Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Потапченко И.Н,
судей: Гришина С.В. и Коробенко Э.В,
при секретаре судебного заседания Туалиеве И.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного истца и представителя административных ответчиков - Рулева П.И. на решение Ставропольского гарнизонного военного суда от 23 августа 2019 г, которым частично удовлетворены заявленные подполковником запаса Севостьяновым Дмитрием Александровичем требования о признании незаконными решения жилищной комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю (далее - ГУ МЧС России по Ставропольскому краю) об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и действий врио начальника ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, связанных с порядком исключения его из списков личного состава управления.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционных жалоб и возражений на них, объяснения административного истца Севостьянова Д.А. и его представителя - Першиной Т.А. в обоснование апелляционной жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа майора юстиции Арефьева М.С, предложившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
приказом врио начальника ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 26 апреля 2019 г. N 32 Севостьянов Д.А, имеющий выслугу более 20 лет и уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, исключен из списков личного состава названного управления с 29 апреля того же года.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 17 июня 2019 г. (протокол N 14-19) Севостьянову Д.А. и членам его семьи отказано в удовлетворении поданного им 1 апреля 2019 г. рапорта о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на том основании, что им предоставлены не все документы, необходимые для принятия на указанный учет.
Севостьянов Д.А. через представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными вышеуказанные приказ врио начальника ГУ МЧС России по Ставропольскому краю и решение жилищной комиссии этого управления и обязать начальника и жилищный орган названного управления их отменить.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 17 июня 2019 г. (протокол N 14-19) и обязал этот жилищный орган отменить указанное решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии Севостьянова Д.А. с членами его семьи на жилищный учет.
В удовлетворении остальных требований административного истца судом отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, обязав начальника ГУ МЧС России по Ставропольскому краю восстановить его в списках личного состава этого управления. В обоснование автор жалобы, излагая обстоятельства дела и ссылаясь на нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, указывает, что своего согласия на увольнение с военной службы до обеспечения жильем он не давал, поэтому у командования не имелось оснований для его исключения из списков личного состава вышеназванного управления.
В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков просит решение суда в части удовлетворенных требований отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование автор жалобы указывает, что согласно п. 46 Порядка учета военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в спасательных воинских формированиях МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений (социальных выплат), утвержденного приказом МЧС России от 16 мая 2016 г. N 262 (далее - Порядок) при каждом обращении с заявлением о принятии на жилищный учет военнослужащему необходимо представлять полный объем перечисленных в названном Порядке документов. Поскольку приведенная норма не предусматривает возможности изъятия документов из одного жилищного дела военнослужащего в другое либо их дополнения из представленных ранее документов, отказ жилищной комиссией в принятии истца на жилищный учет, вопреки мнению суда, соответствует требованиям действующего законодательства.
В возражениях на апелляционную жалобу административного истца представитель административных ответчиков просит данную жалобу оставить без удовлетворения.
В возражениях на апелляционные жалобы административного истца и представителя административных ответчиков помощник военного прокурора Ставропольского гарнизона просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционных жалобах и возражениях на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок учета военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в спасательных воинских формированиях МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений (социальных выплат) утвержден действовавшим в период сложившихся спорных правоотношений приказом МЧС России от 16 мая 2016 г. N 262.
В соответствии пп. 43, 46 и 50 Порядка признание военнослужащего нуждающимся в жилых помещениях осуществляется жилищной комиссией в соответствии со ст. 51 ЖК РФ. Для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в установленном порядке через структурное подразделение территориального органа и образовательной организации МЧС России, на которое возложены функции по ведению делопроизводства, рапорт с указанием избранного постоянного места жительства, к которому прилагаются документы, перечисленные в п. 46 Порядка.
Если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в п. 46 названного Порядка, комиссия приостанавливает рассмотрение рапорта о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении и направляет военнослужащему уведомление с предложением предоставить в комиссию недостающие документы.
