Московский городской суд в составе судьи Дорохиной Е.М., при секретаре Ромашове Е.Д., с участием прокурора Слободина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4586/2019 по административному исковому заявлению Председателя ТОС "Бутовский" Балашова С.М. к Совету депутатов муниципального округа Южное Бутово о признании недействующими отдельных положений Приложения 1 к решению Совета депутатов муниципального округа Южное Бутово от 26.01.2016 г. N 58/2 в редакции решения Совета депутатов муниципального округа Южное Бутово от 26.03.2019 г. N 21/16,
УСТАНОВИЛ:
26.03.2019 г. Советом депутатов муниципального округа Южное Бутово принято решение N 21/16 "О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального округа Южное Бутово от 26.01.2016 г. N 58/2 "О территориальном общественном самоуправлении в муниципальном округе Южное Бутово", которым в Приложение 1 "Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления в муниципальном округе Южное Бутово" (далее - Порядок) изложено в новой редакции. Пунктом 34.2. Порядка предусмотрено, что органы территориального общественного самоуправления вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, в рамках осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения в пределах границ ТОС.
Председатель ТОС "Бутовский" - Балашов С.М. - обратился в Московский городской суд с административным иском, и, с учетом уточнений, просил признать недействующим пункт 34.2 Порядка в части слов "в рамках осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения в пределах границ ТОС". В обоснование заявленного требования административный истец указал, что оспариваемые положения ограничивают право ТОС вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, выходящими за пределы границ ТОС, что противоречит ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ), поскольку муниципальный правовой акт, который касается лишь части территории муниципального образования, принять не возможно.
Балашов С.М. и его представитель Салкин М.И. в суд явились, заявленное требование поддержали и дополнительно представили письменные объяснения в отношении поданных административным ответчиком возражений.
Представитель административного ответчика - действующая на основании доверенности Мостовая О.А. - в суд явилась, в удовлетворении заявленного требования просила отказать, поддержала ранее представленные и представила дополнительные письменные возражения, где указала, что оспариваемые положения не нарушают прав административного истца и действующему законодательству не противоречат.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего заявленное требование обоснованным, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца подлежит удовлетворению, в силу следующего.
Применительно к правилам ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частями 1, 2, 3, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-Ф3 по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Принципы и порядок организации местного самоуправления в городе Москве, его правовые, территориальные и финансово-экономические основы, государственные гарантии его реализации, установлены Законом города Москвы от 06.11.2002 г. N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", в соответствии с частями 5 и 6 статьи 1 которого к вопросам местного значения относятся вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей муниципального образования, решение которых в соответствии с настоящим Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Перечень вопросов местного значения устанавливается настоящим Законом в соответствии с особенностями организации местного самоуправления в городах федерального значения, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, сочетания интересов жителей города Москвы и жителей муниципального образования.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов должны определяться уставом муниципального образования.
Согласно п. 11 ст. 12 Закона города Москвы от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" решение представительного органа считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено данным законом и уставом муниципального образования.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что решение Совета депутатов муниципального округа Южное Бутово N 21/16 "О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального округа Южное Бутово от 26.01.2016 г. N 58/2 "О территориальном общественном самоуправлении в муниципальном округе Южное Бутово", было принято на 21-м заседании Совета депутатов муниципального округа Южное Бутово, состоявшемся 26.03.2019 г, на котором присутствовало 9 депутатов из 12, единогласно проголосовавших за принятие решения, которым Приложение 1 к решению Совета депутатов от 26.01.2016 г. N 58/2 - "Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления в муниципальном округе Южное Бутово" (далее - Порядок) -изложено в новой редакции. Приведенные выше обстоятельства подтверждены копией протокола 21-го заседания Совета депутатов муниципального округа Южное Бутово от 26.03.2019 г, приобщенной к материалам дела.
Решение Совета депутатов муниципального округа Южное Бутово N 21/16 от 26.03.2019 г. было опубликовано в Московском муниципальном вестнике N 8 (216) за апрель 2019 года (том 3), а также размещено на официальном сайте муниципального округа Южное Бутово http://south-butovo.ru.
Таким образом, оспариваемое решение было принято правомочным органом в надлежащем составе и опубликовано в установленном порядке.
Проверяя соответствие оспариваемого в части решения Совета депутатов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным; если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Уставом ТОС "Бутовский" (л.д. 18-25), который был зарегистрирован решением Совета депутатов муниципального округа Южное Бутово от 28.01.2019 г. N 03-ПА (л.д. 16), и председателем которого является Балашов С.М, предусмотрено, что территориальное общественное самоуправление создано и осуществляется в следующих границах: подъезд N 1 многоквартирного жилого дома N 5 по ул. Южнобутовская в г. Москве; решение N 17/3 об установлении границ территории ТОС принято Советом депутатов муниципального округа Южное Бутово 18.12.2018 г.
Пунктом 34.2 изложенного в новой редакции Порядка (л.д. 9-15) предусмотрено, что органы территориального общественного самоуправления вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, в рамках осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения в пределах границ ТОС.
Тем самым, реализация правотворческой инициативы территориального общественного самоуправления и в том числе ТОС "Бутовский" была ограничена, поскольку приведенная выше норма допускает толкование, предусматривающее право ТОС по внесению в органы местного самоуправления только тех муниципальных правовых актов, действие которых распространяется не на всю территорию муниципального образования, а лишь в пределах его границ.
Между тем, п. 4 ст. 20 Устава муниципального округа Южное Бутово, действие которого распространяется на всю территорию муниципального образования, предусматривает право ТОС по внесению проектов Устава муниципального образования, а также решения Совета депутатов о внесении в Устав изменений и дополнений, без каких-ибо ограничений.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования, соответственно, действие любого муниципального правового акта не может ограничиваться какой-либо отдельно взятой территорией в пределах территории муниципального образования.
Таким образом, оспариваемые административным истцом положения Порядка не соответствуют не соответствуют Уставу муниципального округа Южное Бутово, а также Федеральному закону от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ и нарушают права административного истца, поскольку в нарушение приведенных выше норм, имеющих большую юридическую силу, допускают ограничение правотворческой инициативы территориального общественного самоуправления.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, с момента вступления настоящего решения в законную силу подлежа признанию недействующим пункт 34.2 Приложения 1 к решению Совета депутатов муниципального округа Южное Бутово от 26.01.2016 г. N 58/2 "Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления в муниципальном округе Южное Бутово" в редакции решения Совета депутатов муниципального округа Южное Бутово от 26.03.2019 г. N 21/16 в части слов "в рамках осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения в пределах границ ТОС".
Применительно к правилам п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ, сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, а именно, в официальном печатном издании "Московский муниципальный вестник", а также размещению на официальном сайте муниципального округа Южное Бутово http://south-butovo.ru.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленное требование удовлетворить.
С момента вступления настоящего решения в законную силу пункт 34.2 Приложения 1 к решению Совета депутатов муниципального округа Южное Бутово от 26.01.2016 г. N 58/2 "Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления в муниципальном округе Южное Бутово" в редакции решения Совета депутатов муниципального округа Южное Бутово от 26.03.2019 г. N 21/16 признать недействующим в части слов "в рамках осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения в пределах границ ТОС".
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании "Московский муниципальный вестник" и размещению на официальном сайте муниципального округа Южное Бутово http://south-butovo.ru.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда Е.М. Дорохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.