Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самарцевой В.В,
судей: Есыревой Е.В, Ворониной Т.А,
при секретаре судебного заседания ФИО7,
с участием представителя административных истцов Мартынова В.А. и Селезнева Р.М. по доверенностям ФИО8, представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России N по Нижегородской области по доверенности ФИО9,
рассмотрев по докладу судьи Есыревой Е.В. в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционным жалобам Селезнева Романа Михайловича, Мартынова Виктора Алексеевича на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 29 июля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Селезнева Романа Михайловича, Мартынова Виктора Алексеевича к Межрайонной ИФНС России N1 по Нижегородской области, Межрайонной ИФНС России N15 по Нижегородской области о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Селезнев Р.М. обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России N1 по Нижегородской области, в котором просил признать незаконным решение Межрайонной ИФНС N1 по Нижегородской области о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении гаражно-строительного кооператива (ГСК) Сельхозтехника N 1 и обязать Межрайонную ИФНС N1 по Нижегородской области произвести восстановительную запись (исключить сведения о прекращении деятельности) в ЕГРЮЛ в связи с исключением ГСК Сельхозтехника N1 из ЕГРЮЛ; восстановить пропущенный установленный законом срок для подачи административного искового заявления, поскольку о нарушении прав ему стало известно только 22 июня 2019 года от председателя кооператива.
В иске указал, что ГСК N1 пос. Сельхозтехника является фактически действующим, организация основана на членстве, несет расходы по текущим платежам, оформлены земельно-правовые отношения. Исключение ГСК N1 пос. Сельхозтехника из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица в административном порядке противоречит закону и нарушает права административного истца, в том числе препятствует реализации права на оформление в собственность гаража, находящегося на территории ГСК N1 пос. Сельхозтехника.
Административный истец указал, что решение Межрайонной ИФНС России N1 по Нижегородской области об исключении ГСК N1 пос. Сельхозтехника из ЕГРЮЛ принято не в соответствии с законом, поскольку ГСК N1 пос. Сельхозтехника не имело признаков недействующего юридического лица, в том числе и все признаки одновременно, предусмотренные пунктом 1 статьи 21.1 ФЗ от 8 августа 2001 года N129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" также отсутствовали.
Мартынов В.А. обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России N1 по Нижегородской области, в котором просил признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Нижегородской области о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении гаражно-строительного кооператива Сельхозтехника N1 и обязать Межрайонную ИФНС N1 по Нижегородской области произвести восстановительную запись (исключить сведения о прекращении деятельности) в ЕГРЮЛ в связи с исключением гаражно-строительного кооператива Сельхозтехника N1 из ЕГРЮЛ; восстановить пропущенный установленный законом срок для подачи административного искового заявления, поскольку о нарушении прав ему стало известно только 13 июля 2019 года от председателя кооператива.
В иске также указал, что ГСК N1 пос. Сельхозтехника с момента создания и до настоящего времени фактически осуществляет свою деятельность, организация основана на членстве, несет расходы по текущим платежам, оформлены земельно-правовые отношения, а потому исключение ГСК N1 пос. Сельхозтехника из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица в административном порядке противоречит закону и нарушает права административного истца, в том числе, препятствует реализации права на оформление в собственность гаража, находящегося на территории ГСК N1 пос. Сельхозтехника.
По мнению административного истца, решение Межрайонной ИФНС России N1 по Нижегородской области об исключении ГСК N1 пос. Сельхозтехника из ЕГРЮЛ принято не в соответствии с законом, поскольку ГСК N1 пос.Сельхозтехника не имело признаков недействующего юридического лица в том числе и все признаки одновременно, предусмотренные пунктом 1 статьи 21.1 ФЗ от 8 августа 2001 года N129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" также отсутствовали.
Определением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 4 июля 2019 года к участию в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация р.п. Выездное Арзамасского муниципального района Нижегородской области и Межрайонная ИФНС России N 15 по Нижегородской области.
Определениями Арзамасского городского суда Нижегородской области от 18 июля 2019 года административные дела объединены в одно производство.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 29 июля 2019 года Селезневу Р.М, Мартынову В.А. в удовлетворении административного иска к Межрайонной ИФНС России N1 по Нижегородской области, Межрайонной ИФНС России N15 по Нижегородской области о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N1 по Нижегородской области о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц гаражно-строительного кооператива Сельхозтехника N1, понуждении произвести восстановительную запись (исключить сведения о прекращении деятельности) в Едином государственном реестре юридических лиц в связи с исключением гаражно-строительного кооператива Сельхозтехника N1 из Единого государственного реестра юридических лиц отказано.
В апелляционных жалобах Селезнев Р.М, Мартынов В.А. просят отменить решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 29 июля 2019 года и принять по административному делу новое решение, удовлетворив заявленные требования. Считают его незаконным и необоснованным, принятым в нарушение пункта 1 статьи 21.1 ФЗ от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". ГСК N1 пос. Сельхозтехника не имело признаков недействующего юридического лица, в том числе и все признаки одновременно, предусмотренные пунктом 1 статьи 21.1 ФЗ от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отсутствовали.
В обоснование заявленных доводов жалобы указывают, ГСК N 1 пос. Сельхозтехника с момента создания и до настоящего времени фактически осуществляет свою деятельность, организация основана на членстве, несет расходы по текущим платежам, оформлены земельно-правовые отношения, поэтому исключение ГСК N 1 пос. Сельхозтехника из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица противоречит закону и нарушает права административного истца-права на оформление в собственность гаража.
