Московский городской суд в составе
судьи Басырова И.И.
при помощнике фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4801/2019 по административному иску наименование организации об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
наименование организации обратилось в Московский городской суд с уточненным административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на дата, дата, дата, дата.
В обоснование требований представитель истца указал на то, что наименование организации является арендатором земельных участков, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права истца как плательщика арендной платы, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов.
Представителем административного истца представлено письменное ходатайство, в котором он заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представитель ответчика - Департамента городского имущества адрес поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях на иск, возражал против удовлетворения иска.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по адрес в суд явилась, возражала против удовлетворения иска.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились.
В удовлетворении ходатайства представителя заинтересованного лица - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в адрес об отложении рассмотрения дела судом отказано, поскольку данное лицо было заблаговременно извещено о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилось без уважительной причины. Представитель данного лица был ознакомлен с материалами дела, о чем собственноручно расписался в заявлении. Уточненные исковые требования заблаговременно получены территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в адрес, о чем проставлена отметка на документах, представленных представителями истца. В связи с этим, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие данного лица.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что уточненные требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован в главе 25 КАС РФ.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из представленных документов следует, что наименование организации на праве аренды владеет земельными участками с кадастровыми номерами 77:08:0015001:1760, 77:08:0015001:1761, 77:08:0015001:1762, 77:08:0015001:1793, 77:08:0015001:1757, 77:08:0015001:1758, 77:08:0015001:1759, 77:08:0015001:3609, 77:08:0015001:3610, 77:08:0015001:3611, 77:08:0015001:3612, 77:08:0015001:3613, 77:08:0015001:3614, 77:08:0015001:3615, 77:08:0015001:3616, 77:08:0015001:3617, 77:08:0000000:3520, 77:08:0000000:3519, 77:08:0015001:3608, 77:08:0015001:1756, 77:08:0015001:1001, расположенными на адрес адрес и адрес адрес.
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от дата N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в адрес по состоянию на дата" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на дата, в том числе рассматриваемых объектов. Отдельными актами кадастровая стоимость указанных объектов определена также по состоянию на дата, дата, дата.
Согласно статье 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от дата N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в адрес" установлен переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с разрешённым использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования.
Размер арендной платы за указанный земельный участок может изменяться в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка без согласования с арендатором.
Размер арендной платы за земельные участки определяется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от дата N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в адрес".
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на дата года, являющегося налоговым периодом.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков просит пересмотреть административный истец.
Согласно п. 1 статьей 22 Федерального закона от дата N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от дата N 237-ФЗ).
Следовательно, административный истец, являясь арендатором объектов недвижимости, имеет законный интерес в установлении его кадастровой стоимости в размере действительной рыночной стоимости.
Ссылки представителя Департамента городского имущества адрес на то, что сведения о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости органом кадастрового учета в установленном законом порядке, а сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом ее проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков, административный истец в подтверждение своих требований представил отчеты об оценке от дата N 57/19-1 и N 56/19-1, от дата N 68/19-1, N 68/19-2 и N 68/19-3, составленные наименование организации.
В связи с противоречиями в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, представленном административным истцом, от кадастровой стоимости объекта недвижимости, определением суда назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы наименование организации представленные административным истцом отчеты требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки не соответствуют; рыночная стоимость по состоянию на дата земельных участков определена экспертом в следующих значениях:
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1760 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1761 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1762 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1793 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1757 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1758 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1759 в размере сумма.
По состоянию на дата рыночная стоимость земельных участков определена экспертом в следующих значениях:
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3609 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3610 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3611 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3612 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3613 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3614 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3615 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3616 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3617 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0000000:3520 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0000000:3519 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3608 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1756 в размере сумма.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0015001:1001 по состоянию на дата определена в размере сумма.
По состоянию на дата рыночная стоимость земельных участков определена экспертом в следующих значениях:
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3609 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3610 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3611 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3612 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3613 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3614 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3615 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3616 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3617 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0000000:3520 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0000000:3519 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1759 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1001 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3608 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1756 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1757 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1758 в размере сумма.
После проведения судебной оценочной экспертизы, представитель административного истца уточнил исковые требования, и просил установить кадастровую стоимость объектов в размере, указанном в заключении судебной экспертизы.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами. При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нём выводов.
Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 82 КАС РФ.
Оценив заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, установлено, что заключение подготовлено лицом, обладающим необходимыми познаниями на проведение подобного рода исследования и стажем работы, оснований не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.
Федеральный закон от дата N 135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности, которые являются обязательными для субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.
Под оценочной деятельностью согласно ст. 3 указанного Закона понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
В силу ст. 4 этого Закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Эксперт, проводивший судебную оценочную экспертизу, является членом саморегулируемой организации и его ответственность застрахована, то есть указанные требования закона соблюдены.
В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что заключение судебной экспертизы достоверно подтверждает итоговую величину рыночной стоимости объектов оценки и может быть положено в основу решения суда, соответственно уточненные исковые требования подлежат удовлетворению.
Письменный анализ на соответствие заключения судебной оценочной экспертизы требованиям нормативно-правовых документов в области оценочной и судебно-экспертной деятельности, представленный представителем ДГИ адрес и отзыв, представленный представителем Управления Росреестра по адрес, не подтверждают недостоверность проведенного исследования, поскольку данные позиции составлены лицом, не являющимся оценщиком либо экспертом, у лица, их составившего отсутствуют специальные познания в области оценочной деятельности; изложенные доводы, исходя из их существа и содержания заключения судебной оценочной экспертизы, не подтверждают наличие ошибок в заключении экспертизы.
Таким образом, суд приходит к выводу об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной значениям, указанным в заключении судебной оценочной экспертизы.
На основании положений ст. 17 Федерального закона от дата N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной следует считать дату его обращения в суд, то есть дата.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Вступившее в законную силу решение суда является актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае её пересмотра в порядке ст. 13 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск наименование организации удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость по состоянию на дата земельных участков в размере их рыночной стоимости равной следующим значениям:
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1760 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1761 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1762 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1793 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1757 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1758 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1759 в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость по состоянию на дата земельных участков в размере их рыночной стоимости равной следующим значениям:
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3609 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3610 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3611 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3612 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3613 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3614 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3615 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3616 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3617 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0000000:3520 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0000000:3519 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3608 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1756 в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым 77:08:0015001:1001 по состоянию на дата в размере его рыночной стоимости равной сумма.
Установить кадастровую стоимость по состоянию на дата земельных участков в размере их рыночной стоимости равной следующим значениям:
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3609 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3610 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3611 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3612 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3613 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3614 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3615 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3616 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3617 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0000000:3520 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0000000:3519 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1759 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1001 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:3608 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1756 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1757 в размере сумма;
- с кадастровым номером 77:08:0015001:1758 в размере сумма.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дата.
Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, действуют до даты установления новой кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Басыров И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.