Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю,
судей:
Богдашова Д.А, Манохина В.В,
с участием помощника судьи Безносюк М.С, административного истца Кривошеева С.М. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-122/2019 по апелляционной жалобе административного истца на решение Воронежского гарнизонного военного суда от 18 июля 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А, Гагарина" (г. Воронеж) (далее - академия) Министерства обороны Российской Федерации "данные изъяты" Кривошеева ФИО8 об оспаривании решения заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В, объяснения представителя административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Кривошеев проходит военную службу по контракту, заключенному до 1 января 1998 года, в академии на должности преподавателя кафедры тактики.
Во время обучения в академии Воздушно-космической обороны в г. Твери он был обеспечен служебной квартирой, общей площадью 28, 4 кв. м, на состав семьи три человека (он, супруга и сын), расположенной по адресу; "адрес", где проживал и был зарегистрирован по месту жительства вместе с членами своей семьи.
По окончании обучения он убыл к новому месту службы в академию (г. Воронеж), 5 апреля 2013 года снялся с регистрационного учета, а 16 апреля этого же года его брак с супругой был расторгнут.
Решением ЗРУЖО от 27 ноября 2015 года Кривошеев был принят на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а в феврале 2016 года обратился в ЗРУЖО с заявлением о перечислении жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - субсидия).
Решением заместителя начальника ЗРУЖО от 4 июня 2019 года ему предоставлена субсидия за вычетом 9,47 кв.м. общей площади служебного жилого помещения, не сданного им Министерству обороны РФ.
Полагая свои права нарушенными, Кривошеев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным указанное решение заместителя начальника ЗРУЖО и обязать повторно произвести расчет субсидии без учета общей площади жилого помещения в размере 9, 47 кв.м.
Суд в удовлетворении административного искового заявления Кривошееву отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, несоглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы приводит положения ст. 94, 93 Жилищного кодекса РФ.
Обращает внимание на то, что его бывшая супруга на просьбы о выселении из служебного жилого помещения ответила отказом. При этом она работает в Жилищно-коммунальной службе N 3 (г. Тверь) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ (по ВКС) домоуправление N 1 (г. Тверь) в должности техника (по ремонту) и имеет право заключения договора служебного найма как гражданский персонал Министерства обороны РФ. В настоящее время рассматривается вопрос о заключении с ней договора служебного найма, а служебная квартира продолжает находиться в специализированном служебном фонде в собственности Министерства обороны РФ. Поскольку данная квартира в настоящее время не передана и не может быть передана никому ни в собственность, ни по договору социального найма, считает, что расчет субсидии с учетом 9,47 кв.м. не может быть признан законным.
Отмечает, что он в 2013-2014 годах обращался к командованию академии Воздушно-космической обороны (г. Тверь) с заявлениями о выселении из служебного жилья бывшей супруги и сына и получил ответ, что с ним договор найма служебного жилого помещения считается расторгнутым с момента выезда и снятия с регистрационного учета по адресу служебной квартиры, а его бывшей супруге направлены уведомления о добровольном выселении из служебного жилого помещения. Кроме того, он обращался в Пролетарский районный суд г. Твери с исковыми заявлениями о выселении бывшей супруги из жилого помещения, а также об изменении договора найма жилого помещения. Решениями Пролетарского районного суда в обоих исках ему отказано, поскольку он не является собственником или нанимателем указанного жилого помещения.
Отмечает, что действующее законодательство не содержит правовых норм, предоставляющих военному ведомству право уменьшать норматив общей площади жилого помещения при расчете субсидии на общую площадь жилых помещений, которые ранее были предоставлены военнослужащему в специализированном жилищном фонде. Поскольку суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что он фактически утратил право пользования служебной квартирой, правовых оснований для отказа в удовлетворении его требований у суда первой инстанции не имелось.
Обращает внимание на то, что он не имеет жилых помещений на праве собственности, либо по договору социального найма.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 3 п. 1 этой же статьи Закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 16 ст. 15 Закона при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 года N 76 утверждены Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, уменьшается: на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности; на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения; на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Из анализа положений ст. 15 и 23 Закона следует, что реализация права на жилье военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны РФ жилищной субсидии либо жилья для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого жилья им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства. То есть право на жилищное обеспечение военнослужащих, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляется за счет государства один раз.
Кроме того, согласно п. 5 ст. 15 Закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Таким образом, в случаях, когда военнослужащий ранее обеспечивался от Министерства обороны РФ жилым помещением и не сдал его, общая площадь полученного жилья подлежит учёту при определении размера жилищной субсидии.
Как видно из материалов дела, в октябре 2009 Кривошееву и членам его семьи (супруга и сын) была предоставлена от военного ведомства служебная квартира, общей площадью 28, 4 кв. м, расположенная по адресу: "адрес" В апреле 2013 года он снялся с регистрационного учета, а 16 апреля этого же года его брак с супругой был расторгнут при этом в служебной квартире остались проживать его бывшая супруга и сын. Решением заместителя начальника ЗРУЖО от 4 июня 2019 года ему предоставлена субсидия как на одиноко проживающего военнослужащего, за вычетом приходящейся на него доли в размере 9,47 кв.м. общей площади в ранее полученном жилом помещении.
При таких обстоятельствах и принимая во внимание, что Кривошеев снялся с регистрационного учета и выехал из служебной квартиры, что повлекло утрату прав на нее, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что он подлежит обеспечению жилищной субсидией с учетом ранее предоставленного жилья, которое не было им сдано жилищным органам.
С учетом изложенного, заместитель начальника ЗРУЖО, принимая решение о предоставлении Кривошееву жилищной субсидии за вычетом 9,47 кв. м. общей площади в ранее полученном жилом помещении, законные права и интересы Кривошеева не нарушил, а поэтому суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воронежского гарнизонного военного суда от 18 июля 2019 года по административному исковому заявлению Кривошеева ФИО9 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.