Судья Московского городского суда Павлов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника МОО "Наследие" по доверенности Мищенко М.В. на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 августа 2019 года, которым постановлено:
"Межрегиональную общественную организацию содействия охране памятников археологии "Наследие" признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 19 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей",
УСТАНОВИЛ:
25 июля 2019 года в отношении МОО "Наследие" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Замоскворецкого районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с данным постановлением судьи, защитник МОО "Наследие" по доверенности Мищенко М.В. обратилась в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях Организации состава административного правонарушения, в обоснование доводов жалобы указывая на то, что неисполнение Предписания Мосгорнаследия от 22 сентября 2016 года N **** явилось следствием обстоятельств, не зависящих от действий МОО "Наследие", которая в свою очередь приняла все необходимые и зависящие от нее меры по исполнению указанного предписания, а также своевременно и с обоснованием причин неоднократно обращалась в Департамент культурного наследия г. Москвы с просьбой продлить срок исполнения предписания. Заявитель должным образом в соответствии с полученными разрешениями и замечаниями Департамента культурного наследия г. Москвы, согласованной им же проектной документацией и с соблюдением соответствующих инженерно-технических правил соблюдает законодательство в области государственной охраны объектов культурного наследия и выполняет комплекс ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "***" по адресу: ****.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав защитника МОО "Наследие" - Мищенко М.В, поддержавшую доводы жалобы, представителя Мосгорнаследия - Чинову М.А... возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
Частью 18 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Частью 19 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 18 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с под. 2 п. 6 ст. 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки либо задания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия посещать и обследовать используемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, производственные, хозяйственные и иные нежилые помещения, строения, сооружения, являющиеся объектами культурного наследия либо находящиеся в зонах охраны таких объектов, земельные участки, на которых такие объекты расположены либо которые находятся в зонах охраны таких объектов, а с согласия собственников жилые помещения, являющиеся объектами культурного наследия, и проводить исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю. Дата и время посещения и обследования должностным лицом органа охраны объектов культурного наследия жилого помещения, занимаемого физическим лицом, должны быть предварительно согласованы с указанным физическим лицом.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закон города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26) государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве осуществляется государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Москвы.
Из положений ст. 10 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 следует, что предписания государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности, которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
Согласно п. 2 ст. 22 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные указанным Законом, нормативными правовыми актами и выполнять предписания государственного органа охраны памятников по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников, выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей, 02 июля 2019 года в 00 час. 01 мин. по адресу: *****, МОО "Наследие" совершило невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия при следующих обстоятельствах.
19 июля 2019 года Мосгорнаследием в рамках осуществления полномочий по государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия на основании распоряжения Мосгорнаследия от 10 июля 2019 года N **** завершено проведение внеплановой документарной проверки в отношении Организации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 17 августа 2018 года N ***** Организация является пользователем здания по адресу: ****, площадью 1 030,1 кв. метра (запись государственной регистрации права от 27 августа 2010 года N *****).
Решением Президиума Московского городского Совета народных депутатов от 30 июля 1992 года N 84 "О памятниках истории и культуры г. Москвы" здание по адресу: ***** принято под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения "******" (далее - Объект).
Границы территории Объекта утверждены постановлением Правительства Москвы от 22 июня 2010 г. N 523-1111 "Об утверждении границ территории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных в пределах Садового кольца".
Предмет охраны Объекта утвержден распоряжением Мосгорнаследия от 21 июня 2012 г. N 671 "Об утверждении особенностей объекта культурного наследия регионального значения, послуживших основанием для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению (предмета охраны)".
Объект передан Организации в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 24 апреля 2009 г. N 767-РП (в редакции распоряжения Правительства Москвы от 11 декабря 2009 г. N 3177-РП) сроком на 10 лет в связи с необходимостью принятия неотложных мер по его сохранению.
