Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Шаповалова Д.В,
судей Коневой С.И, Тиханской А.В,
при секретаре Калакуре К.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И, апелляционную жалобу представителя Управления Росреестра по Москве на решение Троицкого районного суда г. Москвы от 03 июля 2019 года по административному делу N 2а-65/19 по административному исковому заявлению Брюшиной Е.П, Липачевой Е.В, Липачевой Н.А, Липачевой М.П. к Управлению Росреестра по г. Москве о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Брюшина Е.П, Липачева Е.В, Липачева Н.А, Липачева М.П. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным решение Управления Росреестра по г. Москве от 25.12.2018 N77/18-119538 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. Москва, п. ***.
В обоснование доводов указали, что они являются сособственниками земельного участка, границы которого по сведениям ЕГРН не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В связи с чем кадастровым инженером были проведены кадастровые работы, связанные с уточнением местоположения границ и площади данного земельного участка, составлен межевой план земельного участка.
Межевой план со всеми необходимыми документами был представлен в Управление Росреестра по Москве, однако осуществление государственной регистрации было приостановлено, а в последствии в осуществлении регистрационных действий было отказано.
Считают, что оспариваемое решение незаконным, поскольку полагают, что представленные документы соответствовали установленным требованиям и основания для отказа в государственной регистрации отсутствовали.
Решением Троицкого районного суда г. Москвы от 03 июля 2019 года административные исковые требования удовлетворены.
Признан незаконным отказ Управления Росреестра по Москве в осуществлении государственного кадастрового учета от 25.12.2018 года N 77/18-119538 в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Москва, ***.
На Управление Росреестра по Москве возложена обязанность рассмотреть вопрос о государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Москва, ***, в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения границ земельного участка на основании заявления от 19 сентября 2018 года N 77-0-1-71/3067/2018-1734 и приложенных к нему документов.
В апелляционной жалобе, поддержанной в заседании судебной коллегии, представитель Управления Росреестра по Москве просил решение суда отменить, поскольку считает, что судом неправильно применены нормы права, а также неправильно определены обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся в заседание судебной коллегии лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административные истцы являются сособственниками земельного участка площадью *** м 2, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. Москва, ***.
Границы данного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
На указанном земельном участке расположен жилой дом площадью 83,6 м 2, принадлежащий истцам на праве долевой собственности.
19.09.2018 года административные истцы обратились в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка, представив межевой план, составленный кадастровым инженером на основании Плано-Картографического материала от 1996 года и с учетом границ, существующих на местности более пятнадцати лет и закрепленных с использованием объектов искусственного происхождения, что отражено в разделе "заключение кадастрового инженера".
В соответствии с актом согласования местоположения границ земельного участка споры о границах отсутствуют.
25.09.2018 года Управлением Росреестра по Москве принято решение о приостановлении осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости ввиду того, что документы, включенные в состав приложения к межевому плану, не подтверждают местоположение уточненных границ земельного участка, а также то, что с заявлением о государственном кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.
25.12.2018 года в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости отказано ввиду того, что в установленный срок заявителем не устранены обстоятельства, препятствующие регистрационным действиям.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности и необоснованности оспариваемого решения, поскольку установил, что административными истцами представлены в регистрирующий орган все предусмотренные законом документы, а межевой план соответствует требованиям закона.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированны, соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
Так, в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие их осуществлению, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
Из п. 7 ч. 2 ст. 14 указанного Федерального закона следует, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1 ст. 22 Закона о регистрации).
Согласно ч. 10 ст. 22 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с п. 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 года N 921, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
В соответствии с пунктами 5 и 7 ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ.
Установив, что представленный в регистрирующий орган межевой план соответствовал установленным законодательствам требованиям, границы земельного участка не были ранее установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в правоустанавливающих документах на земельный участок не определены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности приостановления государственного кадастрового учета по заявлению административных истцов.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Учитывая, что право собственности административных истцов подтверждается представленными документами, а в материалах дела имеется заявление, подписанное всеми правообладателями, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод административного ответчика о том, что с указанным заявлением обратилось неуполномоченное лицо.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении требований административных истцов не имеется.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение.
Апелляционная жалоба не содержит обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или свидетельствовали бы о необоснованности выводов суда первой инстанции, основаны на неправильном понимании норм права.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Троицкого районного суда г. Москвы от 03 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.