Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н,
судей: Павленка С.В. и Дзадзиева Д.А,
с участием секретаря Ермолаевой Д.В, административного истца Силаева К.И, представителя административного ответчика - командира войсковой части 54164 - Горина И.В, а также прокурора - военного прокурора отдела Московской городской военной прокуратуры Карпович Э.Ш. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-119/2019 по апелляционным жалобам административного истца, врио командира войсковой части N и начальника Филиала N 3 ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области" (далее - Филиал УФО МО РФ) на решение Реутовского гарнизонного военного суда от 12 августа 2019 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части N гвардии старшего прапорщика запаса Силаева Константина Ивановича об оспаривании действий командира войсковой части N и Филиала УФО МО РФ, связанных с исключением из списков личного состава воинской части и обеспечением денежным довольствием не в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, объяснения административного истца и представителя административного ответчика в обоснование поданных апелляционных жалоб, а также заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Силаев поступил на военную службу в декабре 1996 года, с мая 1998 года проходил военную службу по контракту в воинской должности старшины роты материального обеспечения войсковой части N.
На основании приказов командира войсковой части N от 11 сентября 2018 года N 1012 и от 29 декабря 2018 года N 1563 в воинской части в период с 11 сентября по 30 декабря 2018 года проведены организационно-штатные мероприятия, по завершению которых воинская должность административного истца сокращена.
В этой связи 20 декабря 2018 года Силаев обратился с рапортом на имя командира войсковой части N, в котором просил направить его на профессиональную переподготовку.
Так как приказом командира войсковой части N от 28 января 2019 года N 5 административному истцу ежемесячные дополнительные выплаты были установлены лишь по 30 января 2019 года, то с 1 февраля 2019 года ФКУ "Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ЕРЦ МО РФ), в котором военнослужащий состоял на финансовом обеспечении, выплачивало Силаеву денежное довольствие, состоящее из оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию и ежемесячной надбавки за выслугу лет.
Несмотря на то, что согласно сообщению начальника Военной академии РВСН от 2 февраля 2019 года административный истец включен в список кандидатов на профессиональную переподготовку по очной форме обучения во втором полугодии 2019 года, командиром 38 гвардейской бригады управления (воздушно-десантных войск) 16 мая 2019 года был издан приказ N 21 об увольнении Силаева с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Приказом командира войсковой части N от 17 мая 2019 года N 53 административный истец исключен из списков личного состава воинской части с 18 мая 2019 г.
Полагая, что исключение из списков личного состава воинской части без обеспечения денежным довольствием и прохождения программы профессиональной переподготовки нарушает его права, Силаев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
-обязать командира войсковой части N отменить изданный им 17 мая 2019 года приказ N 53 в части, касающейся исключения его из списков личного состава части, и не исключать из таковых до прохождения им программы профессиональной переподготовки;
-обязать Филиал УФО МО РФ произвести перерасчёт и доплатить ему за период с февраля по май 2019 года денежное довольстве, как находящемуся на воинской должности;
-обязать командира войсковой части N и Филиал УФО МО РФ обеспечить его материальной помощью за 2019 год и дополнительным материальным стимулированием.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Силаева удовлетворил частично, признав незаконным приказ командира войсковой части N от 17 мая 2019 года N 53 об исключении его из списков личного состава части, возложив обязанность на указанное должностное лицо внести в данный приказ изменения в части, касающейся даты исключения административного истца из списков личного состава части - с 18 на 27 мая 2019 года, а также обязав командира войсковой части N и руководителя ЕРЦ МО РФ выплатить ему за период с 1 февраля по 27 мая 2019 года денежное довольствие, как находящемуся на воинской должности.
В удовлетворении административного искового заявления в оставшейся части требований суд Силаеву отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её автор указывает, что поскольку он исключен из списков личного состава части, то есть утратил статус военнослужащего, врио начальником Военной академии РВСН ему было отказано в зачислении на обучение в академию для прохождения профессиональной подготовки по одной из гражданских специальностей.
Врио командира войсковой части N, также не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, в обоснование которой указывает, что Силаеву заблаговременно было известно о его планируемом увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями. Так как административный истец имел общую продолжительность военной службы более 20 лет и был обеспечен жилым помещением, то у командования не имелось оснований для зачисления его в распоряжение.
Поскольку должность Силаева была сокращена, в связи с чем административный истец, по мнению начальника Филиала УФО МО РФ, права на обеспечение денежным довольствием, как находящимся на воинской должности, не имел, указанный административный ответчик, подав апелляционную жалобу, просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и подпункта "а" пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение), военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно пункту 24 статьи 34 Положения военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы.
Пунктом 4 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) определено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), продолжительностью до четырех месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно.
Порядок и условия профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 октября 2015 года N 630 (далее - Порядок).
В пункте 8 Порядка закреплено, что военнослужащим, которым уведомлением определена очная или очно-заочная форма обучения в образовательной организации, командир (начальник) воинской части выдает направление и издает приказ о направлении военнослужащего на профессиональную переподготовку.
