.
Установив, что собственником здания по указанному адресу на момент выявления административного правонарушения являлась г.Москва, на праве хозяйственного ведения оно находилось у ГУ - ОПФ РФ по г.Москве и Московской области, которое допустило наличие на кровле, карнизах и водоотводах снега, снежных свесов и ледяных наростов (сосулек), которые в силу требований п. 10.13 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве обязано было удалить немедленно, тогда как в данном случае такие меры своевременно приняты не были, в действиях данного учреждения имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.12 КоАП г.Москвы, предусматривающей ответственность законных владельцев зданий и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Ссылки в жалобе на наличие государственного контракта с ООО "Кадры-ТП" на очистку кровли и карнизов здания от снега, наледи и сосулек от 24 декабря 2018 года, на заявку об оказании таких услуг от 29 января 2019 года, не могут повлечь отмену оспариваемых актов, поскольку материалами дела бесспорно подтверждено, что заявка на очистку кровли и карнизов здания от снега, снежных свесов и наледи в виде сосулек была направлена по средствам электронной почты лишь в 09.05 час. 29 января 2019 года, то есть после выявления и фиксации в 08.33 час. 29 января 2019 года выявленных нарушений, при этом объем снега, снежных свесов и наледей в виде сосулек с очевидностью свидетельствует о том, что они не убирались, накапливались длительное время, что удостоверено фотоматериалом и показаниями допрошенного свидетеля.
При этом, исполнение ООО "Кадры-ТП" своих обязательств по заключенному государственному контракту об очистке кровли от снега и наледи в день получения заявки - 29 января 2019 года, не опровергает факт выявленных должностным лицом ОАТИ г. Москвы нарушений Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в г. Москве, не влияет на квалификацию действия учреждения по ч.2 ст.8.12 КоАП г.Москвы и не является основанием для его освобождения от административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств того, что учреждением приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований п. 10.13 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у него имелась, что указывает на наличие его вины.
ГУ - ОПФ РФ по г.Москве и Московской области, являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и г.Москвы и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
Постановление N *** от 28 февраля 2019 года, которым ГУ - ОПФ РФ по г.Москве и Московской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.12 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - заместителем начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы, в установленные ч.1 ст.4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось правонарушение, в нем приведены пункты Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, нарушение которых вменяется заявителю, указан перечень добытых по делу доказательств, вынесено в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица, в установленном порядке извещенного о месте и времени рассмотрения дела, копия его для сведения направлена в адрес учреждения посредством почты, что подтверждено документально.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный КоАП г.Москвы, должностными лицами ОАТИ г.Москвы соблюден, нормы материального права применен ы и истолкованы правильно.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, исследованные судом доказательства обоснованно приняты судьей и положены в основу вынесенного постановления, что нашло свое отражение в судебном постановлении, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины заявителя в его совершении.
Доводы жалобы заявителя не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное им административное правонарушение.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с состоявшимися постановлением и решением, не является основанием к отмене оспариваемых актов, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 8.12 КоАП г.Москвы, с учетом характера совершенного правонарушения, выразившегося в нарушении требований к благоустройству г.Москвы, степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам законности и неотвратимости наказания, согласуется с его предупредительными целями.
Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, позволяющих применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в рамках производства по настоящему делу и рассмотрения настоящей жалобы установлено не было.
Доказательств невозможности исполнения учреждения назначенного административного наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на него административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюден, н арушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы N *** от 28 февраля 2019 года, решение судьи Пресненского районного суда города Москвы от 05 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.12 КоАП г. Москвы, в отношении ГУ - ОПФ РФ по г.Москве и Московской области оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности Энтентеевой А.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.