Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Дмитришиной А.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-5150/2019 по административному исковому заявлению Урмана Марка Борисовича к Министерству финансов Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Урман М.Б. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 500000 руб.
Требование мотивировано тем, что решением Тверского районного суда г. Москвы от 5 июня 2018 года по административному делу N2а-146/2018 отказано в удовлетворении административного искового заявления Урмана М.Б. к Губернатору Московской области, Правительству Московской области, Министерства образования Московской области, Министерству образования и науки Российской Федерации, Правительству Российской Федерации о признании действий незаконными. Апелляционным определением Московского городского суда от 28 января 2019 года решение Тверского районного суда г. Москвы от 5 июня 2018 года отменено и постановлено новое решение о признании незаконным действия Министерства образования Московской области, связанные с обеспечением права Урмана М.Б. на получение среднего профессионального образования, возложив на данный орган исполнительной власти обязанность обеспечить указанное право в соответствии с адаптированными образовательными программами и с учетом индивидуальной программы реабилитации; в остальной части административного иска отказать. Однако по настоящее время указанное решение суда не исполнено, тем самым нарушено право административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.
В судебное заседание административный истец Урман М.Б. не явился, надлежаще извещен судом о времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации - Кочеткова Л.А, действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело без её участия, возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований по основаниям, приведенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица Министерства образования Московской области - Авеличев Д.А, действующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований по основаниям, приведенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, а также материалы административного дела N2а-146/2018, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства РФ и частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" г раждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
На основании приведенных норм права и применительно к заявленному спору, г раждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
При этом необходимо учитывать положения части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N68-ФЗ, согласно которым к омпенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
В соответствии с частью 1 статьи 16, статьёй 187 Кодекса административного судопроизводства РФ вступившие в законную силу судебные решения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на территории Российской Федерации. Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Как усматривается из материалов административного дела N2а-146/2018, решением Тверского районного суда г. Москвы от 5 июня 2018 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Урмана М.Б. к Губернатору Московской области, Правительству Московской области, Министерства образования Московской области, Министерству образования и науки Российской Федерации, Правительству Российской Федерации о признании действий незаконными. Апелляционным определением Московского городского суда от 28 января 2019 года решение Тверского районного суда г. Москвы от 5 июня 2018 года отменено и постановлено новое решение о признании незаконным действия Министерства образования Московской области, связанные с обеспечением права Урмана М.Б. на получение среднего профессионального образования, возложив на данный орган исполнительной власти обязанность обеспечить указанное право в соответствии с адаптированными образовательными программами и с учетом индивидуальной программы реабилитации; в остальной части административного иска отказано.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела судом установлено, что Министерством образования Московской области исполнено указанное апелляционное определение Московского городского суда от 28 января 2019 года.
В целях исполнения судебного решения Министерство образования Московской области издало приказ от 4 апреля 2019 года N1207 "Об исполнении судебного акта", на основании которого сформирована комиссия по обеспечению прав Урмана М.Б. на получение среднего профессионального образования. 15 апреля 2019 года Министерство образования Московской области направило письмо за N5651/16-20с в адрес Урмана М.Б, в котором пригласило его на заседание комиссии, назначенное на 13 мая 2019 года, и просило предоставить документы для рассмотрения вопроса по обеспечению его прав на получение среднего профессионального образования, в том числе программу реабилитации и справку Медико-биологической экспертизы N1. Однако Урман М.Б. на заседание комиссии не явился. Документы не предоставил, вследствие этого комиссия приняла решение о переносе заседания на 31 мая 2019 года с повторным приглашением административного истца.