В случае, если военнослужащими в тридцатидневный срок со дня получения указанного уведомления не предоставлены недостающие документы, комиссия выносит решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, положения Порядка предполагают возможность отказа в принятии на жилищный учет лишь при наличии у жилищного органа достоверной информации, позволяющей сделать вывод, что требование о предоставлении недостающих документов военнослужащим проигнорировано.
Кроме того, в силу положений ч. 4 ст. 52 ЖК РФ органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы, необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 24 декабря 2018 г. Севостьянов Д.А. обратился в ГУ МЧС России по Ставропольскому краю с рапортом о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, к которому были приложены документы, необходимые для его принятия на указанный учет.
В связи с предоставлением неполного объема документов решениями жилищной комиссии ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 11 февраля 2019 г. (протокол N 5-19) рассмотрение данного рапорта было приостановлено, а от 15 марта 2019 г. (протокол N 8-19) - истцу отказано в принятии на жилищный учет по вышеуказанному основанию.
1 апреля 2019 г. Севостьянов Д.А. вновь обратился к командованию с рапортом о принятии его на названный жилищный учет, к которому приложил недостающие документы.
В связи с предоставлением, по мнению должностных лиц, неполного объема документов, решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 13 мая 2019 г. (протокол N 11-19) рассмотрение вышеуказанного рапорта было приостановлено.
После получения выписки из решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 13 мая 2019 г. (протокол N 11-19) истец обратился к командованию с рапортом, в котором, со ссылкой на поданные им ранее обращения, указал на ошибочность вывода жилищного органа о предоставлении им не всех документов, указанных п. 46 Порядка, поскольку им такие документы уже были представлены.
17 июня 2019 г. решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (протокол N 14-19) Севостьянову Д.А. отказано в принятии на вышеуказанный жилищный учет в связи с предоставлением им не всех документов, необходимых для принятия на жилищный учет.
Между тем, в суде первой инстанции представитель административных ответчиков - П.И. пояснил, что документы, необходимые для принятия Севостянова Д.А. на жилищный учет, были представлены им (с учетом ранних обращений) в полном объеме (т. 2 л.д. 25).
Таким образом, гарнизонный военный суд пришел к верному выводу о необоснованности решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 17 июня 2019 г. (протокол N 14-19), и правомерно возложил на названный жилищный орган обязанность его отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии административного истца на жилищный учет с учетом установленных и изложенных выше обстоятельств.
Неуказание в п. 46 Порядка полномочий жилищной комиссии по изъятию документов из одного жилищного дела военнослужащего в другое либо их дополнению из представленных военнослужащим ранее документов, вопреки мнению представителя административных ответчиков, не свидетельствует о невозможности совершения указанных действий в целях реализации жилищных прав военнослужащего.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Следовательно, данное требование Федерального закона о необходимости обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства связано с вопросами, разрешаемыми командованием при увольнении военнослужащих указанной категории с военной службы.
Поскольку Севостьянов Д.А. возражает против исключения его из списков личного состава воинской части до обеспечения жилым помещением, а приказ Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 декабря 2018 г. N 125-ВК об увольнении его с военной службы им не оспаривается, судебная коллегия приходит к выводу о том, что нахождение на военной службе истец связывает не с ее прохождением, а с реализацией жилищных прав.
Запрет на исключение уволенного с военной службы военнослужащего из списков личного состава воинской части в отсутствие его согласия на это, в силу п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, предусмотрен лишь в случае необеспечения его денежным, вещевым и продовольственным обеспечением.
В суде первой инстанции Севостьянов Д.А. пояснил, что был обеспечен денежным и иными видами довольствия в полном объеме (т. 1 л.д. 12).
При таких обстоятельствах, гарнизонный военный суд обоснованно пришел к выводу о законности действий командования, связанных с порядком исключения истца из списков личного состава ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, и правомерно отказал в удовлетворении заявленных им требований об отмене приказа врио начальника названного управления от 26 апреля 2019 г. N 32.
Таким образом, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского гарнизонного военного суда от 23 августа 2019 г. по административному исковому заявлению Севостьянова Дмитрия Александровича оставить без изменения, а апелляционные жалобы административного истца и представителя административных ответчиков - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.