Письмо Президента РФ от 25 октября 1999 г. N Пр-1391
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "О внесении изменений и дополнения в статью 64 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", принятый Государственной Думой 22 сентября 1999 г. и считающийся одобренным Советом Федерации в соответствии с частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации.
Из анализа Федерального закона следует, что он не имеет достаточно продуманной концепции правового регулирования экспорта и импорта ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов, а также услуг в области использования атомной энергии.
Отдельные положения Федерального закона не соответствуют Конституции Российской Федерации и некоторым законодательным актам Российской Федерации.
Изменения части первой статьи 64 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" существенно не меняют предыдущую редакцию этой части и имеют отсылочный характер.
Положением новой части третьей статьи 64 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", согласно которому экспорт ядерных материалов, в том числе ядерного топлива, радиоактивных веществ, за исключением радиоактивных материалов, направляемых на нужды медицины, в каждом конкретном случае осуществляется посредством принятия федерального закона, необоснованно ограничивается свобода экономической деятельности коммерческих организаций, закрепленная статьей 8 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, неправомерно изменяются система государственного регулирования экспорта продукции, а также функции органов государственной власти Российской Федерации, определенные статьями 71 и 76 Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", федеральными законами "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и "Об экспортном контроле".
Так, в соответствии со статьями 12 и 16 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и статьями 6 и 8 Федерального закона "Об экспортном контроле" порядок экспорта (вывоза) расщепляющихся материалов, номенклатура подпадающих под экспортный контроль отдельных видов материалов, а также списки (перечни) контролируемых товаров и технологий определяются Президентом Российской Федерации. Согласно статье 21 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и статье 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной внешнеторговой политики, осуществляет регулирование и государственный контроль в этой сфере.
Кроме того, нарушается принцип осуществления государственной внешнеторговой политики посредством таможенно-тарифного регулирования (применения экспортного и импортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования), установленный статьей 13 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Согласно указанной статье иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются.
Принятие в каждом конкретном случае федерального закона о поставке на экспорт ядерных материалов, в том числе ядерного топлива, радиоактивных веществ, за исключением радиоактивных материалов, направляемых на нужды медицины, крайне осложнит процедуру и увеличит сроки оформления таких поставок, что приведет к сокращению экспорта ядерных материалов российскими экспортерами, которые окажутся в невыгодном положении по сравнению с иностранными экспортерами указанной продукции.
Кроме того, в Федеральном законе "Об использовании атомной энергии" возникают внутренние противоречия. Нормы Федерального закона противоречат нормам статьи 9 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", согласно которым порядок экспорта и импорта ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов, а также услуг в области использования атомной энергии устанавливается Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон имеет и другие недостатки.
Учитывая изложенное, а также то, что правоотношения, предусматриваемые Федеральным законом, регулируются иными законодательными актами Российской Федерации, считаю повторное рассмотрение и принятие Федерального закона нецелесообразным.
Б.Ельцин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 25 октября 1999 г. N Пр-1391
Текст письма официально опубликован не был