Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99090895-2 "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Действующий "Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР", утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г. N 1801, ориентирован на уклад экономики с системой централизованного обеспечения всех отраслей народного хозяйства материально-техническими ресурсами.
Проводимые в государстве экономические преобразования, развитие рыночных отношений, изменение форм собственности вызвали объективную необходимость изменения и нормативной базы внутреннего водного транспорта. Многие положения действующего Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР перестали отвечать требованиям нынешнего этапа социально-экономического развития государства, а отдельные его положения становятся препятствием в урегулировании складывающихся в настоящий период отношений предприятий внутреннего водного транспорта с пользователями их услуг. Необходимость принятия Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации также определена Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая, пункта 2 статьи 784).
Федеральный закон "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" составит основу нормативной базы правового регулирования деятельности внутреннего водного транспорта и позволит более полно регламентировать взаимоотношения его предприятий с органами государственного контроля и надзора и с пользователями услуг внутреннего водного транспорта.
Учитывая роль и значение внутреннего водного транспорта в России, принятие законопроекта в сочетании с действующим законодательством будет способствовать стабилизации социально-экономического развития государства.
Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации призван обеспечивать сбалансированное регулирование взаимоотношений всех сторон, участвующих в перевозке грузов, пассажиров и их багажа, определить их права, обязанности и закрепить равную ответственность сторон за несоблюдение принятых обязательств по перевозке.
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации ориентирован на осуществление в условиях рыночных отношений транспортных работ и услуг на договорной основе и развитие добросовестной конкуренции между предприятиями внутреннего водного транспорта.
Законопроект направлен на решение следующих основных задач:
государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта;
установление правового режима внутренних водных путей Российской Федерации;
обеспечение безопасности судоходства;
контроль и надзор за соблюдением законодательства внутреннего водного транспорта и международных договоров в этой области;
регламентация отношений по перевозке грузов, буксировке судов, плотов и иных плавучих объектов по внутренним водным путям, отражающая современное состояние перевозочного процесса;
установление оснований ответственности за несохранность грузов при перевозке;
обеспечение прав и законных интересов пассажиров, пользующихся услугами внутреннего водного транспорта;
обеспечение защиты окружающей среды от вредных воздействий, связанных с судоходством на внутренних водных путях и деятельностью на внутреннем водном транспорте;
регламентация отношений по обязательному страхованию на внутреннем водном транспорте, с целью усиления его роли в обеспечении стабильности предприятий отрасли и финансового обеспечения имущественных требований;
конкретизация правового режима имущественного найма судов внутреннего водного транспорта;
установление основ деятельности портов внутреннего водного транспорта.
Подготовка законопроекта осуществлена на базе действующего в Российской Федерации законодательства, и, прежде всего, Гражданского кодекса Российской Федерации и изданных после его принятия законодательных актов.
При работе над проектом учитывался опыт работы над основополагающими нормативными документами других видов транспорта
Законопроект разработан - с учетом предложений и замечаний федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и прошел экспертизу в Исследовательском центре частного права при Президенте Российской Федерации. В ходе непосредственной работы над замечаниями и предложениями практически все из них, в той или иной мере, нашли отражение в представляемой редакции проекта Кодекса внутреннего водного транспорта.
Проект содержит пятнадцать разделов, состоит из 130 статей. В нем нашли отражение вопросы: государственного регулирования в области внутреннего водного транспорта; содержания и использования внутренних водных путей; регистрации судов внутреннего плавания и имущественных прав на них, в том числе продажи, аренды, залога (ипотеки); регулирования трудовых и служебных отношений экипажа судна и судовладельца; обеспечения безопасности судоходства; регулирования деятельности портов; организации перевозок грузов, в том числе в прямом смешанном сообщении, буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов; организации перевозок пассажиров, багажа и почты; ответственности перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров; спасания людей, судов и иного имущества; составления актов, предъявления и рассмотрения претензий и исков и другие.
Законопроект четко трактует положения, касающиеся взаимоотношений перевозчика, пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей и наряду с правами и обязанностями устанавливает равную ответственность сторон за несоблюдение принятых на себя обязательств по перевозке.
Предусмотрена ответственность перевозчика за опоздание отправления и прибытия пассажирских судов, а также за просрочку в доставке багажа.
Значительная часть проектируемых норм Кодекса внутреннего водного транспорта являются новыми для законодательства внутреннего водного транспорта.
В отличие от действующего Устава ВВТ Союза ССР в законопроекте:
законодательно регламентируются имущественные отношения и отношения собственности, возникающие в процессе деятельности внутреннего водного транспорта;
нормы, касающиеся регистрации судов изложены в соответствии с требованиями международных соглашений, ратифицированных Российской Федерацией;
вводится вместо плановой организация перевозок грузов на основании договоров перевозки;
устанавливается правовой режим деятельности портов внутреннего водного транспорта, базирующихся на их автономности по отношению к перевозчикам;
законодательно регламентированы условия аренды судов;
дано определение затонувшего имущества и нормативно регулируются отношения, связанные с его подъемом;
вводится положение, согласно которому спасатель имеет право удерживать спасенное имущество для обеспечения покрытия своих затрат на спасание;
исключается ответственность грузоотправителя за неполное использование вместимости судов и контейнеров;
размер ответственности за сверхнормативный простой судов (контейнеров) под грузовыми операциями предоставляется определить сторонам договора перевозки;
вводится обязательное страхование ответственности судовладельцев и других юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации, за вред который может быть причинен в результате этой деятельности знакам навигационного оборудования, гидротехническим сооружениям, мостам, воздушным и подводным переходам, кабельным линиям и т.п., находящимся в государственной собственности и собственности третьих лиц, а также обязательное страхование нанимаемых членов экипажа судна от возможного вреда их жизни и здоровью при выполнении ими трудовых обязанностей;
изменяются сроки рассмотрения претензий, сроки исковой давности, приведя их в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, что существенно повышает защищенность прав пострадавшей стороны при перевозке.
Проект содержит основные моменты специфики перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, что позволит регулировать отношения сторон при этих перевозках до принятия соответствующего закона, предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации.
В основу правовых принципов проекта Кодекса внутреннего водного транспорта Российской федерации положена обоснованная сбалансированность императивных и диспозитивных норм. Императивные нормы вводятся в тех случаях, когда это необходимо для обеспечения общественной безопасности. В то же время, проект оставляет широкое поле для применения договорных методов регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью субъектов внутреннего водного транспорта.
Принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или дополнению в связи с принятием Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации
1. Пункт 8 (в части применения положений Устава внутреннего водного транспорт Союза ССР) постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 марта 1993 г. N 4604-1 "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 11, ст.393; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3302).
2. Статья 5 (в части применения положений Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР) Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1995 г. N 71-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 19, ст.1710).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.