Указывают, что критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций не могут свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Неосуществление некоммерческой организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения некоммерческой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 32 ФЗ от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
ГСК N 1 пос. Сельхозтехника продолжает осуществлять свою деятельность, связанную с эксплуатацией гаражей, поэтому административные истцы полагают, что суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о том, что неосуществление кооперативом в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения о признании юридического лица фактически прекратившим свою деятельность, операций по банковскому счету и непредставление документов налоговой отчетности не может быть в данном случае признано достаточным для вывода о прекращении им деятельности.
Считает, что сообщение о предстоящем исключении ГСК N 1 пос. Сельхозтехника, опубликованное в печатном издании "Вестник государственной регистрации" и размещение его в открытой и общедоступной форме в Интернет не свидетельствуют об осведомленности административных истцов о начавшейся в отношении ГСК N 1 пос. Сельхозтехника процедуры исключения из ЕГРЮЛ.
Представитель административных истцов Мартынова В.А. и Селезнева Р.М. - ФИО8, в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционных жалоб поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России N1 по Нижегородской области по доверенности ФИО9 в судебном заседании апелляционной инстанции не согласилась с доводами апелляционных жалоб, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения. Представили возражение на апелляционные жалобы, указывая, что регистрирующим органом соблюден порядок исключения ГСК N 1 пос. Сельхозтехника из ЕГРЮЛ.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном ст.ст.55-57 КАС РФ, в суд не направили.
В соответствии со ст.150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан, основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на апелляционные жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основания документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. Основанием для внесения записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (пункт 1 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ). Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 2 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ).
В соответствия со статьей 11, пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ, решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр; при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Исключение отдельных сведений из ЕГРЮЛ, равно как и внесение новых записей в ЕГРЮЛ на основании судебного акта, иным способом, нежели связанным с признанием недействительных ранее внесенных в ЕГРЮЛ записей не предусмотрено действующим законодательством.
Согласно части 1 статьи 21.1 Федерального закона N 129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) (часть 2 статьи 21.1).
В соответствии с подпунктами 4, 5 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны:
представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно части 2 статьи 289 НК РФ, налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.
Как видно из материалов дела, гаражно-строительный кооператив Сельхозтехника N1 был зарегистрирован на основании решения Арзамасского районного Совета народных депутатов N338 от 30 ноября 1990 года, и организован, согласно Уставу, на основании постановления главы администрации Арзамасского района N581 от 4 декабря 1992 года.
15 ноября 2002 года в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о регистрации гаражно-строительного кооператива Сельхозтехника N1 как о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, до вступления в силу Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129 "О государственной регистрации юридических лиц".
2 сентября 2014 года Межрайонной ИФНС России N1 по Нижегородской области была составлена справка об обнаружении отсутствия движения средств по счетам или открытых счетов, согласно которой отсутствуют сведения об открытых банковских счетах ГСК Сельхозтехника N1, а также справка о не предоставлении юридическим лицом ГСК Сельхозтехника N1 в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, согласно которой последняя дата предоставления документов отчетности- расчет по налогу на имущество для 5-НИО 200КН12- 14.05.2005г.
5 сентября 2014 года было принято решение N 47 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ГСК Сельхозтехника N1 из ЕГРЮЛ.
На основании части 3 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Приказом Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 г. NСАЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" (зарегистрирован в Минюсте РФ 4 июля 2006г, регистрационный N 8001) установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Состав сведений, публикуемых в журнале "Вестник государственной регистрации" в части сведений о принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, включает:
- наименование регистрирующего органа;
- адрес регистрирующего органа;
- полное наименование юридического лица;
- ОГРН и дата его присвоения (при наличии);
- сведения о регистрации юридического лица до 1 июля 2002 г. (в случае отсутствия ОГРН): регистрационный номер и дата регистрации;
- ИНН юридического лица (при наличии);
- номер решения о предстоящем исключении;
- дата решения о предстоящем исключении.
Сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Форма размещения в журнале определяется редакцией журнала "Вестник государственной регистрации".
Сообщение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ ГСК Сельхозтехника N1 было опубликовано в "Вестнике государственной регистрации", (ч.2 N36 (496) от 10.09.2014/1555 (6 и 7 числа месяца выпали на выходные дни), все сведения, предусмотренные указанным выше Приказом Федеральной налоговой службы, указаны.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 января 2012 года N 143-0-0 указал, что законоположения статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, к которым относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте ФНС России, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра.
Согласно пункту 4 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В установленном порядке и определенные сроки заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в Инспекцию не поступало.
В силу пункта 7 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 того же Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Таким образом, установив, что ГСК Сельхозтехника N1 обладало всеми признаками недействующего юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, а также, что с момента опубликования решения в трехмесячный срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 21.1 Закона N129-ФЗ, заявлений и возражений относительно исключения общества из ЕГРЮЛ не поступило, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что у регистрирующего органа имелись правовые основания для принятия решения о предстоящем исключении общества из реестра, как недействующего юридического лица, и в удовлетворении заявленных требований обоснованно отказал.
Принимая во внимание вышеизложенные положения закона, судебная коллегия полагает, что совокупность оснований для признания незаконным оспариваемого решения, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно было отказано в удовлетворении заявленных требований; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
Доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Иное толкование заявителями норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении или существенном нарушении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, или о допущенной судебной ошибке.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 29 июля 2019 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Селезнева Романа Михайловича, Мартынова Виктора Алексеевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.