Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Караблина А.А,
судей:
Перепелкина А.И, Лаврентьева В.В,
при помощнике судьи Елшиной Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-80/2019 по апелляционной жалобе представителя федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" Министерства обороны Российской Федерации Шатских И.Н. на решение 80 гарнизонного военного суда от 19 июня 2019 года, которым удовлетворен административный иск военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Ватулина ФИО7 об оспаривании действий и бездействия командира войсковой части N (правопреемник войсковой части N) ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Росвоенипотека), связанных с неполным начислением на именной накопительный счет доходов от инвестиционных накоплений для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Ватулин проходит военную службу по контракту в войсковой части N. 23 апреля 2018 года он был включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС). 30 мая 2018 года на его имя открыт именной накопительный счет (далее - ИНС) с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС - 23 января 2009 года. Однако доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС ему стали начисляться только с даты открытия ИНС.
Полагая свои права нарушенными, Ватулин просил суд обязать Росвоенипотеку произвести расчет величины инвестиционного дохода, который был бы начислен ему в случае своевременного включения в реестр участников НИС за период с даты возникновения основания для включения в реестр по настоящее время за вычетом фактически учтенных на его ИНС доходов от инвестирования накоплений, а Министерство обороны РФ перечислить на его ИНС сумму инвестиционного дохода, которая была бы ему начислена на ИНС при условии своевременного включения в реестр участников НИС за указанный период, в размере определенном Росвоенипотекой.
Суд первой инстанции иск Ватулина удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель Росвоенипотеки, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее автор указывает, что функции по формированию и ведению реестра, включению, исключению военнослужащих из реестра и внесению изменений в реестр участников НИС в Министерстве обороны Российской Федерации возложены на Департамент жилищного обеспечения Минобороны России. Обязанности по своевременному включению военнослужащих в реестр возложены на командование воинской части, региональное управление жилищного обеспечения и регистрирующий орган. Взаимоотношения между регистрирующим органом и уполномоченным органом осуществляются посредством направления в Росвоенипотеку установленным порядком сведений по участникам НИС, что является правовым основанием для совершения юридически значимых действий в отношении их именных накопительных счетов. Порядок действий Росвоенипотеки после получения сведений из регистрирующего органа строго регламентируется положениями постановления Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655 "О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
Обращает внимание, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счета участников НИС, которые были включены в реестр несвоевременно. Восстановлению подлежат только накопительные взносы за соответствующие годы, которые гарантированы государством, поскольку они являются величиной известной и устанавливаемой Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Для начисления инвестиционного дохода на именные накопительные счета участников необходимо, чтобы их ИНС был активный (открыт), а также наличие на нем учтенных накоплений. Федеральный закон не содержит требования по учету доходов от инвестирования за периоды, когда именной накопительный счет отсутствовал.
Считает, что истребование денежных средств за счет средств федерального бюджета, выделяемых на цели накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, посягает на права и законные интересы других участников НИС, а также приведет к дальнейшему увеличению общего размера недофинансирования средств федерального бюджета на функционирование НИС и, в конечном итоге, к дефициту средств федерального бюджета.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно пп. 1, 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках НИС, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее Закон).
В соответствии с ч. 1 ч. 1 ст. 4 Закона, реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений.
При этом, ч. 1 ст. 5 Закона, устанавливает, что накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт следующих источников:
1) учитываемые на ИНС участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета;
2) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
3) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.
Частью 6 этой же статьи предусмотрено, что учет доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона каждый участник НИС не менее чем через три года его участия в НИС имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.
Согласно частям 4 и 6 этой же статьи, предельный размер целевого жилищного займа не может превышать общую сумму расчетного суммарного взноса и учтенных на ИНС доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на день предоставления целевого жилищного займа. Источником предоставления участнику НИС целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на ИНС участника.
Таким образом, доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения учитываются при определении размера целевого жилищного займа.
Согласно пунктам 2 и 6 Правил ведения ИНС участников НИС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, уполномоченный федеральный орган в отношении каждого участника НИС открывает именной накопительный счет.
Учет накопительных взносов на ИНС участников согласно ч. 4 ст. 5 Закона осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Частью 6 этой же статьи предусмотрено, что учет доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно приказу Министра обороны РФ N 166 от 28 февраля 2013 года, указанным выше уполномоченным федеральным органом является Росвоенипотека.
Как видно из материалов дела, Ватулин, по независящим от него обстоятельствам был включен в реестр НИС лишь 23 апреля 2018 года, а 30 мая того же года на его имя был открыт ИНС с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС - 23 января 2009 года, при этом доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения по дату открытия ИНС не рассчитывались и ему не начислялись.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что позднее включение административного истца в реестр участников НИС, повлекло неначисление на его ИНС накоплений для жилищного обеспечения за указанный период и соответственно выплату накоплений на его ИНС без учета доходов от их инвестирования за этот период, то есть в меньшем размере.
Данное обстоятельство, как правильно указал суд первой инстанции, существенно снизило размер целевого жилищного займа, на который претендует Ватулин для приобретения жилого помещения и препятствует реализации его жилищных прав в полном объеме.
Таким образом, гарнизонный военный суд, правомерно указал, что в результате несвоевременного включения Ватулина в реестр НИС и неначисление на его ИНС доходов от инвестирования накоплений с 23 января 2009 года, нарушаются права истца на реализацию своих жилищных прав и обоснованно удовлетворил административный иск.
Доводам ответчика о том, что оснований для начислений на ИНС Полякова инвестиционного дохода не имеется, судом дана надлежащая правовая оценка, которая сомнений у судебной коллегии не вызывает.
При таких данных принятое по делу решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба представителя Росвоенипотеки по изложенным выше основаниям - не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 и пунктом 1 статьи 334 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 80 гарнизонного военного суда от 19 июня 2019 года по административному иску Ватулина ФИО7 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.