Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю,
судей:
Серазитдинова Э.Т, Богдашова Д.А,
с участием помощника судьи Попова В.А, представителей административного истца Тарасова А.А. и Воронина Д.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителей административных ответчиков - Министерства обороны РФ Стручковой Е.А. и Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Росвоенипотека) Пырикова М.В. на решение Московского гарнизонного военного суда от 12 августа 2019 г, которым частично удовлетворено административное исковое заявление старшего лейтенанта Медведева Константина Вячеславовича об оспаривании действий Министерства обороны РФ и Росвоенипотеки, связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Богдашова Д.А, объяснения представителей административного истца, возражавших против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Медведев в период обучения в военном образовательном учреждении 20 сентября 2007 года заключил первый контракт о прохождении военной службы, а 22 октября 2011 года ему присвоено воинское звание лейтенант.
В ноябре 2015 года он был включён в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) с датой возникновения основания для включения 22 октября 2011 года.
В связи с тем, что положенные истцу за период с октября 2011 года накопления начислены на его именной накопительный счёт (далее - ИНС) и переданы в доверительное управление только 01 декабря 2015 года, а доход от их инвестирования за предшествующий период на его ИНС не начислялся и не учитывался при дальнейшем формировании накоплений, Медведев обратился в суд с административным иском, в котором просил обязать Росвоенипотеку произвести расчёт величины инвестиционного дохода, который был бы начислен в случае своевременного включения его в реестр участников НИС за период с даты возникновения основания для включения в реестр по настоящее время за вычетом фактически учтённых на его НИС доходов от инвестирования, а Министерство обороны РФ перечислить в Росвоенипотеку для зачисления на его ИНС соответствующую денежную сумму в размере, определённом Росвоенипотекой.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил частично, отказав во взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя на сумму 42000 рублей.
В апелляционных жалобах представители административных ответчиков, не соглашаясь с решением суда, просят его отменить.
В их обоснование, ссылаясь на положения Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон), Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655 (далее - Правила), КАС РФ, ГК РФ и судебную практику, указывают, что настоящее дело не подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства, Минобороны России и Росвоенипотека не являются надлежащими ответчиками по делу, рассчитать предполагаемый инвестиционный доход участника НИС за период невозможно, а выделение средств инвестиционных накоплений из Бюджета РФ не предусмотрено законом. Функции по формированию и ведению реестра участников НИС, включению, исключению военнослужащих из него и внесению изменений возложены на Департамент жилищного обеспечения МО РФ, который направляет в Росвоенипотеку установленным порядком сведения по участникам НИС, что является правовым основанием для совершения юридически значимых действий в отношении их ИНС. Порядок же действий Росвоенипотеки строго регламентирован вышеназванным постановлением Правительства РФ.
Отмечают, что начисление инвестиционного дохода на ИНС участника возможно только, если счёт является активным (открытым), и на нём находятся денежные средства. Начисление инвестиционного дохода на счёт участника НИС, который был включён в реестр несвоевременно, за период, предшествующий открытию счёта, законодательством не предусмотрено. Иное противоречило бы установленному Правительством РФ порядку ведения ИНС.
Суд не принял во внимание, что в соответствии с частью 8 статьи 5 и статьёй 17 Закона до возникновения у участника НИС права на использование накоплений они являются собственностью Российской Федерации, которая в лице Росвоенипотеки является выгодоприобретателем по договору доверительного управления.
Обращают внимание на ошибочность вывода суда об обязанности Министерства обороны РФ перечислить административному истцу сумму инвестиционного дохода, которая могла бы быть начислена ему в случае, если бы он был своевременно включен в реестр, поскольку законодательством это не предусмотрено. Восстановлению подлежит только право на накопительные взносы, размер которых устанавливается законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Доход от инвестирования накоплений возможно получить только, если у участника НИС открыт счёт. Взыскать его за счёт средств бюджета Российской Федерации невозможно, так как инвестиционный доход является результатом деятельности управляющих компаний и предоставляется в распоряжение Росвоенипотеки на основании запроса.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу пунктов 1, 4, 5 стати 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Никто не вправе ограничивать военнослужащих и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 15 того же Федерального закона устанавливает, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
В силу пункта 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Законом являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 6 статьи 3, части 1 статьи 4, части 1 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 11 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений.
