Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Шуайпова М.Г, Цыбульника В.Е,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного истца и представителя начальника Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания" (далее - управление финансового обеспечения) - Мартыновой М.Н. на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 15 августа 2019 г, которым частично удовлетворены заявленные требования проходящей военную службу по контракту ефрейтора Бонифатьевой Светланы Валентиновны о признании незаконными действий командира войсковой части N, начальника управления финансового обеспечения и начальника 1 отделения (финансово-расчетного пункта) управления финансового обеспечения (далее - финансово-расчетный пункт), связанных с отказом в выплате истцу материальной помощи за 2019 год.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
Бонифатьева С.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными действия командира войсковой части N, начальников управления финансового обеспечения и финансово-расчетного пункта, связанные с отказом в выплате ей материальной помощи за 2019 год, и обязать указанных должностных лиц произвести ей эту выплату.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия начальника финансово-расчетного пункта, связанные с отказом в согласовании проекта приказа командира воинской части о выплате Бонифатьевой С.В. материальной помощи за 2019 год, и возложил на указанное должностное лицо обязанность повторно рассмотреть вопрос о согласовании данного проекта приказа.
В удовлетворении остальных требований истца судом отказано.
В апелляционной жалобе Бонифатьева С.В. просит решение суда в части отказа в удовлетворении требования о возложении на начальника финансово-расчетного пункта обязанности согласовать проект приказа о выплате ей материальной помощи за 2019 год отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование она указывает, что в целях восстановления ее нарушенных прав суд должен был обязать начальника финансово-расчетного пункта согласовать проект приказа командира войсковой части N о выплате ей материальной помощи за 2019 год, а не ограничиваться лишь возложением на него обязанности повторно рассмотреть данный вопрос.
В апелляционной жалобе представитель начальника управления финансового обеспечения просит решение суда в части удовлетворенных требований отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.
В обоснование представитель указывает, что в соответствии с пунктом 89 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700 (далее - Порядок), материальная помощь не выплачивается военнослужащим в период нахождения в распоряжении командиров (начальников). Поскольку занимаемая истцом воинская должность сокращена, то оснований для согласования проекта приказа командира войсковой части N на выплату Бонифатьевой С.В. материальной помощи за 2019 год у начальника финансово-расчетного пункта не имелось.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Исходя из системного анализа пункта 1 ст. 43 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы в их взаимосвязи, военнослужащий считается проходящим военную службу на воинской должности до издания соответствующим должностным лицом приказа об освобождении его от должности, в том числе в связи с зачислением в распоряжение командира воинской части. Следовательно, до этого момента военнослужащий имеет право на получение денежного довольствия в установленном порядке и размерах, предусмотренных для военнослужащих, проходящих военную службу на воинской должности.
В соответствии с пунктом 22 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежегодная материальная помощь устанавливается в размере не менее одного оклада денежного содержания. Правила выплаты ежегодной материальной помощи определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок выплаты материальной помощи установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 993 "О выплате военнослужащими премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и ежегодной материальной помощи", согласно которому данная выплата производится военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, исходя из окладов денежного содержания на день принятия решения о выплате.
В пункте 6 Правил указаны основания невыплаты материальной помощи военнослужащим. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному токованию не подлежит.
Аналогичные основания содержатся в пункте 89 Порядка.
По делу установлено, приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 февраля 2013 г. N 170 Бонифатьева С.В. назначена на должность начальника аппаратной телефонного взвода войсковой части N.
Приказов об освобождении истца от названной воинской должности и зачислении ее в распоряжение командования в материалах дела не имеется и сведений об этом в апелляционной жалобе не приведено.
На основании рапорта Бонифатьевой С.В. от 15 мая 2019 г. командиром войсковой части N был подготовлен проект приказа о выплате истцу ежегодной материальной помощи за 2019 год.
Данный приказ поступил для согласования в финансово-расчетный пункт, однако в его согласовании этим довольствующим органом было отказано со ссылкой на то, что занимаемая истцом воинская должность сокращена.
Поскольку изменение порядка обеспечения денежным довольствием допускается лишь при условии издания в установленном действующим законодательством порядке приказа об освобождении военнослужащего от занимаемой воинской должности и зачислении в распоряжение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у истца права на получение материальной помощи за 2019 год.
Утверждение Бонифатьевой С.В. о необходимости принятия судом решения о возложении на начальника финансово-расчетного пункта обязанности согласовать названный проект приказа является необоснованным.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 150 "Об утверждении Порядка организации деятельности управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по военным округам, субъектам Российской Федерации и федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" и их взаимодействия с органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации" управления финансового обеспечения согласовывают проекты приказов командиров воинских частей в части, касающейся обеспечения военнослужащих денежным довольствием, социальными выплатами, пособиями и компенсациями.
В силу пункта 1 ч. 3 и ч. 9 ст. 227 КАС Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) незаконными, суд указывает на необходимость принятия административным ответчиком решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия, а орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения.
Поэтому суд первой инстанции правомерно возложил на начальника финансово-расчетного пункта обязанность повторно рассмотреть вопрос о согласовании проекта приказа, что относится к компетенции этого должностного лица, с учетом правовой позиции, изложенной в принятом по делу судебном решении.
Таким образом, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 15 августа 2019 г. по административному исковому заявлению Бонифатьевой Светланы Валентиновны оставить без изменения, а апелляционные жалобы истца и представителя начальника Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.