Организацией с Мосгорнаследием заключено охранное обязательство пользователя Объекта от 3 ноября 2010 года N *** с актом технического состояния Объекта от 3 ноября 2010 года N ****.
Приказом Департамента культурного наследия города Москвы от 30 декабря 2015 года N 490 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца Объекта.
Мосгорнаследием Организации выдан актуализированный акт технического состояния Объекта от 18 января 2016 г. N *** со сроком действия до 1 декабря 2020 года.
В соответствии с распоряжением Департамента культурного наследия города Москвы от 5 февраля 2014 г. N *** в период с 4 по 21 марта 2014 года в отношении Организации проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой выявлены факты нарушений обязательных требований по сохранению объектов культурного наследия, а именно - не проведение работ по сохранению Объекта, предусмотренных актом технического состояния от 3 ноября 2010 года N ****.
Мосгорнаследием по результатам проверки в отношении Организации:
составлен акт проверки от 21 марта 2014 года N ***;
выдано предписание от 21 марта 2014 года N ***, в соответствии с которым Организация обязана на основании заданий и разрешений Мосгорнаследия выполнить на Объекте комплекс ремонтно-реставрационных работ и сдать работы приемной комиссии Мосгорнаследия в срок до 12 декабря 2014 года
С момента выдачи первоначального предписания от 21 марта 2014 года N *** Мосгорнаследием неоднократно проводились проверки его исполнения, в связи с невыполнением требований Мосгорнаследия выдавались повторные предписания об устранении нарушений: предписание от 18 декабря 2014 года N ***; предписание от 22 января 2016 года N ***; предписание от 22 сентября 2016 года N ***; предписание от 20 октября 2017 года N ***; предписание от 20 августа 2018 года N ***.
В соответствии с распоряжением Мосгорнаследия от 10 июля 2019 года N ** в период с 18 по 19 июля 2019 года в отношении Организации проведена внеплановая документарная проверка исполнения Предписание, в соответствии с которым Организация обязана в установленном порядке обеспечить выполнение требования п. 1 ранее выданного предписания от 22 сентября 2016 года N ***, а именно выполнить работы по реставрации и приспособлению Объекта по согласованным Мосгорнаследием проектам в срок до 01 июля 2019 года.
Информация о признании незаконным и отмене Предписания отсутствует.
С момента выдачи Предписания Мосгорнаследием ООО "Дирекция по производству строительных и реставрационных работ" выдано разрешение от 26 сентября 2018 года N *** на проведение работ по реставрации и приспособлению Объекта для современного использования (срок действия до 10 декабря 2019 года).
Управлением территориального контроля Мосгорнаследия осуществлено мероприятие по государственному надзору за проведением работ по сохранению Объекта в рамках выданного Разрешения на выполнение работ по реставрации и приспособлению, в ходе которого установлено, что по состоянию на 20 мая 2019 года:
силами двух рабочих начаты работы по расчистке покрасочного слоя на главном фасаде Объекта;
завершенные участки с расчищенными штукатурным и окрасочным слоями фасадов отсутствуют;
иные работы на Объекте не проводятся;
предыдущая запись в журнале авторского надзора сделана 09 августа 2018 года, с 10 августа 2018 года записи архитектора проекта о проведении мероприятий по надзору отсутствуют (отчет от 20 мая 2019 года N *** с материалами фотофиксации);
в журнале авторского надзора с 26 сентября 2018 года (дата выдачи Разрешения) отсутствуют записи архитектора проекта о проведении мероприятий по надзору (служебная записка Управления территориального контроля Мосгорнаследия от 17 июля 2019 года N ***, отчет от 20 мая 2019 года N 100/2019 с материалами фотофиксации).
Таким образом, требование предписания от 20 августа 2018 года N *** не выполнено, работы по реставрации и приспособлению Объекта для современного использования в срок до 01 июля 2019 года не проведены.
