Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Акульшиной Т.В,
судей Демидовой Э.Э, Мареевой Е.Ю,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фомичевой А.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Демидовой Э.Э.
дело по апелляционной жалобе истцов Кузнецовой Г.В, Кузнецова С.А. на решение Люблинского районного суда города Москвы от 20 мая 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Кузнецовой Г. В. и Кузнецова С. А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на такой учет - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истцы Кузнецова Г.В, Кузнецов С.А. обратились в суд с иском к ответчику УФСИН по Московской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет, мотивировав свои требования тем, что 18.10.2016 Кузнецов С.А. обратился в УФСИН России по Московской области с рапортом о постановке на учет на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив к нему все необходимые документы. 16.01.2017 комиссией по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принято решение об отказе в постановке на учет для получения социальной выплаты, в связи с непредоставлением справки о постановке Кузнецова С.А. на день подачи рапорта-заявления на очередь на улучшение жилищных условий. Между тем, такая справка не может быть предоставлена, поскольку в ФКУ КП-2 УФСИН России по Московской области отсутствует очередь на улучшение жилищных условий; данное обстоятельство подтверждается представлением Прокуратуры Московской области об устранении нарушений законности в деятельности ФКУ, выданной начальнику УФСИН России по Московской области в 2014 году, согласно которому ФКУ КП-2 УФСИН России по Московской области не имеет соответствующего журнала учета поданных рапортов о предоставлении специализированного жилого помещения, чем нарушает права и законные интересы граждан, а жилые помещения предоставляются лицам, не являющимся сотрудниками данного учреждения.
Кроме того, исчерпывающий перечень документов, которые сотрудник обязан предоставить в комиссию в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, установлен пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, в который не входит обязанность предоставления такого документа. Полагая данный отказ нарушающим право на жилище, истцы просили суд признать незаконным решение комиссии и возложить обязанность принять решение о постановке их в составе семьи из трех человек на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В заседании суда первой инстанции истцы Кузнецова Г.В, Кузнецов С.А, а также третье лицо Кузнецов А.С. доводы и требования иска поддержали.
Представитель ответчика по доверенности Головина И.В. в заседании суда первой инстанции против удовлетворения требований возражала, ранее представила письменные возражения на иск и дополнения к ним, доводы которых поддержала в ходе рассмотрения дела.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят истцы, ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенного судебного решения.
В заседании судебной коллегии истцы Кузнецова Г.В, Кузнецов С.А. требования и доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика по доверенности Белова А.С. в заседании судебной коллегии против удовлетворения требований апелляционной жалобы возражала, представила письменные возражения на поданную апелляционную жалобу.
Третье лицо Кузнецов А.С. в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истцов и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства, не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 327. 1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено, что с 1997 года Кузнецов С.А. работал в Учреждении УУ-163/2 ГУИН Минюста России по УИИ Московской области (в настоящее время - ФКУ КП-2 УФСИН России по Московской области).
Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 21 года. Кузнецов С.А. уволен со службы по п. "ж" ст. 58 (по болезни) Положения о службе в органах внутренних дел РФ с должности заместителя начальника колонии - директора предприятия ИК-2 УИН Минюста России по Московской области в звании полковника внутренней службы.
20.01.2006 между Кузнецовым С.А. и учреждением УУ-163/2 заключен договор социального найма на помещение, расположенное по адресу:.., где в настоящее время зарегистрированы и проживают Кузнецов С.А, Кузнецова Г.В. (супруга) и Кузнецов А.С. (сын).
На основании решения Зеленоградского исполнительного комитета городского Совета народных депутатов Москвы от 06.07.1988 N... дом... по ул.... в городе Зеленограде признан непригодным для постоянного проживания с дальнейшим использованием под нежилые цели. Квартира N... с 1988 года переведена в нежилой фонд.
18.10.2016 Кузнецов С.А. обратился в УФСИН России по Московской области с рапортом о постановке на учет на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно выписке из протокола N... заседания Комиссии УФСИН России по Московской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 16.01.2017 в постановке на учет для получения единовременной выплаты Кузнецову С.А. отказано в связи с отсутствием справки, подтверждающей постановку Кузнецова С.А. на учет по улучшению жилищных условий на момент подачи рапорта-заявления.
В ходе судебного разбирательства истцами представлена справка N... от 22.04.2016 о том, что в ФКУ КП-2 УФСИН России по Московской области отсутствует первичный документ - решение органа по учету и распоряжению жилыми помещениями учреждения УУ 162/2 по постановке Кузнецова С.А. с членами семьи в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно представленной ФКУ КП-2 УФСИН России по Московской области справке от 29.04.2018 Кузнецов С.А, Кузнецова Г.В. на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года не состояли.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации", пришел к выводу об отсутствии оснований для постановки семьи истца на учет для получения единовременной выплаты и правомерности принятого комиссией решения, что явилось основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции об отказе в иске соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, являются предметом регулирования Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2013 года.
В силу частей 1 и 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах. Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 1). Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 2).
В соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.
Таким образом, вышеприведенными правовыми положениями право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставлено законодателем в зависимость от принятия федеральными органами исполнительной власти заявителя (и членов его семьи) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г, а также их нахождение на указанном учете на момент предоставления единовременной социальной выплаты.
Между тем, в ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось истцами, что Кузнецов С.А, Кузнецова Г.В. на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 не состояли. При этом, обстоятельства нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", являющиеся необходимым условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, в ходе рассмотрения дела не установлены, в связи с чем соответствующее решение Комиссии об отказе в постановке на учет является правомерным и основано на положениях действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о предоставлении семье истца помещения, впоследствии признанного нежилым, с учетом установленного по делу факта отсутствия постановки семьи истцов на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, правового значения при разрешении вопроса о правомерности оспариваемого решения комиссии, не имеют и, в отсутствии специально оговоренного законодателем обязательного условия основанием для возникновения прав на получение единовременной выплаты не являются.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения и исследования суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, с которыми судебная коллегия согласилась.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении судебного решения коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда города Москвы от 20 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Кузнецовой Г.В, Кузнецова С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.