На заседание комиссии от 31 мая 2019 года Урман М.Б. не явился, предоставил запрошенные документы. Комиссия рассмотрела программу индивидуальной реабилитации инвалида N1559.1.50/2018 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от 13 июля 2018 года N1986.1.50/2018. Из предоставленных медицинских документов, индивидуальной программы реабилитации следует, что административный истец является *** *** ***, бессрочно, ему установлена *** *** *** *** *** *** и *** *** ***, иных ограничений нет. Также в индивидуальной программе реабилитации отражено, что Урман М.Б. не нуждается в помощи, в которых нуждается инвалид для преодоления барьеров, препятствующих ему в получении услуг на объектах социально, инженерной и транспортной инфраструктур, что он не нуждается в оснащении специального рабочего места для трудоустройства инвалида и производственной адаптации. Комиссией установлено, что 9 августа 2017 года Урман М.Б. подал заявление в приемную комиссию ГАПОУ МО "ПК "Энергия" о принятии его на обучение по специальности "Информационные системы и программирование", однако приемной комиссией установлено, что средний балл аттестата Урмана М.Б. составляет ***. На основании установленных обстоятельств, комиссия приняла решение направить в адрес Урмана М.Б. письмо с информацией о рекомендуемых специальностях/профессиях с учетом его индивидуальной программы реабилитации, а также наличия риска не поступления, ввиду низкого среднего балла аттестата, в образовательных организациях, осуществляющих обучение по программе среднего профессионального образования, в том числе по специальности "Информационные системы и программирование", "Право и организация социального обеспечения".
7 июня 2019 года Министерство образования Московской области направила в адрес Урмана М.Б. письмо за N8919/1620с с приложением заключения комиссии от 6 июня 2019 года, в котором одновременно разъяснено Урману М.Б. порядок приема на обучение, что в образовательных организациях в приемной комиссии определяется специалист, ответственный за сопровождение абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью на этапе поступления.
Однако Урман М.Б, получив соответствующее заключение комиссии, не воспользовался своим правом на поступление в 2019 году в образовательные организации, осуществляющие обучение по программе среднего профессионального образования, в том числе по специальности "Информационные системы и программирование", "Право и организация социального обеспечения".
В соответствии с пунктом 20 Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 23января 2014 года N36, прием в образовательные организации по образовательным программам проводится на первый курс по личному заявлению граждан.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Министерством образования Московской области созданы для Урмана М.Б. все необходимые условия для обеспечения его права на получение в 2019 году среднего профессионального образования в соответствии с адаптированными образовательными программами и с учетом индивидуальной программы реабилитации. Однако со стороны Урмана М.Б. в период приемной компании с 20 июня 2019 года по 15 августа 2019 года не было подано заявление о поступлении в соответствующую (по его выбору и усмотрению) образовательную организацию, осуществляющую обучение по программе среднего профессионального образования, в том числе по специальности "Информационные системы и программирование", "Право и организация социального обеспечения". Таким образом, административный истец не реализовал свое право на получение среднего профессионального образования в 2019 года.
Доводы административного истца о том, что заключением комиссии ему рекомендованы профессии и специальности, на которые он поступить не имеет возможности в силу медицинских противопоказаний и недостаточности среднего уровня баллов, являются несостоятельными. Как указывалось выше, комиссия рассмотрела медицинские документы, индивидуальную программу реабилитации административного истца и рекомендовала профессии и специальности с учетом имеющихся противопоказаний и рекомендаций. Доказательств отказа в приеме на обучение в какое-либо образовательное учреждение в 2019 году по мотиву недостаточности среднего уровня баллов административным истцом не предоставлено и не может быть предоставлено, так как он не подавал в 2019 году соответствующего заявления о приеме на обучение.
Доводы административного истца о том, что судом не выдан исполнительный лист для принудительного исполнения решения суда, не свидетельствуют о нарушении прав Урмана М.Б. на исполнение судебного решения, поскольку оно исполнено добровольно со стороны Министерства образования Московской области в разумный срок.
Ввиду надлежащего исполнения судебного решения и в разумные сроки, отсутствуют правовые основания для удовлетворения административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 500000 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Урмана Марка Борисовича к Министерству финансов Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 500000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суда изготовлено 14 ноября 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.