Анализ приведенного законодательства позволяет прийти к выводу, что предметом регулирования пункта 4 статьи 19 вышеприведенного Закона является определенная социальная гарантия, направленная на адаптацию военнослужащего после увольнения с военной службы. Каких-либо правоотношений в сфере прохождения военной службы она не устанавливает, а поэтому при разрешении спора по поводу законности исключения из списков личного состава воинской части без прохождения либо завершения профессиональной подготовки применению не подлежит. Прохождение (завершение) военнослужащим профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей в силу закона возможно и после прекращения военно-служебных отношений.
Как усматривается из имеющейся в материалах дела светокопии уведомления Военной академии РВСН от 7 мая 2019 года о направлении на обучение по программе профессиональной переподготовки увольняемых военнослужащих, Силаеву 5 сентября 2019 года надлежало прибыть в академию на обучение по очной форме.
Светокопией направления войсковой части N от 6 июля 2019 года N 1375 подтверждается, что административный истец направлен на профессиональную переподготовку в Военную академию РВСН.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что приказ об увольнении Силаевым не оспаривается, обязанность по направлению на профессиональную переподготовку, предусмотренную Порядком, командиром войсковой части N исполнена, то, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для восстановления административного истца в списках личного состава части, обоснованно отказав в отмене приказа об исключении из списков личного состава части.
Доводы жалобы о том, что начальник Военной академии РВСН отказал ему в зачислении на обучение, юридически значимым обстоятельством по данному делу не является.
Вместе с тем административный истец не лишен возможности обжаловать отказ начальника Военной академии РВСН в суде.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 42 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев нахождения в распоряжении командира (начальника).
Назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей в силу пункта 1 статьи 43 данного Федерального закона осуществляются: военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, - указами Президента Российской Федерации; остальных военнослужащих - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно пункту 1 статьи 13 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
Кроме того, в целях реализации Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положения о порядке прохождения военной службы приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 3733 утвержден Порядок реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, согласно пункту 1 которого назначение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, увольнение с военной службы и присвоение им воинских званий осуществляются приказами соответствующих командиров (начальников) по личному составу.
Из анализа приведенного законодательства следует, что прохождение военнослужащим военной службы по контракту не на воинской должности возможно лишь на основании приказа соответствующего воинского должностного лица об освобождении его от занимаемой должности и зачислении в распоряжение командира (начальника). До освобождения такого военнослужащего от занимаемой воинской должности на основании приказа соответствующего командира (начальника) по личному составу он считается проходящим военную службу на воинской должности.
В части 2 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и пункте 2 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 2700 (далее - Порядок), закреплено, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Пунктом 38 указанного Порядка определено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячные дополнительные выплаты выплачиваются со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности (сдачи дел и должности), а в случае проведения организационно-штатных мероприятий - по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности (сдачи дел и должности), но не позднее дня окончания организационно-штатных мероприятий, указанного в правовом акте Министерства обороны о проведении этих организационно-штатных мероприятий, если иное не предусмотрено настоящим Порядком.
Данный пункт Порядка не содержит указаний о его применении без учета других норм права, регулирующих правоотношения, связанные с зачислением военнослужащего в распоряжение командира (начальника) и обеспечением его в этот период денежным довольствием.
Изложенное, в свою очередь, указывает на то, что пункт 154 Порядка подлежит применению во взаимосвязи с названными предписаниями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Положения о порядке прохождения военной службы и приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 3733.
Таким образом, на дату окончания организационно-штатных мероприятий, указанную в соответствующем правовом акте Министерства обороны о проведении таких мероприятий, в отношении военнослужащего, чья воинская должность сокращена, уполномоченным воинским должностным лицом должно быть принято решение о его освобождении от занимаемой воинской должности и назначении на новую воинскую должность либо о зачислении в распоряжение командира (начальника) для определения дальнейшего служебного предназначения или возможного увольнения с военной службы.
Как установлено судом первой инстанции, Силаев в связи с проведением организационно-штатных мероприятий от занимаемой воинской должности не освобождался, в распоряжение должностного лица не зачислялся, дела и должность не сдавал.
Вместе с тем, согласно имеющейся в материалах дела выписке из приказа командира войсковой части N от 28 января 2019 года N 5, административному истцу установлена к выплате ежемесячная надбавка к окладу по воинской должности за особые условия военной службы и ежемесячная надбавка к окладу по воинской должности за спортивное звание мастера спорта и высший квалификационный уровень физической подготовленности по 30 января 2019 года.
Расчётным листком ЕРЦ МО РФ за период с января по июнь 2019 года подтверждается, что с 1 февраля 2019 года Силаеву вышеуказанные ежемесячные надбавки не выплачиваются.
При таких обстоятельства, поскольку Силаев с 1 февраля 2019 года от занимаемой воинской должности не освобождался и в распоряжение должностных лиц не зачислялся, то гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемых действий, обоснованно возложив на командира войсковой части N и руководителя ЕРЦ МО РФ обязанность произвести перерасчет денежного довольствия и обеспечить административного истца ежемесячными дополнительными выплатами с 1 февраля по 27 мая 2019 года включительно.
Доводы административных ответчиков об обратном судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Реутовского гарнизонного военного суда от 12 августа 2019 года по административному исковому заявлению Силаева Константина Ивановича оставить без изменения, а апелляционные жалобы административного истца, врио командира войсковой части N и начальника Филиала N 3 ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области" - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.