Действия МОО "Наследие" за повторное невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный контроль (надзор), квалифицированы по ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность МОО "Наследие" в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются: протоколом N *** об административном правонарушении от 25 июля 2019 года; актом N *** проведения внеплановой документарной проверки в отношении МОО "Наследие" от 21 марта 2014 года; предписанием об устранении нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы в области сохранения, использования, популяризации и государственный охраны объектов культурного наследия N *** от 21 марта 2014 года; актом N *** проведения внеплановой документарной проверки в отношении МОО "Наследие" от 18 декабря 2014 года; предписанием об устранении нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы в области сохранения, использования, популяризации и государственный охраны объектов культурного наследия N *** от 18 декабря 2014 года; предписанием N *** о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия от 15 января 2016 года; актом N *** проведения внеплановой документарной проверки в отношении МОО "Наследие" от 22 января 2016 года; предписанием об устранении нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы в области сохранения, использования, популяризации и государственный охраны объектов культурного наследия N *** от 22 января 2016 года; актом внеплановой документарной проверки в отношении МОО "Наследие" N *** от 22 сентября 2016 года; предписанием об устранении нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы в области сохранения, использования, популяризации и государственный охраны объектов культурного наследия N *** от 22 сентября 2016 года; актом внеплановой документарной проверки в отношении МОО "Наследие" N *** от 20 октября 2017 года; предписанием об устранении нарушений законодательства об охране объектов
культурного наследия N *** от 20 октября 2017 года; актом внеплановой документарной проверки в отношении МОО "Наследие" N *** от 20 августа 2018 года; предписанием об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия N *** от 20 августа 2018 года; распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки в отношении МОО "Наследие" N *** от 10 июля 2019 года; актом внеплановой документарной проверки в отношении МОО "Наследие" N *** от 19 июля 2019 года; предписанием об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия N *** от 19 июля 2019 года; разрешением на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия N *** от 15 июля 2019 года; актом приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия от 13 декабря 2018 года; разрешением на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия N *** от 29 сентября 2018 года; актом приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия от 13 декабря 2018 года; разрешением на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия N
**** от 15 июля 2019 года; заявлением о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выявленного культурного наследия; отчетом о проведении мероприятия по государственному надзору за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия N *** от 20 мая 2019 года; фотоматериалом; постановлением судьи Замосковрецкого районного суда г..Москвы от 16 октября 2018 года о признании МОО "Наследие" виновным в совершении административного правонарушения по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ; постановлением судьи Хамовнического районного суда г..Москвы от 24 марта 2016 года о признании МОО "Наследие" виновным в совершении административного правонарушения по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ; выписками из ЕГРП; актом технического состояния объекта культурного наследия N *** от 18 января 2016 года; договором аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), на пользование объектом культурного наследия регионального значения "***", находящегося в собственности города Москвы N *** от 23 июня 2010 года; выпиской из технического паспорта на здание (строение) N ***; кадастровым паспортом здания; поэтажным планом; экспликацией; выпиской из ЕГРЮЛ; паспортом объекта культурного наследования и другими материалами дела.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, им дана надлежащая правовая оценка судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях МОО "Наследие" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что МОО "Наследие" в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по выполнению в установленный срок, являющимся достаточным, указанных пунктов выданного предписания, а также не имеется доказательств, свидетельствующих об отсутствии у названного юридического лица реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, принятия всех направленных на предупреждение совершения административного правонарушения мер.
Также следует отметить, что юридическое лицо обязано осуществлять деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, тогда как заявитель не проявил той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при организации исполнения предписания и, не принял все зависящие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее нарушение требований законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При этом, принцип презумпции невиновности судьей районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу заявителя, материалы дела не содержат.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях МОО "Наследие" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, вида деятельности юридического лица, характера совершенного правонарушения, является справедливым и соразмерным содеянному.
Постановление о признании МОО "Наследие" виновным в совершении административного правонарушения вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления судьи районного суда, не имеется, оно является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении МОО "Наследие" оставить без изменения, жалобу защитника МОО "Наследие" по доверенности Мищенко М.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.