Накопления для жилищного обеспечения - это совокупность средств, включающая в себя: накопительные взносы, учтённые на ИНС участников; доходы от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям уполномоченным федеральным органом в соответствии с Законом, и средства, поступившие в уполномоченный федеральный орган по иным предусмотренным Законом основаниям. Накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт указанных источников. Участник НИС имеет право использовать их в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
Согласно частям 4-6 статьи 9 Закона учёт накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Учёт накопительных взносов на ИНС участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта. Учёт доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
В силу пункта 7 Правил уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчёт суммы дохода от инвестирования указанных средств, определённого на последний день отчётного квартала.
Доходы от инвестирования средств учитываются на ИНС участников НИС с учётом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее тридцатого числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
Доход от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, учитывается на ИНС участников НИС по состоянию на последний день отчётного квартала, за который был получен доход.
Из материалов дела следует, что Медведев отнесён к числу лиц, окончивших военную образовательную организацию высшего образования и получивших в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г, для которых основанием для включения в реестр участников НИС является получение первого воинского звания офицера (п. 1 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 9 Закона).
Таким образом, административный истец с 22 октября 2011 г. подлежал включению в реестр участников НИС и в силу приведённых норм с указанного времени был вправе рассчитывать на все денежные средства, составляющие в совокупности накопления для жилищного обеспечения, предусмотренные Законом.
Однако судом установлено, что по вине должностных лиц органов военного управления он включен регистрирующим органом в реестр участников НИС только в ноябре 2015 г. с датой возникновения основания для включения 22 октября 2011 г, ИНС открыт 27 ноября 2015 г, положенные с 22 октября 2011 г. накопления учтены на ИНС и переданы в доверительное управление с 1 декабря 2015 г, а поэтому доход от их инвестирования за предшествующий период на его ИНС не начислялся и не учитывался при дальнейшем формировании накоплений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Закона федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют и ведут реестр участников в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках НИС, необходимые для ведения их именных накопительных счетов.
Исходя из положений раздела III Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооружённых Сил РФ, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 января 2009 г. N 30 (действовавшей до 8 июня 2013 г.), разделов III, IV Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооружённых Силах РФ, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 28 февраля 2013 г. N 166 (действовавшего до 9 июня 2017 г.), а также раздела III Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооружённых Силах РФ, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 24 апреля 2017 г. N 245, за своевременное выявление и учёт военнослужащих, у которых возникло основание для включения в реестр, отвечают командиры воинских частей.
Таким образом, несвоевременное включение административного истца в реестр участников НИС привело к снижению размера накоплений для жилищного обеспечения, что ограничивает его право, гарантированное законом, на получение единых выплат наряду с другими военнослужащими, своевременно включёнными в реестр, которым доход от инвестирования денежных средств стал начисляться и учитываться с момента возникновения основания для включения в реестр.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путём обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу подпункта 31 пункта 10 и пункта 13 Положения о Министерстве обороне Российской Федерации, утверждённого Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082, Министр обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны РФ и реализацию возложенных на него полномочий. Министерство обороны РФ является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчётные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учётом изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что восстановление нарушенного права Медведева возможно путём возложения на Росвоенипотеку обязанности по установлению величины инвестиционного дохода, который был бы начислен ему в случае своевременного включения в реестр участников НИС за период с 22 октября 2011 г. по настоящее время, за вычетом на момент расчёта фактически учтённых на его ИНС доходов от инвестирования, а на Министерство обороны РФ - по перечислению в Росвоенипотеку данной денежной суммы для зачисления на ИНС административного истца.
Апелляционное и кассационное определение Московского городского суда, на которые в апелляционной жалобе ссылается представитель Минобороны России, вынесены по иному административному делу, а поэтому преюдициального значения по настоящему спору не имеют.
Что же касается довода представителя Росвоенипотеки о том, что поданное заявление подлежало рассмотрению в порядке искового производства, то суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить следующее.
На основании ст. 3 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция РФ, названный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры РФ.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей, являются публично-правовыми. Нормы гл. 22 раздела IV КАС РФ применяются, когда требования военнослужащих непосредственно вытекают из военно-служебных правоотношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой.
Учитывая, что вид судопроизводства зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной формы обращения в суд, гарнизонный военный суд обоснованно рассмотрел дело в порядке административного судопроизводства.
При таких данных принятое по делу решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционные жалобы представителей административных ответчиков по изложенным выше основаниям удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 12 августа 2019 г. по административному исковому заявлению Медведева Константина Вячеславовича оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителей административных ответчиков - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.