Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А,
судей: Перепелкина А.И, Лаврентьева В.В,
при помощнике судьи Елшиной Е.А, с участием представителя административного истца Тишина А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-462/2019 по апелляционной жалобе представителя административного истца Тишина А.В. на решение Московского гарнизонного военного суда от 29 июля 2019 года, согласно которому отказано в удовлетворении административного иска бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" запаса Жукова ФИО14 об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (далее - ДЖО) и Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на жилищный учет члена его семьи и снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В, объяснения представителя административного истца в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как следует из решения суда и материалов дела, Жуков проходил обучение в Военной академии тыла и транспорта и получил первое офицерское звание в июне 2001 года.
В 2005 году, ему на состав семьи 3 человека (он, жена и дочь) была предоставлена квартира общей площадью 47,8 кв.м. по адресу: "адрес".
16 сентября 2006 года брак истца с Жуковой О.А. был прекращен. В 2006 году бывшая супруга Жукова обратилась в Канский городской суд с требованием изменить договор найма жилого помещения, разделить лицевые счета и обязать войсковую часть N заключить отдельный договор найма жилого помещения с ней и дочерью на изолированную комнату площадью 17,67 кв.м, а с Жуковым на изолированную комнату 11,02 кв.м. Вступившим в законную силу решением Каннского городского суда Красноярского края от 25 октября 2006 года ее требования были удовлетворены, лицевой счет был разделен. С Жуковой и ее дочерью был заключен договор найма жилого помещения на изолированную комнату площадью 17,67 кв.м, а с Жуковым - на комнату площадью 11,02 кв.м. Вспомогательные помещения площадью 18,82 кв.м. суд оставил в совместном пользовании. При переезде на новое место службы Жуков, занимаемое им жилое помещение площадью 11,02 кв.м. сдал жилищным органам Министерства обороны Российской Федерации 20 февраля 2007 года в установленном порядке, о чем ему была выдана соответствующая справка.
Решением жилищной комиссии от 12 декабря 2007 года он принят на учет нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых для постоянного проживания.
1 ноября 2018 года у Жукова родился сын Жуков ФИО15, после чего он обратился в ДЖО с заявлением о принятии сына на жилищный учет.
Решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 18 апреля 2019 года N N ему было отказано в принятии сына на жилищный учет, а он и члены его семьи были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
В обоснование этого решения был положен довод о том, что в период прохождения военной службы он был обеспечен служебным жилым помещением по указанному выше адресу, однако его не сдал, в результате чего оно 8 мая 2009 года было оформлено в собственность его бывшей жены Жуковой О.А. и его дочери Жуковой П.П, а в последствии в 2010 году продано.
Выражая несогласие с принятым решением, Жуков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение ДЖО от 18 апреля 2019 года N N об отказе в принятии на жилищный учет его сына Жукова А.П. и снятии его и членов его семьи с жилищного учета;
- обязать ДЖО восстановить его и членов его семьи: жену - Жукову ФИО16 и сына - Жукова ФИО17 на жилищном учете нуждающихся в жилых помещениях с даты постановки на жилищный учет;
- обязать ДЖО принять на учтет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания его сына Жукова А.П.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления Жукова отказал.
В апелляционной жалобе представитель административного истца, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование апелляционной жалобы ее автор, излагая обстоятельства дела, указывает, что судом первой инстанции не исследованы в полном объеме все фактические обстоятельства дела, имеющие существенные значения для дела, тем самым вынесено заведомо необъективное решение.
Обращает внимание, что ранее предоставленное истцу жилое помещение было разделено по решению суда, а принадлежащую ему по договору найма жилого помещения комнату площадью 11,02 кв.м. он сдал жилищным органам, о чем ему выдана соответствующая справка.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении административного иска суд первой пришел к выводу, что право на безвозмездное обеспечение жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей за счет средств министерств и ведомств, в которых они проходят военную службу предоставляется им лишь единожды, а поскольку административный истец полученное ранее служебное жилое помещение не сдал, а дал свое согласие на изменение порядка пользования им и разделение лицевого счета, то права на обеспечение его жильем повторно он не имеет.
Между тем, судебная коллегия находит такой вывод суда не соответствующим обстоятельствам дела и основанным на неправильном применении норм материального права.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Предоставляя определенной в этой норме Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильём для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время прохождения военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать ранее предоставленное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение, при предоставлении ему другого жилья.
Исключений из этого правила Законом не предусмотрено.
Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с ОШМ при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Реализация права на жилье, в том числе, путем предоставления жилищной субсидии, на данных условиях предоставляется вышеуказанной категории военнослужащих один раз. При этом, документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства, представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства, либо жилищной субсидии.
