Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю,
судей:
Богдашова Д.А, Серазитдинова Э.Т,
с участием помощника судьи Скакун О.В, административного истца, представителя административного ответчика Конкиной О.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-504/2019 по апелляционной жалобе указанного представителя административного ответчика на решение Московского гарнизонного военного суда от 14 августа 2019 г, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего Центрального научно - исследовательского института Военно-воздушных сил Министерства обороны Российской Федерации (далее - Институт) подполковника Воронина Ивана Николаевича об оспаривании действий 1 отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Отдел), связанных с отказом во включении в списки на предоставление служебных жилых помещений члена его семьи.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т, объяснения представителя административного ответчика в обоснование апелляционной жалобы, административного истца, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как следует из решения суда и материалов дела, Воронин проходит военную службу в Институте, дислоцированном в г. Щелково. По месту жительства он и его дочь - ФИО15, "данные изъяты" г.р, постоянно зарегистрированы по месту жительства по адресу воинской части "адрес" Фактически административный истец и его дочь проживают по договору найма жилого помещения, заключенному с матерью бывшей супруги административного истца - ФИО13, в жилом помещении по адресу: "адрес". При этом собственником 1/4 указанного жилого помещения является "данные изъяты"
Решением Отдела от 21 декабря 2018 г. N 116/293/ТС Воронину, включенному в список на предоставление служебных жилых помещений с 7 июня 2017 г, отказано во включении в указанный список его дочери - ФИО14, со ссылкой на то, что факт её совместного проживания с административным истцом не подтвержден документами, предусмотренными п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция). Приходя к такому выводу жилищный орган исходил из того, что согласно представленным документам дочь административного истца обучается в образовательном учреждении в "адрес", а также из того, что Ворониным не представлено соглашение о месте жительства его дочери, предусмотренное п. 3 ст. 65 ЖК РФ.
Полагая свои права нарушенными, Воронин обратился в суд с административным иском, в котором, оспорив вышеуказанное решение Отдела, просил обязать административного ответчика внести изменения в его учетные данные в части, касающейся его дочери.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Воронина удовлетворил частично. Суд обязал начальника Отдела отменить вышеуказанное решение и повторно рассмотреть вопрос о включении в список на предоставление служебных жилых помещений дочери административного истца - ФИО16, как члена семьи Воронина в порядке, установленном действующим законодательством. Кроме того, суд взыскал с Отдела в пользу Воронина в счет возмещения судебных расходов по уплате госпошлины 300 руб. В удовлетворении административного искового заявления в части возложения на Отдел обязанности по внесению изменений в учетные данные административного истца в части, касающейся его дочери, Воронину судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Конкина О.Ю, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения ст. 1, 99 ЖК РФ, ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), п. 2 Инструкции, указывает, что совместное проживание членов семьи военнослужащего с самим военнослужащим и необеспеченность их жильем по месту прохождения военной службы или в близлежащем к нему населенном пункте являются обязательными условиями для включения их в список на предоставление служебных жилых помещений.
Со ссылкой на положения ст. 93 ЖК РФ отмечает, что решение вопросов, связанных с улучшением жилищных условий, при наличии для этого законных оснований осуществляется не путем предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, а в ином, предусмотренном жилищным законодательством, порядке.
Утверждает, что поскольку Инструкция не содержит положений, определяющих порядок принятия решения о внесении изменений в учетные данные военнослужащего, включенного в список на предоставление служебных жилых помещений, в том числе при изменении состава его семьи, и не содержит отдельного перечня документов, которые военнослужащий должен представить в уполномоченный орган для принятия решения о внесении изменений в учетные данные, для решения этого вопроса применяются нормы п. 2 Инструкции, за исключением отдельных положений. В этой связи со ссылкой на положения п. 3 ст. 63 Семейного кодекса РФ, ч. 4 ст. 52 ЖК РФ указывает, что согласно представленным Ворониным документам, а именно копии нотариального заявления заявлении бывшей супруги административного истца - ФИО17, её дочь - ФИО18, проживает совместно с отцом - Ворониным И.Н. В то же время, ФИО19. является собственником жилого помещения по адресу: "адрес", в котором, согласно представленным документам, проживает административный истец. Из этого следует, что дочь административного истца фактически проживает совместно со своей матерью в принадлежащем ей жилом помещении и, соответственно, имеет право пользования им в качестве члена ее семьи, при этом к месту службы своего отца - в г. Щелково она не прибыла.
В продолжение жалобы ссылается на разъяснения, данные в п. 11, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
В заключение жалобы акцентирует внимание на том, что согласно материалам дела дочь Воронина обучается в общеобразовательной школе г "адрес", а сам административный истец проходит военную службу в г. Щелково Московской области.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно п. 1, 3 ст. 15 Закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В силу п. 2 Инструкции, для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению к Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение организации), к которому прикладываются перечисленные в этом пункте документы.
Пунктом 5 Инструкции определено, что военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, указанные в п. 2 Инструкции, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений.
По смыслу ст. 3 Закона Российской Федерации от 5 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации введен, в том числе, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод.
В соответствии с п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ч. 3 ст. 65 СК РФ место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
Как видно из материалов дела, Ворониным в жилищный орган, наряду с другими документами, были представлены копии паспортов его и его несовершеннолетней дочери - ФИО20, из которых следует, что оба они зарегистрированы по месту жительства по адресу воинской части ( "адрес"). Кроме того, Ворониным в Отдел также были представлены: нотариально заверенное заявление его бывшей супруги от 7 июля 2017 года N 50 АБ 0142696, согласно которому ФИО21. проживает совместно со своим отцом, а также копия договора найма жилого помещения от 27 апреля 2018 г, которым подтверждается, что Воронин и его дочь фактически совместно проживают по адресу: "адрес"
По мнению судебной коллегии, приведенные данные с очевидностью свидетельствуют о том, что, вопреки позиции административного ответчика, Ворониным в Отдел были представлены документы, подтверждающие его совместное проживание со своей дочерью - ФИО22
Позиция же административного ответчика о том, что волеизъявление родителей Ворониной К.И. о месте её жительства должно быть подтверждено исключительно двухсторонним соглашением, предусмотренным ч. 3 ст. 65 СК РФ, является несостоятельной, поскольку п. 2 Инструкции такое требование не установлено, а представленное административным истцом в Отдел упомянутое выше заявление его бывшей супруги от 7 июля 2017 года N 50 АБ 0142696, регистрация Воронина и его дочери по адресу воинской части и их фактическое совместное проживание подтверждают, что такое соглашение между родителями ФИО23. достигнуто.
Что же касается факта проживания Воронина и его дочери на условиях найма жилого помещения в квартире, часть которой принадлежит на праве собственности бывшей супруге административного истца, то данное обстоятельство в силу изложенного выше правового значения для дела не имеет. Кроме того, согласно материалам дела данное обстоятельство не являлось основанием для принятия жилищным органом оспоренного Ворониным решения Отдела.
При таких данных суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что решением Отдела от 21 декабря 2019 г. N 116/293/ТС об отказе во включении дочери административного истца - ФИО24. в список на предоставление служебных нарушены права административного истца, в целях восстановления которых в силу положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ правомерно возложил на жилищный орган обязанность повторно рассмотреть вопрос о включении в список на предоставление служебных жилых помещений дочери административного истца - ФИО25, как члена семьи Воронина в порядке, установленном действующим законодательством.
При таких данных, учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке, а также фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность оспариваемого судебного акта, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 14 августа 2019 г. по административному исковому заявлению Воронина Ивана Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Конкиной О.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.