Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Цыбульника В.Е, Шуайпова М.Г,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 20 августа 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований подполковника Полтанкинова Сергея Петровича об оспаривании бездействия начальника Управления специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе (далее - Управление специальной связи), связанного с порядком рассмотрения обращения истца.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения представителя Управления специальной связи - майора юстиции Кутергина М.Н, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Полтанкинов С.П. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие начальника Управления специальной связи, связанное с ненаправлением письменных ответов на его обращения (рапорты) от 22 апреля и от 13июня2019г. об увольнении его с военной службы по семейным обстоятельствам - в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери ребенка (далее - по семейным обстоятельствам), и обязать указанное должностное лицо дать письменный ответ по существу его рапорта от 13июня 2019 г.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы указывает, что рапорт начальника отделения кадров Управление специальной связи от 28 мая 2019 г. N 9/4/35/р-346 и письмо в адрес начальника Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Ингушетия (далее - Центр специальной связи) от 5 июля 2019 г. N 9/4/35/6-4778, а также ответ врио начальника Центра специальной связи от 9 августа 2019 г. N 9/4/35/14-2809 не могут быть признаны ответами на его обращения, поскольку в соответствии с требованиями статьи 115 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации не содержат ссылки на нормы закона и мотивы отказа в увольнении с военной службы, в них не даны разъяснения порядка обжалования принятого решения. Кроме того ответы не оформлены на специальных бланках, как того требует приказ ФСО России от 19 февраля 2013 г. N 80/ДСП.
В письменных возражениях административный ответчик просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Порядок рассмотрения обращений граждан в государственные органы и к должностным лицам регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "Опорядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 4 этого закона под обращением понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В силу положений статьи 21 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ по служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику, а при необходимости с разрешения непосредственного начальника - к старшему начальнику.
Согласно статьям 106 и 107 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации письменные обращения, направляемые военнослужащим должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта. Должностные лица воинской части обязаны рассмотреть полученное обращение и, в случае если оно будет признано обоснованным, немедленно принять меры для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего обращение, выявления и устранения вызвавших его причин, а также использовать содержащуюся в обращении информацию для изучения положения дел в воинской части (подразделении).
Таким образом, порядок обращения военнослужащего с рапортом по служебным вопросам к непосредственному начальнику не регулируется положениями Федерального закона "Опорядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Порядок представления документов на увольнение военнослужащего ФСО России определен приказом от 17 августа 2016 г. N 398/ДСП "Об утверждении Порядка представления документов, касающихся назначения военнослужащего (гражданина) на воинскую должность и освобождения от воинской должности, зачисления в распоряжение командира (начальника), присвоения воинской звания или увольнения с военной службы, в органах государственной охраны", в соответствии с пунктами 5 и 6 которого уполномоченное должностное лицо кадрового органа дает заключение (рапорт) о наличии оснований, препятствующих реализации представления, на основании которого документы возвращаются в орган, направивший представление.
Согласно материалам дела 22апреля 2019 г. Полтанкинов С.П. составил рапорт на имя начальника Управления специальной связи, в котором просил уволить его с военной службы по семейными обстоятельствам, и передал его начальнику Центра специальной связи.
В этот же день аттестационная комиссия Центра специальной связи (протокол N 3) приняла решение ходатайствовать перед начальником Центра специальной связи об удовлетворении рапорта истца.
Сопроводительным письмом от 25 апреля 2019 г. N 9/4/35/14-1597 начальник Центра специальной связи направил документы для принятия решения об увольнении Полтанкинова С.П. с военной службы, которые поступили в Управление специальной связи 6 мая 2019 г.
28 мая 2019 г. начальник отделения кадров Управления специальной связи составил рапорт, в котором предложил возвратить представление и приложенные к нему документы в Центр специальной связи ввиду наличия в них ошибок и недостаточности представленных документов, обосновывающих досрочное увольнение Полтанкинова С.П. с военной службы.
Согласно резолюции на этом рапорте начальник Управления специальной связи согласился с ним и распорядился возвратить документы для доработки.
Сопроводительным письмом от 30 мая 2019 г. N 9/4/35/6-3833 (то есть в
тридцатидневный срок) документы на увольнение Полтанкинова С.П. возвращены в Центр специальной связи.
Содержание указанного выше рапорта начальника отделения кадров доведено истцу 17 июня 2019 г.
13 июня 2019 г. Полтанкинов С.П. вновь подал начальнику Центра специальной связи рапорт, в котором повторно просил начальника Управления специальной связи досрочно уволить его с военной службы по семейным обстоятельствам.
На заседании аттестационной комиссии Центра специальной связи 17июня2019 г. (протокол N 5) причины увольнения истца с военной службы были признаны уважительными, в связи с чем решено ходатайствовать перед командованием об удовлетворении его рапорта.
Сопроводительным письмом от 5июля2019 г. N 9/4/35/6-4778 (втридцатидневный срок) начальник Управления специальной связи возвратил документы об увольнении с военной службы Полтанкинова С.П. без реализации с указанием, что оснований для этого из представленных документов не усматривается.
Содержание этого письма доведено ПолтанкиновуС.П. 15июля2019г.
Письмом от 9 августа 2019 г. N 9/4/35/14/2809 врио начальника Центра специальной связи истцу дополнительно дал ответ на рапорты Полтанкинова С.П. от 22 апреля и 13 июня 2019 г.
При изложенных обстоятельствах должностными лицам Управления специальной связи бездействия по рапортам Полтанкинова С.П. об увольнении с военной службы по семейным обстоятельствам не допущено, его рапорты рассмотрены в тридцатидневный срок со днях их поступления, письменные ответы на них командованием до него доведены.
Вопреки утверждению в жалобе, оформление ответов на обращение не на бланках ФСО России прав истца и его законные интересы не нарушают.
В рапорте начальника отделения кадров Управления специальной связи от 28 мая 2019 г. со ссылкой на нормы Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Положения о порядке прохождения военной службы, Семейного кодекса Российской Федерации изложены причины отказа в удовлетворении его рапорта об увольнении с военной службы по семейным обстоятельствам.
При этом судебная коллегия учитывает, что Полтанкинов С.П, исходя из заявленных требований, не оспаривает ответы должностных лиц по существу поставленных в рапортах вопросов, указывая, что нарушение своих прав связывает лишь с ненадлежащим оформлением и ненаправлением ему письменных ответов.
Таким образом, при рассмотрении административного искового заявления, в пределах предмета спора, судом было установлено, что административным ответчиком не допущено нарушение прав и законных интересов административного истца, не созданы препятствия к осуществлению им его прав, свобод и реализации законных интересов.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 20 августа 2019 г. по административному исковому заявлению Полтанкинова Сергея Петровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.