Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Вахрамеевой Т.М,
судей Филипчук С.А, Бартенева А.Н,
при секретаре Бакировой Д.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горожанкина Алексея Викторовича к Губкинскому отделу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, Губкинскому филиалу ГУП "Белоблтехинвентаризация", администрации Губкинского городского округа о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части вида объекта недвижимого имущества
по апелляционной жалобе Горожанкина Алексея Викторовича
на решение Губкинского городского суда Белгородской области от 14 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Филипчук С.А, объяснения представителя Горожанкина А.В. - Котовой О.В, поддержавшей жалобу, представителя администрации Губкинского городского округа Андреева Ю.Н, представителя Губкинского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области Каминского С.В, считавших выводы решения правильными, судебная коллегия
установила:
Горожанкин А.В. обратился в Губкинский городской суд Белгородской области с иском к Губкинскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, Губкинскому филиалу ГУП Белгородской области "Белоблтехинвентаризация", администрации Губкинского городского округа о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части вида объекта недвижимого имущества. В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: "адрес" квартира N6 на основании договора участия в долевом строительстве от 22.04.2010, зарегистрированного 12.05.2010 под N; разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N от 01.06.2010, выданного администрацией Губкинского городского округа и передаточного акта от 01.06.2010. Согласно справочной информации, полученной из общего доступа по объектам недвижимости в режиме online по системе "Интернет" об объекте недвижимости, общей площадью 221,8 кв.м с кадастровым номером N, расположенном в двухэтажном доме, жилое помещение согласно данных Губкинского отдела Управления Росреестра по Белгородской области, является квартирой, которая фактически, по мнению истца, является блоком жилого дома блокированной застройки с характеристиками жилого помещения, совпадающими с характеристиками блока жилого дома блокированной застройки, имеет отдельный изолированный вход и выход на земельный участок. Места общего пользования отсутствуют, что характерно видно на плане в техническом паспорте от 24 июня 2010 года. В связи с этим истец просил внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости относительно объекта недвижимости с кадастровым номером N путем исправления типа объекта капитального строительства с "квартира, жилое помещение" на "блок N6 жилого дома блокированной застройки" общей площадью 221,8 кв.м.
В судебном заседании представители истца Горожанкина О.В. и Котова О.В, действующие на основании доверенностей, поддержали исковые требования, основывая их на письменном ответе Управления архитектуры и градостроительной политики администрации Губкинского городского округа от 10 января 2018 года N10, согласно которому жилое помещение (квартира N6) с кадастровым номером N входящее в состав блокированного жилого дома "адрес", расположенное на отдельном земельном участке площадью 598 кв.м с кадастровым номером N, относится к блоку жилого дома блокированной застройки (т.1 л.д.33). Кроме того, в представлении заместителя Губкинского городского прокурора, внесенном в адрес Губкинского филиала ГУП "Белоблтехинвентаризация" 19.04.2019, указано о необходимости принятия мер по устранению противоречий при внесении сведений в ЕГРН в части присвоенного наименования объекту недвижимости "жилой дом", которое не соответствовало сведениям, содержащимся в переданных ранее для кадастрового учета документах (т.1 л.д.31). Представители истца настаивали на удовлетворении заявленных требований в том виде, в каком они сформулированы в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что изменение вида объекта капитального строительства необходимо истцу для правильного определения налоговой базы, которая будет существенно меньше при учете объекта капитального строительства "блок жилого дома блокированной застройки".
Решением суда в иске отказано.
В апелляционной жалобе истец в лице своего представителя Котовой О.В. просит об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об удовлетворении иска. Полагает выводы решения неоснованными на положениях материального закона. Кроме того, считает, что суд при разрешении спора неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и дал ненадлежащую оценку доводам сторон и представленным ими доказательствам, что повлекло вынесение незаконного и необоснованного решения.
Проверив материалы дела по приведенным в жалобе доводам, по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости): вид жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством (п.п. 23 п. 4).
Положениями ст. 16, Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (ч.1-4).
Градостроительный кодекс РФ дает понятие объекта индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 39 ст. 1).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости, в том числе, вносится: назначение здания (нежилое здание, жилой дом, жилое строение или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание (пункт 15 части 2); назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение (пункт 16 части 2).
Таким образом, такое назначение здания, как "дом блокированной застройки" и назначение помещения "блок", указанным Федеральным законом не предусмотрены.
При этом действующее законодательство не содержит понятие "блок" как жилое помещение.
Судом первой инстанции установлено, что с 2010 года истец является собственником квартиры, назначением жилое, общей площадью 267 кв.м, этаж 1,2, расположенной по адресу: "адрес" (т.1 л.д. 25). В настоящее время площадь квартиры составляет 221,8 кв.м в связи с внесением изменений в ЕГРН в 2016 году и исключением по заявлению истца из общей площади квартиры технического подполья и лоджии (т.1 л.д.21).
05.08.2019 на основании информации, поступившей из Росреестра по Белгородской области, наименование объекта недвижимости с кадастровым номером N (жилой дом, в котором расположена квартира истца) изменено с "двухэтажный блокированный жилой дом" на "жилой дом". По сведениям ЕГРН в здании с кадастровым номером N расположены помещения: квартиры в количестве 6-ти, относящиеся по виду объекта недвижимости к помещениям с назначением жилое. Сведения о вышеуказанных помещениях внесены в базу данных ЕГРН в порядке внутриведомственного взаимодействия с Управлением Росреестра по Белгородской области в 2013 году.
Суд указал, что жилой дом, в котором расположена квартира истца, имеет элементы общего имущества, общие ограждающие несущие или ненесущие конструкции (внутренние стены, фундамент, общую крышу), в котором расположены шесть изолированных квартир с отдельными выходами на улицу, обеспечивающие возможность прямого доступа к земельному участку, соответственно, указанный жилой дом отвечает признакам многоквартирного дома согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47.
Поскольку истцу принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества, который имеет статус жилого помещения и является квартирой в многоквартирном жилом доме, то оснований для удовлетворения требований о признании квартиры истца "автономным блоком жилого дома блокированной застройки" не имеется.
На основании изложенного суд первой инстанции постановилприведенное выше решение, с которым судебная коллегия соглашается.
Довод апелляционной жалобы о том, что дом блокированной застройки может быть возведен на земельном участке для индивидуального жилищного строительства, противоречит требованиям ст. 1 Земельного кодекса РФ, предусматривающей, что основным принципом земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (ст. 1 ЗК ПФ).
Таким образом, вопреки доводам истца, дом блокированной застройки не может быть расположен на земельном участке для индивидуального жилищного строительства, поскольку индивидуальный жилой дом - это индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании; жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Таким образом, возведение жилого дома блокированной застройки возможно на специально отведенном для этих целей земельном участке.
Иные доводы жалобы являются личной позицией апеллянта и отмену правильного по существу судебного постановления не влекут.
Суд при рассмотрении дела создал условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства. Оснований к отмене решения не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Губкинского городского суда Белгородской области от 14 августа 2019 года по делу по иску Горожанкина Алексея Викторовича к Губкинскому отделу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, Губкинскому филиалу ГУП "Белоблтехинвентаризация", администрации Губкинского городского округа о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части вида объекта недвижимого имущества оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.