Кроме того, в силу пунктов 17, 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа документы, подтверждающие освобождение этого помещения. До сдачи жилья с военнослужащими не может быть заключён договор социального найма предоставленного жилого помещения.
Обязанность по сдаче ранее предоставленного военнослужащему жилого помещения, для реализации его права на жилье, ранее была предусмотрена и Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80 (действовавшей до ноября 2010 года). При этом, согласно п. 37 Инструкции справка о сдаче жилого помещения выдавалась после фактического освобождения жилого помещения и снятия с регистрационного учета всех членов семьи военнослужащего.
Содержание приведённых норм указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, осуществляется путём предоставления за счёт федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, то есть за счёт государства, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильём по избранному месту жительства.
Таким образом, Законом закреплены в качестве условий для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для военнослужащих однократность обеспечения их жильём в рамках данных гарантий и необходимость представления документов об освобождении жилого помещения. Претендуя на получение жилья от военного ведомства, соответствующие военнослужащие в любом случае обязаны сдать ранее предоставленное им от государства жилое помещение в целях соблюдения вытекающего из Конституции РФ принципа социальной справедливости и предотвращения необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим и членам их семей жилищных гарантий, установленных Законом.
На это неоднократно обращал внимание в своих судебных постановлениях Конституционный суд РФ (определения от 23 декабря 2014 г. N 2893-0, от 29 января 2015 г. N 117-0, от 9 июня 2015 г. N 1223-0 и другие).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В силу вышеприведенных нормативно-правовых актов, обязательным условием предоставления военнослужащим (уволенным военнослужащим) жилых помещений (жилищной субсидии) является сдача ранее предоставленного жилья, в том числе его освобождение бывшими членами семьи военнослужащего.
Как усматривается из материалов дела, Жуков заключил первый контракт 1 ноября 1997 года и 21 июля 2009 года досрочно уволен в запас по состоянию здоровья и 28 августа того же года исключен из списков личного состава воинской части, его выслуга лет составила 13 лет 00 месяцев 15 дней. Жуков был признан нуждающимся в получении жилья 12 декабря 2007 года решением жилищной комиссии. 16 сентября 2006 года брак истца с супругой Жуковой О. А. был прекращен. Вступившим в законную силу решения Канского городского суда Красноярского края от 25 октября 2006 года на командира войсковой части N возложена обязанность заключить с Жуковой О.А. отдельный договор жилого найма на изолированную комнату размером 17,67 квадратных метра, с Жуковым отдельный договор жилого найма на изолированную комнату размером 11,02 квадратных метра в квартире по адресу "адрес". Вспомогательные помещения указанной квартиры размером 18,82 квадратных метра оставить в совместном пользовании проживающих лиц. Принадлежащее Жукову по указанному решению суда жилое помещение общей площадью 11,02 кв.м. он 20 февраля 2007 года сдал, о чем ему жилищным органом выдана справка серия N от той же даты. Решением ДЖО от 18 апреля 2019 года N N года Жукову было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания его сына Жукова ФИО15, а он сам и члены его семьи были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
При таких обстоятельствах, несмотря на обращение в суд его бывшей супруги, Жуковым, после прекращения брака, были предприняты меры о выделении причитающейся ему доли жилого помещения, его фактического освобождения в дальнейшем и сдаче этого жилого помещения жилищным органам Министерства обороны РФ, что было оставлено без внимания судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении административного иска.
Ввиду того, что суд не вправе подменять собой жилищный орган, то судебная коллегия считает необходимым возложить на ДЖО обязанность восстановить Жукова и членов его семьи: жену - Жукову ФИО16 и сына - Жукова ФИО17 на жилищном учете 12 декабря 2007 года и повторно рассмотреть вопрос принятия на жилищный учет сына административного истца - Жукова ФИО15,1 ноября 2018 года рождения, а в удовлетворении административного иска в части возложения обязанности на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации принять на жилищный учет Жукова ФИО15 - отказать.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 29 июля 2019 года по административному иску Жукова ФИО14, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права отменить и принять новое решение.
Административный иск Жукова П.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Департамента жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации от 18 апреля 2019 года N N об отказе в принятии на жилищный учет Жукова А.П. и снятии Жукова П.В. и членов его семьи с жилищного учета, обязав Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации отменить это решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии на жилищный учет сына административного истца - Жукова ФИО15, 1 ноября 2018 года рождения.
В удовлетворении административного иска в части возложения обязанности на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - принять на жилищный учет Жукова ФИО15 - отказать.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.