Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Санникова А.Б, Цыбульника В.Е,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Хаустовой Ж.В. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 15 августа 2019 года, которым удовлетворены заявленные требования старшего мичмана Перова Владимира Александровича о признании незаконными действий начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел управления жилищного обеспечения), связанных с отказом в принятии члена его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя истца - Цурпалюка В.Р, возражавшего относительно доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от 22 июля 2019 года N 18/сев Перову В.А. в принятии внучки его супруги - У.С. ДД.ММ.ГГГГ на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в составе его семьи отказано на том основании, что она не является членом семьи военнослужащего.
Перов В.А. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать указанное решение незаконным, обязать начальника отдела управления жилищного обеспечения его отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии У.С. на жилищный учет.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы указывает, что У.С... вселена в служебное жилое помещение по адресу: "адрес" в качестве члена семьи своей матери Ю.О., а не нанимателя Перова В.А. При этом Ю.О. не является нетрудоспособной. Документов, подтверждающих ведение общего хозяйства Ю.О... с семьей Перова В.А, а также нахождение У.С. на иждивении истца, не представлено. Кроме того, в распоряжении жилищного органа не имелось достаточных документов и сведений, указывающих на совместное проживание Перова В.А. с дочерью супруги и ее дочерью в указанном служебном жилом помещении.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Право военнослужащих на жилище гарантировано статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в пункте 1 которой предусмотрено, что жилые помещения предоставляются военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" даны разъяснения, согласно которым при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться, в частности, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 100 и статьей 69 ЖК РФ (применительно к служебным жилым помещениям) к членам семьи нанимателя жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя такого жилого помещения, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их родителей.
Безусловное право на вселение несовершеннолетнего в квартиру, где зарегистрированы один или оба из его родителей предусмотрено также статьей 679 ГК РФ и статьей 70 ЖК РФ.
По смыслу указанных норм, в случае проживания с военнослужащим родственников из числа, прямо непоименованных в части 1 статьи 69 ЖК РФ, и нетрудоспособных иждивенцев, их необходимо относить к членам его семьи, имеющим право на обеспечение жилым помещением вместе с ним, при условии вселения их нанимателем в качестве членов семьи и ведения с ними общего хозяйства.
Такое понимание основано на разъяснениях, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации". Причем к таким лицам могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
В пункте 26 того же постановления указано, что с целью обеспечения права несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье (статья 54 СК РФ) части 1 статьи 70 ЖК РФ установлено, что не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и наймодателя для вселения к родителям их несовершеннолетних детей (это могут быть дети как самого нанимателя, так и других членов его семьи, проживающих в жилом помещении).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Перов В.А, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, в июле 2020 года подлежит увольнению с военной службы по возрасту.
4 ноября 2003 года Перову В.А. на состав семьи 4 человека (истец, супруга, дочь и дочь супруги Ю.С. была предоставлена служебная квартира по адресу: "адрес", в которой данные лица до настоящего времени зарегистрированы и проживают.
Решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от 4 мая 2018 года N 197/сев истец принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 3 человека. В принятии дочери его супруги - Ю.О. на такой учет в составе его семьи отказано на том основании, что она не отнесена к членам семьи военнослужащего.
Вступившим в законную силу 17 октября 2018 года решением Севастопольского гарнизонного военного суда от 25 июля 2018 года указанное решение жилищного органа признано незаконным и во исполнение этого решения суда решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от 9 ноября 2018 года N 171/сев Ю.О. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве члена семьи Перова В.А.
5 марта 2019 года у Ю.О... родилась дочь Ульяна, которая с того же дня зарегистрирована по месту жительства в указанной служебной квартире.
Данных о проживании У.С. отдельно от истца в деле не имеется и из апелляционной жалобы не усматривается.
2 апреля 2019 года Перов В.А. представил в отдел управления жилищного обеспечения заявление с ходатайством о принятии на жилищный учет У.С. в составе его семьи. К своему заявлению истец приложил свидетельства о рождении и регистрации по месту жительства, справку о регистрации и паспорт ее матери.
Решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от 22 июля 2019 года N 18/сев Перову В.А. отказано в принятии У.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в составе его семьи на том основании, что пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" внуки не отнесены к членам семьи военнослужащего.
Поскольку дочь супруги истца, применительно к жилищным правоотношениям, является членом его семьи, а ее дочь ввиду совместного проживания имеет равные с нею жилищные права, вывод суда о том, что У.С... вправе претендовать на обеспечение жильем от военного ведомства в качестве члена семьи истца, является верным.
Мнение представителя административного ответчика о том, что в распоряжении жилищного органа не имелось достаточных документов и сведений, указывающих на совместное проживание Перова В.А. с дочерью супруги и ее дочерью в указанном служебном жилом помещении, является необоснованным, поскольку проживание Ю.О... совместно с истцом установлено вышеназванным вступившим в законную силу решением Севастопольского гарнизонного военного суда от 25 июля 2018 года. Кроме того, в материалах административного дела также содержатся документы, свидетельствующие о том, что с 5 марта 2019 года У.С. зарегистрирована по месту жительства в названной служебной квартире.
Вопреки мнению автора жалобы, для правильного разрешения данного дела не требовалось установления факта нахождения У.С... на иждивении истца, поскольку к членам семьи нанимателя жилого помещения могут относиться также родственники и иные лица, вселенные в качестве таковых, не являющиеся иждивенцами.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 15 августа 2019 года по административному исковому заявлению Перова Владимира Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.